Неточные совпадения
Глуповцы ужаснулись. Припомнили генеральное сечение ямщиков, и вдруг всех озарила мысль: а ну, как он этаким манером целый город выпорет! Потом стали соображать, какой
смысл следует придавать слову «
не потерплю!» — наконец прибегли к истории Глупова, стали отыскивать в ней примеры спасительной градоначальнической строгости,
нашли разнообразие изумительное, но ни до чего подходящего все-таки
не доискались.
— Ну, послушай однако, — нахмурив свое красивое умное лицо, сказал старший брат, — есть границы всему. Это очень хорошо быть чудаком и искренним человеком и
не любить фальши, — я всё это знаю; но ведь то, что ты говоришь, или
не имеет
смысла или имеет очень дурной
смысл. Как ты
находишь неважным, что тот народ, который ты любишь, как ты уверяешь…
А между тем, казалось бы, весь анализ, в
смысле нравственного разрешения вопроса, был уже им покончен: казуистика его выточилась, как бритва, и сам в себе он уже
не находил сознательных возражений.
— Расстроил меня Дмитрий Иванов, — пробормотал Дронов, надевая пальто, и, крякнув, произнес более внятно: — А знаешь, Клим Иванов,
не легкое дело
найти в жизни
смысл.
Клим Иванович Самгин слушал ее веселую болтовню с удовольствием, но он
не любил анекдотов, в которых легко можно
найти смысл аллегорический. И поэтому он заставил женщину перейти от слов к делу, которое для нее, так же как для него, было всегда приятно.
Самгин, поправив очки, взглянул на него; такие афоризмы в устах Безбедова возбуждали сомнения в глупости этого человека и усиливали неприязнь к нему. Новости Безбедова он слушал механически, как шум ветра, о них
не думалось, как
не думается о картинах одного и того же художника, когда их много и они утомляют однообразием красок, техники. Он отметил, что анекдотические новости эти
не вызывают желания оценить их
смысл. Это было несколько странно, но он тотчас
нашел объяснение...
«Дмитрий
нашел ‹
смысл› в политике, в большевизме. Это — можно понять как последнее прибежище для людей его типа — бездарных людей. Для неудачников. Обилие неудачников — характерно для русской интеллигенции. Она всегда смотрела на себя как на средство, никто
не учил ее быть самоцелью, смотреть на себя как на ценнейшее явление мира».
Варвара смотрела на него изумленно, даже как бы очарованно, она откинулась на спинку стула, заложив руки за шею, грудь ее неприлично напряглась. Самгин уже
не хотел остановить излияния агента полиции,
находя в них некий иносказательный
смысл.
Тут Клим понял
смысл ее вопроса о деньгах, густо покраснел и
не нашел, что сказать ей.
«Да,
найти в жизни
смысл не легко… Пути к
смыслу страшно засорены словами, сугробами слов. Искусство, наука, политика — Тримутри, Санкта Тринита — Святая Троица. Человек живет всегда для чего-то и
не умеет жить для себя, никто
не учил его этой мудрости». Он вспомнил, что на тему о человеке для себя интересно говорил Кумов: «Его я еще
не встретил».
— Во-первых, министерство
не будет спрашивать Сенат, — с улыбкой снисхождения сказал Игнатий Никифорович, — а вытребует подлинное дело из суда и если
найдет ошибку, то и даст заключение в этом
смысле, а, во-вторых, невинные никогда или, по крайней мере, как самое редкое исключение, бывают наказаны. А наказываются виновные, —
не торопясь, с самодовольной улыбкой говорил Игнатий Никифорович.
И действительно, он
не навязывал: никак нельзя было спастись от того, чтоб он, когда
находил это нужным,
не высказал вам своего мнения настолько, чтобы вы могли понять, о чем и в каком
смысле он хочет говорить; но он делал это в двух — трех словах и потом спрашивал: «Теперь вы знаете, каково было бы содержание разговора;
находите ли вы полезным иметь такой разговор?» Если вы сказали «нет», он кланялся и отходил.
А если этот человек
находит все-таки хорошее удовлетворение своей потребности, то и сам он
не должен рисковать; я предположу, в
смысле отвлеченном, что он
не хочет рисковать, и говорю: он прав и благоразумен, что
не хочет рисковать, и говорю: дурно и безумно поступит тот, кто станет его, нежелающего рисковать, подвергать риску.
