Неточные совпадения
При первом столкновении с этой
действительностью человек
не может вытерпеть боли, которою она поражает его; он стонет, простирает руки, жалуется, клянет, но
в то же время еще надеется, что злодейство,
быть может, пройдет мимо.
— Пожалуйста,
не трогай и
не учи меня! — сказал Левин, раздосадованный этим вмешательством кучера. Точно так же, как и всегда, вмешательство привело бы его
в досаду, и тотчас же с грустью почувствовал, как ошибочно
было его предположение о том, чтобы душевное настроение
могло тотчас же изменить его
в соприкосновении с
действительностью.
Вы мне опять скажете, что человек
не может быть так дурен, а я вам скажу, что ежели вы верили возможности существования всех трагических и романтических злодеев, отчего же вы
не веруете
в действительность Печорина?
Зло порождает зло; первое страдание дает понятие о удовольствии мучить другого; идея зла
не может войти
в голову человека без того, чтоб он
не захотел приложить ее к
действительности: идеи — создания органические, сказал кто-то: их рождение дает уже им форму, и эта форма
есть действие; тот,
в чьей голове родилось больше идей, тот больше других действует; от этого гений, прикованный к чиновническому столу, должен умереть или сойти с ума, точно так же, как человек с могучим телосложением, при сидячей жизни и скромном поведении, умирает от апоплексического удара.
— Мысль, что «сознание определяется бытием», — вреднейшая мысль, она ставит человека
в позицию механического приемника впечатлений бытия и
не может объяснить, какой же силой покорный раб
действительности преображает ее? А ведь
действительность никогда
не была — и
не будет! — лучше человека, он же всегда
был и
будет не удовлетворен ею.
О Марине думалось почему-то неприязненно,
может быть,
было досадно, что
в этом случае искусство
не возвышается над
действительностью.
Положение Привалова с часу на час делалось все труднее. Он боялся сделаться пристрастным даже к доктору. Собственное душевное настроение слишком
было напряжено, так что к
действительности начали примешиваться призраки фантазии, и расстроенное воображение рисовало одну картину за другой. Привалов даже избегал мысли о том, что Зося
могла не любить его совсем, а также и он ее. Для него ясно
было только то, что он
не нашел
в своей семейной жизни своих самых задушевных идеалов.
В действительности русское самодержавие, особенно самодержавие Николая I,
было абсолютизмом и империализмом, которых славянофилы
не хотели,
было чудовищным развитием всесильной бюрократии, которую славянофилы терпеть
не могли.
Если
действительность непосредственно воспринимается нами и непосредственно присутствует
в знании, то общее
в знании
не может быть истолковано номиналистически,
не может быть производным,
не есть абстракция от частных реальностей, а
есть сама общая реальность.
«Если истина
есть не копия
действительности,
не символическое воспроизведение ее и
не явление ее, сообразное с законами познавательной деятельности, а сама
действительность в дифференцированной форме, то критерием истины
может быть только наличность самой познаваемой
действительности, наличность познаваемого бытия
в акте знания.
Он
мог брать для своих изображений
не те жизненные факты,
в которых известная идея отражаемся наилучшим образом,
мог давать им произвольную связь, толковать их
не совсем верно; но если художническое чутье
не изменило ему, если правда
в произведении сохранена, — критика обязана воспользоваться им для объяснения
действительности, равно как и для характеристики таланта писателя, но вовсе
не для брани его за мысли, которых он,
может быть, еще и
не имел.
Он взял билет
в Павловск и с нетерпением спешил уехать; но, уж конечно, его что-то преследовало, и это
была действительность, а
не фантазия, как,
может быть, он наклонен
был думать.
Было ясно: с ней без меня
был припадок, и случился он именно
в то мгновение, когда она стояла у самой двери. Очнувшись от припадка, она, вероятно, долго
не могла прийти
в себя.
В это время
действительность смешивается с бредом, и ей, верно, вообразилось что-нибудь ужасное, какие-нибудь страхи.
В то же время она смутно сознавала, что я должен воротиться и
буду стучаться у дверей, а потому, лежа у самого порога на полу, чутко ждала моего возвращения и приподнялась на мой первый стук.
Она никогда
не думала о том, красива она или нет.
