Неточные совпадения
Традиционные богословско-метафизические учения неотвратимо должны приводить к
идее предопределения, которая наиболее мне антипатична.
Политически журнал был левого, радикального направления, но он впервые в истории русских журналов соединял такого рода социально-политические
идеи с религиозными исканиями,
метафизическим миросозерцанием и новыми течениями в литературе.
Мах и Авенариус, пытаются окончательно вытравить всякий
метафизический привкус из
идеи причинности.
Эта
идея положительного бытия [Слово бытие я здесь все время употребляю не в общем и отвлеченном смысле, а в
метафизическом смысле истинно-сущего.
Как следствие [основной
идеи гегелевской системы] и часть
метафизической системы, изложенное выше понятие о прекрасном падает вместе с нею.
Но и не пускаясь в
метафизические прения, мы можем увидеть из фактов, что
идея бесконечного, как бы ни понимать ее, не всегда, или, лучше сказать, — почти никогда не связана с
идеею возвышенного.
К сожалению, здесь не место подвергать анализу
идею «абсолюта», или бесконечного, и показывать настоящее значение абсолютного в области
метафизических понятий; тогда только, когда мы поймем это значение, представится нам вся неосновательность понимания под возвышенным бесконечного.
Поэтому у Беме, строго говоря, отсутствует
идея творения и тварности, и хотя у него и постоянно встречается выражение «тварь и тварность» (Creatur und Creatürlichkeit), но это понятие вовсе не имеет принципиального
метафизического и онтологического смысла, а означает только определенную ступень в раскрытии природы Бога (как есть это понятие и в системе Плотина, отрицающей тем не менее
идею творения).
С. 51&-522.]): следует ли
идеи Платона понимать в трансцендентально-критическом смысле, как формальные условия познания и его предельные грани (кантовские
идеи), или же в трансцендентно-метафизическом смысле?
Эта идеализация и сублимация мести как религиозного и нравственного долга находит свое
метафизическое завершение и увенчание в
идее ада.
Но персоналистическая этика в своем
метафизическом углублении совсем не означает отрицания ценности сверхличного и универсального, ценности
идеи.
«Мыслящий реалист» чужд всякой мечтательности и романтизма, он враг всяких возвышенных
идей, не имеющих никакого отношения к действительности и не реализуемых, он склонен к цинизму, когда речь идет об изобличении иллюзий религиозных,
метафизических и эстетических, у него культ дела и труда, он признает лишь естественные науки и презирает науки гуманитарные, он проповедует мораль разумного эгоизма не потому, что он был эгоистичнее «идеалистического» типа, — наоборот эгоистичнее был «идеалистический» тип, — а потому, что он хотел беспощадного разоблачения обманных возвышенных
идей, которыми пользовались для самых низменных интересов.
Все схоластическое сознание покоится на
идее наукообразности истин религиозных и
метафизических.
Политика реальная, в эмпирическом и
метафизическом смысле этого слова, может быть основана лишь на
идеях личности и нации, с которыми должны быть согласованы и которым должны быть подчинены все групповые и классовые интересы.