А покамест в скучном досуге, на который меня осудили события,
не находя в себе ни сил, ни свежести на новый труд, записываю я наши воспоминания. Много того, что нас так тесно соединяло, осело в этих листах, я их дарю тебе. Для тебя они имеют двойной
смысл —
смысл надгробных памятников, на которых мы встречаем знакомые имена. [Писано в 1853 году. (Прим. А. И. Герцена.)]
Это значило, что меня
находили слишком терпимым к большевизму,
не одержимым маниакальной ненавистью к русской революции, слишком широким в
смысле привлечения «левых» течений.
Пережитое мною откровение творчества, которое есть откровение человека, а
не Бога,
нашло себе выражение в книге «
Смысл творчества.
Я почувствовал большую духовную устойчивость, незыблемую духовную основу жизни
не потому, что я
нашел определенную истину и
смысл, определенную веру, а потому, что я решил посвятить свою жизнь исканию истины и
смысла, служению правде.
Творение, предоставленное своим собственным силам, бьется над решением проблемы бытия и
не находит ни счастья, ни
смысла,
не спасается от смерти и страдания.
Относительно сторонних заработков, как увидит ниже читатель, южный сахалинец поставлен далеко
не в такое безвыходное положение, как северный; при желании он
находит себе заработок, по крайней мере в весенние и летние месяцы, но корсаковцев это мало касается, так как на заработки они уходят очень редко и, как истые горожане, живут на неопределенные средства, — неопределенные в
смысле их случайности и непостоянства.
Но нельзя сказать, чтоб эти причины были совершенно забыты автором: простой и естественный
смысл факта
не укрылся от него, и в «
Не в своих санях» мы
находим разбросанные черты тех отношений, которые разумеем под общим именем самодурных.
Много бы хотелось с тобой болтать, но еще есть другие ответы к почте. Прощай, любезный друг. Ставь номера на письмах, пока
не будем в одном номере. Право, тоска, когда
не все получаешь, чего хочется. Крепко обнимаю тебя.
Найди смысл, если есть пропуски в моей рукописи.
Не перечитываю — за меня кто-нибудь ее прочтет, пока до тебя дойдет. Будь здоров и душой и телом…
— Позволь, душа моя! Я понимаю твою мысль: если все захотят иметь беспрепятственный вход к Бергу, то понятно, что твои личные желания в этом
смысле уже
не найдут такого полного удовлетворения, какое они
находят теперь. Но, признаюсь, меня страшит одно: а что, если они, то есть печенеги… тоже начнут вдруг настаивать?
— Во всяком обеде
найдешь два-три блюда очень приличных, — говорил он, — и притом таких, от которых
не чувствуется в желудке никакой тяжести. Все здесь так устроено, чтобы питание, без ущерба в гастрономическом
смысле,
не вредило лечению, но, напротив, содействовало.
Подписчик драгоценен еще и в том
смысле, что он приводит за собою объявителя. Никакая кухарка, ни один дворник
не пойдут объявлять о себе в газету, которая считает подписчиков единичными тысячами. И вот из скромных дворнических лепт образуется ассигнационная груда.
Найдут ли алчущие кухарки искомое место — это еще вопрос; но газетчик свое дело сделал; он спустил кухаркину лепту в общую пропасть, и затем ему и в голову
не придет, что эта лепта составляет один из элементов его благосостояния.
Я уверен, что каждый из нас, ежели только он искренно вникнет в
смысл этой формулы,
найдет, что в ней
не только нет ничего обременительного, но что, напротив, она во многом развязывает нам руки.
Тот ему первым словом: «Вы, стало быть, генерал, если так говорите», то есть в том
смысле, что уже хуже генерала он и брани
не мог
найти.
Затем она невольно спросила себя: что такое, в самом деле, это сокровище? действительно ли оно сокровище и стоит ли беречь его? — и увы!
не нашла на этот вопрос удовлетворительного ответа. С одной стороны, как будто совестно остаться без сокровища, а с другой… ах, черт побери! да неужели же весь
смысл, вся заслуга жизни в том только и должны выразиться, чтобы каждую минуту вести борьбу за сокровище?