В действительности, она
не могла назваться красивою, но молодость и свежесть восполняли то, чего
не давали черты лица. Сам волостной писарь заглядывался на нее; но так как он
был женат, то открыто объявлять о своем пламени
не решался и от времени до времени присылал стихи,
в которых довольно недвусмысленно излагал свои вожделения. Дрозд тоже однажды мимоходом намекнул...
Могу смело сказать, что я
был гораздо лучше
в действительности, чем то странное существо, которое я пытался представлять из себя; но все-таки и таким, каким я притворялся, Нехлюдовы меня полюбили и, к счастию моему,
не верили, как кажется, моему притворству.
Я же потому, собственно, упоминаю об этой несуществовавшей Авдотье Петровне, что со Степаном Трофимовичем чуть-чуть
не случилось того же, что и с нею (
в случае, если б та существовала
в действительности); даже,
может быть, с него-то как-нибудь и взялся весь этот нелепый слух о Тарапыгиной, то
есть просто
в дальнейшем развитии сплетни взяли да и переделали его
в какую-то Тарапыгину.
Сказать, что они это делают из убеждения, как это обыкновенно говорят и они сами повторяют, — из убеждения
в необходимости поддержания государственного устройства,
было бы несправедливо, во-первых, потому, что все эти люди едва ли когда-нибудь даже думали о государственном устройстве и необходимости его; во-вторых, никак
не могут они
быть убеждены, чтобы то дело,
в котором они участвуют, служило бы поддержанию, а
не разрушению государства, а в-третьих,
в действительности большинство этих людей, если
не все,
не только
не пожертвуют никогда своим спокойствием и радостью для поддержания государства, но никогда
не пропустят случая воспользоваться для своего спокойствия и радости всем, чем только можно,
в ущерб государству.
И как человек во сне
не верит тому, чтобы то, что ему представляется
действительностью,
было бы точно
действительностью, и хочет проснуться к другой, настоящей
действительности, так точно и средний человек нашего времени
не может в глубине души верить тому, чтобы то ужасное положение,
в котором он находится и которое становится всё хуже и хуже,
было бы
действительностью, и хочет проснуться к настоящей
действительности, к
действительности уже живущего
в нем сознания.
Христианство для большинства людей, как и сказал его учитель,
не могло осуществиться сразу, а должно
было разрастаться, как огромнейшее дерево, из мельчайшего зерна. И так оно и разрасталось и разрослось теперь, если еще
не в действительности, то
в сознании людей нашего времени.
Так это предполагается
в Китае,
в действительности же этого нет и
не может быть, потому что для того, чтобы свергнуть власть насилующего правительства, мало иметь на это право, надо иметь силу.
Бельтов прошел
в них и очутился
в стране, совершенно ему неизвестной, до того чуждой, что он
не мог приладиться ни к чему; он
не сочувствовал ни с одной действительной стороной около него кипевшей жизни; он
не имел способности
быть хорошим помещиком, отличным офицером, усердным чиновником, — а затем
в действительности оставались только места праздношатающихся, игроков и кутящей братии вообще; к чести нашего героя, должно признаться, что к последнему сословию он имел побольше симпатии, нежели к первым, да и тут ему нельзя
было распахнуться: он
был слишком развит, а разврат этих господ слишком грязен, слишком груб.
Ведь, кажется, можно
было написать хорошую «вещицу» и для этой толпы, о которой автор
мог и
не думать, но это только казалось, а
в действительности получалось совсем
не то: еще ни одно выдающееся произведение
не появлялось на страницах изданий таких Иванов Иванычей, как причудливая орхидея
не появится где-нибудь около забора.
— Вот сморчки, щи из крапивы, огурцы — об этом ты
можешь писать, потому что это правда; что же касается до вливания жизни
в сердца, то этого
не существует
в действительности, а стало
быть, и"сочинять"незачем. Налжешь, введешь простодушных
в заблуждение — что хорошего! А кроме того, и сам нечувствительно
в распутство впадешь. Сегодня ты только для красного словца"сочинишь", а завтра, пожалуй, скажешь: а что
в самом деле! — а послезавтра и впрямь
в тебе сердце начнет играть!
