Неточные совпадения
Можно установить четыре периода в
отношении человека к космосу: 1) погружение человека в космическую жизнь, зависимость от объектного
мира, невыделенность еще
человеческой личности, человек не овладевает еще природой, его
отношение магическое и мифологическое (примитивное скотоводство и земледелие, рабство); 2) освобождение от власти космических сил, от духов и демонов природы, борьба через аскезу, а не технику (элементарные формы хозяйства, крепостное право); 3) механизация природы, научное и техническое овладение природой, развитие индустрии в форме капитализма, освобождение труда и порабощение его, порабощение его эксплуатацией орудий производства и необходимость продавать труд за заработную плату; 4) разложение космического порядка в открытии бесконечно большого и бесконечно малого, образование новой организованности, в отличие от органичности, техникой и машинизмом, страшное возрастание силы человека над природой и рабство человека у собственных открытий.
Жизнь
человеческая была бы неперестающим благом, если бы суеверия, соблазны и грехи людей не лишали их этого возможного и доступного им блага. Грех — это потворство телесным похотям; соблазны — это ложное представление человека о своем
отношении к
миру; суеверия — это принятое на веру ложное учение.
Иначе говоря, магизм уже подразумевает возникновение хозяйственного
отношения к
миру, —
человеческую актуальность, проявляющуюся в умственном, волевом и телесном усилии, или в труде, и предполагающую наличность потребности, или хозяйственной нужды.
Человеческое сознание подвержено разнообразным иллюзиям в понимании
отношения между этим
миром, в котором человек чувствует себя порабощенным, и иным
миром, в котором он ждет освобождения.
Но
человеческий мир полон не этого аристократизма, а аристократизма изоляции, замкнутости, гордости, презрения, высокомерного
отношения к стоящим ниже, т. е. ложного аристократизма, аристократизма кастового, порожденного социальным процессом.
Человеческая личность есть универсум лишь под условием не эгоцентрического
отношения к
миру.
Но в Боге и в Его
отношении к человеку и
миру нет ничего похожего на социальные
отношения людей, к Богу неприменима низменная
человеческая категория господства.
Такова этическая установка вовне, в жизни социальной, этическая же установка в глубину, в
отношении к жизни духовной, требует духовной свободы от власти собственности над
человеческой душой, аскезы в
отношении к материальной собственности, преодоления греховной похоти к материальным благам, недопущения себя до рабства у
мира.
Собственность, как
отношение человеческой личности к материальному, вещному
миру, всегда связана с социальной обыденностью и может превратиться в орудие порабощения
человеческой личности.
Он был нигилистом в
отношении к человеку и
миру, он абсолютно не верил в человека, считал
человеческую природу безнадежно дурной и ничтожной.
У него выработалось презрительное и унизительное
отношение к
человеческой жизни, к жизни
мира.
Под творческой активностью духа я понимаю не создание лишь продуктов культуры всегда символических, а реальное изменение
мира и
человеческих отношений, т. е. создание новой жизни, нового бытия.
В
мире должна образоваться духовность, христианская духовность, которая может быть названа социалистической, коммюнотарной, но которая прежде всего персоналистическая, так как в основании ее лежит
отношение человека к человеку, к ближнему, ко всякой конкретной
человеческой личности.
Наука есть специфическая реакция
человеческого духа на
мир, и из анализа природы науки и научного
отношения к
миру должно стать ясно, что навязывание научности другим
отношениям человека к
миру есть рабская зависимость духа.
Социологический позитивизм есть крайнее выражение некосмического состояния человека, отъединения человека от
мира и исключительной поглощенности возникшими на почве этой отъединенности
человеческими отношениями.