Я
не мог продохнуть и
не мог остановить трясущихся челюстей. «Да, стало
быть,
не так, как я думал: то прежде я думал — несчастье, а оказывалось всё хорошо, по-старому. Теперь же вот
не по-старому, а вот оно всё то, что я представлял себе и думал, что только представлял, а вот оно всё
в действительности. Вот оно всё…
Я совсем
не против народной медицины и верю ей, особенно
в соединении с магнетизмом; я давно отрекся от презрительного взгляда, с которым многие смотрят на нее с высоты своего просвещения и учености; я видел столько поразительных и убедительных случаев, что
не могу сомневаться
в действительности многих народных средств; но мне тогда
не помогли они,
может быть оттого, что
не попадали на мою болезнь, а
может быть и потому, что мать
не согласилась давать мне лекарства внутрь.
— Если бы я
мог, — ответил
в бешенстве Галуэй, — если бы я
мог передать вам свое полнейшее равнодушие к мнению обо мне всех вас, — так как оно
есть в действительности, чтобы вы поняли его и остолбенели, — я
не колеблясь сказал бы: «Пирог» и ушел с вашим чеком, смеясь
в глаза. Но я сбит. Вы
можете мне
не поверить.
Действительность раздражала его, пугала, держала
в постоянной тревоге, и,
быть может, для того, чтобы оправдать эту свою робость, свое отвращение к настоящему, он всегда хвалил прошлое и то, чего никогда
не было; и древние языки, которые он преподавал,
были для него,
в сущности, те же калоши и зонтик, куда он прятался от действительной жизни.
Предмет или событие
в поэтическом произведении
может быть удобопонятнее, нежели
в самой
действительности; но мы признаем за ним только достоинство живого и ясного указания на
действительность, а
не самостоятельное значение, которое
могло бы соперничествовать с полнотою действительной жизни.
Природа и жизнь выше искусства; но искусство старается угодить нашим наклонностям, а
действительность не может быть подчинена стремлению нашему видеть все
в том цвете и
в том порядке, какой нравится нам или соответствует нашим понятиям, часто односторонним.
Новое строится
не так легко, как разрушается старое, и защищать
не так легко, как нападать; потому очень
может быть, что мнение о сущности прекрасного, кажущееся мне справедливым,
не для всех покажется удовлетворительным; но если эстетические понятия, выводимые из господствующих ныне воззрений на отношения человеческой мысли к живой
действительности, еще остались
в моем изложении неполны, односторонни или шатки, то это, я надеюсь, недостатки
не самых понятий, а только моего изложения.
Разница только
в том, что
в действительности подробности никогда
не могут быть умышленным механическим растягиванием дела, а
в поэтических произведениях они на самом деле очень часто отзываются реторикою, механическим растягиванием рассказа.
На жизненном пути нашем разбросаны золотые монеты; но мы
не замечаем их, потому что думаем о цели пути,
не обращаем внимания на дорогу, лежащую под нашими ногами; заметив, мы
не можем нагнуться, чтобы собрать их, потому что «телега жизни» неудержимо уносит нас вперед, — вот наше отношение к
действительности; но мы приехали на станцию и прохаживаемся
в скучном ожидании лошадей — тут мы со вниманием рассматриваем каждую жестяную бляху, которая,
быть может,
не стоит и внимания, — вот наше отношение к искусству.
Из многих случаев этого угождения господствующему образу мыслей укажем на один: многие требуют, чтобы
в сатирических произведениях
были лица, «на которых
могло бы с любовью отдохнуть сердце читателя», — требование очень естественное; но
действительность очень часто
не удовлетворяет ему, представляя множество событий,
в которых нет «и одного отрадного лица; искусство почти всегда угождает ему; и
не знаем, найдется ли, например,
в русской литературе, кроме Гоголя, писатель, который бы «
в подчинялся этому требованию; и у самого Гоголя за недостаток «отрадных» лиц вознаграждают «высоколирические» отступления.
Человеку,
не приготовленному специальным изучением новейшей эстетики, странно
будет услышать второе доказательство, приводимое
в подтверждение того, что так называемое прекрасное
в действительности не может быть прекрасно
в полном смысле слова.
В первом случае преимущество искусства над
действительностью ограничивается тем, что оно сыскало для картины золоченую рамку вместо простой; во втором — искусство прибавило,
может быть, прекрасный, но второстепенный аксессуар, — выигрыш также
не слишком велик.
Итак, справедливо, что фраза: «искусство
есть воспроизведение
действительности», должна
быть дополнена для того, чтобы
быть всесторонним определением;
не исчерпывая
в этом виде все содержание определяемого понятия, определение, однако, верно, и возражения против него пока
могут быть основаны только на затаенном требовании, чтобы искусство являлось по своему определению выше, совершеннее
действительности; объективную неосновательность этого предположения мы старались доказать и потом обнаружили его субъективные основания.
Вообще говоря, произведения искусства страдают всеми недостатками, какие
могут быть найдены
в прекрасном живой
действительности; но если искусство вообще
не имеет никаких прав на предпочтение природе и жизни, то,
быть может, некоторые искусства
в частности обладают какими-нибудь особенными преимуществами, ставящими их произведения выше соответствующих явлений живой
действительности?
быть может даже, то или другое искусство производит нечто,
не имеющее себе соответствия
в реальном мире?
Гравюра
не думает
быть лучше картины, она гораздо хуже ее
в художественном отношении; так и произведение искусства никогда
не достигает красоты или величия
действительности; но картина одна, ею
могут любоваться только люди, пришедшие
в галлерею, которую она украшает; гравюра расходится
в сотнях экземпляров по всему свету, каждый
может любоваться ею, когда ему угодно,
не выходя из своей комнаты,
не вставая с своего дивана,
не скидая своего халата; так и предмет прекрасный
в действительности доступен
не всякому и
не всегда; воспроизведенный (слабо, грубо, бледно — это правда, но все-таки воспроизведенный) искусством, он доступен всякому и всегда.
Пришедши к выводу, что искусство
не может быть обязано своим происхождением недовольству человека прекрасным
в действительности, мы должны
были отыскивать, вследствие каких потребностей возникает искусство, и исследовать его истинное значение.
До сих пор упреки
были обращены на то, что прекрасное
в действительности неудовлетворительно для человека; теперь следуют прямые доказательства, что прекрасное
в действительности, собственно говоря,
не может и назваться прекрасным.
Очертания предметов, опять, никак
не «
могут быть не только нарисованы рукою, но и представлены воображением лучше, нежели встречаются
в действительности; причину объяснили мы выше.
После длинного ряда упреков прекрасному
в действительности, становившихся все общее и сильнее, мы доходим теперь до последней, самой сильной и самой общей причины, почему реальное прекрасное
не может быть считаемо действительно прекрасным.
Мнение, будто бы «желания человеческие беспредельны», ложно
в том смысле,
в каком понимается обыкновенно,
в смысле, что «никакая
действительность не может удовлетворить их»; напротив, человек удовлетворяется
не только «наилучшим, что
может быть в действительности», но и довольно посредственною
действительностью.
А только с подобной точки зрения,
не находящей себе подтверждения
в действительных чувствах и суждениях человека, и
может эстетика утверждать, будто бы
в мире
действительности красота
есть явление редкое.
Существовал ли этот последний факт
в действительности — по совести, я ни отвергнуть, ни утвердить этого
не могу, но, вероятно,
в самой моей отчужденности («неякшании»)
было что-нибудь такое, что давало повод обвинять меня и
в «задирании носа».
Притом же
в намерениях моих
было написать ежели
не роман
в собственном значении этого слова, то более или менее законченную картину нравов,
в которой читатель
мог бы видеть как источники «ташкентства», так и выражение этого явления
в действительности.
Кроме того, я
не могу сказать с положительною уверенностью, что все так слабо мною намеченное
было в действительности.
Дело
в том, что у дореформенной России
не было соседства России же реформированной, а у Сибири
есть это соседство, и оно порождает то ироническое отношение к своей родной
действительности, которое вы
можете встретить
в Сибири даже у людей
не особенно интеллигентных.
Но,
может быть, это
было безотчетное опасение найти
в действительности не то, что создало и украсило мое горячее воображение и так искренно, давно полюбило молодое сердце.
—
В действительности! — нетерпеливо сказал Алексей Семенович. — Откуда мы
можем знать, что происходит
в действительности?
Может быть, там черт знает что,
в этой
действительности. И нет никакой
действительности, а
есть очевидность. А другой раз вы только с приказчиками
не разговаривайте. Вы свободны сегодня вечером?