Довод этот неоснователен потому, что если мы позволим себе признать каких-либо людей злодеями особенными (ракà), то, во-первых, мы этим уничтожаем весь
смысл христианского учения, по которому все мы равны и братья как сыны одного отца небесного; во-вторых, потому, что если бы и было разрешено богом употреблять насилие против злодеев, то так как никак нельзя
найти того верного и несомненного определения, по которому можно наверное узнать злодея от незлодея, то каждый человек или общество людей стало бы признавать взаимно друг друга злодеями, что и есть теперь; в-третьих, потому, что если бы и было возможно несомненно узнавать злодеев от незлодеев, то и тогда нельзя бы было в христианском обществе казнить или калечить, или запирать в тюрьмы этих злодеев, потому что в христианском обществе некому бы было исполнять это, так как каждому христианину, как христианину, предписано
не делать насилия над злодеем.
Каждый день я все с бо́льшим удивлением
находил, что Олеся — эта выросшая среди леса,
не умеющая даже читать девушка — во многих случаях жизни проявляет чуткую деликатность и особенный, врожденный такт. В любви — в прямом, грубом ее
смысле — всегда есть ужасные стороны, составляющие мучение и стыд для нервных, художественных натур. Но Олеся умела избегать их с такой наивной целомудренностью, что ни разу ни одно дурное сравнение, ни один циничный момент
не оскорбили нашей связи.
Варвара Михайловна (горячо, с тоской и досадой). Я
не могу! Поймите вы — я
не могу! Я сама — нищая… Я сама в недоумении перед жизнью… Я ищу
смысла в ней — и
не нахожу! Разве это жизнь? Разве можно так жить, как мы живем? Яркой, красивой жизни хочет душа, а вокруг нас — проклятая суета безделья… Противно, тошно, стыдно жить так! Все боятся чего-то и хватаются друг за друга, и просят помощи, стонут, кричат…
Зато — кто хотел беспристрастно доискаться коренного их
смысла, тот всегда мог
найти, что дело в них представляется
не с поверхности, а с самого корня.
Но разница определяется Катериною очень быстро в пяти словах: «Да здесь все как будто из-под неволи!» И дальнейший разговор показывает, что во всей этой внешности, которая так обыденна у нас повсюду, Катерина умела
находить свой особенный
смысл, применять ее к своим потребностям и стремлениям, пока
не налегла на нее тяжелая рука Кабанихи.
— Прежде всего, Фома, уж ежели ты живешь на сей земле, то обязан надо всем происходящим вокруг тебя думать. Зачем? А дабы от неразумия твоего
не потерпеть тебе и
не мог ты повредить людям по глупости твоей. Теперь: у каждого человеческого дела два лица, Фома. Одно на виду у всех — это фальшивое, другое спрятано — оно-то и есть настоящее. Его и нужно уметь
найти, дабы понять
смысл дела… Вот, к примеру, дома ночлежные, трудолюбивые, богадельни и прочие такие учреждения. Сообрази — на что они?
Сидя по вечерам у огонька, о чем, о чем мы ни переговорили. Николай Матвеич рассказывал мастерски, как никто, и все, что он ни говорил, было передумано и перечувствовано. Каждое слово являлось полновесным зерном, как у всех серьезных и вдумчивых людей, которые умеют
найти глубокий
смысл в самом обыденном явлении и открыть его там, где другие ничего
не видят. Это особый дар, дар избранников…
В этом
смысле искусство ничем
не отличается от рассказа о предмете; различие только в том, что искусство вернее достигает своей цели, нежели простой рассказ, тем более ученый рассказ; под формою жизни мы гораздо легче знакомимся с предметом, гораздо скорее начинаем интересоваться им, «ежели тогда, когда
находим сухое указание на предмет.
— Но как же его слушать и видеть так, чтобы он нас
не видел? — спросила Англия,
находя в самом деле некоторый, даже весьма немалый
смысл в этом замечании.
В настоящем же своем положении он
не мог нигде
найти себе дела по душе, потому что вообще
не понимал
смысла жизни и
не мог дойти до разумного воззрения на свои отношения к другим.
Петр. А… меня раздражает всё это! Если они любят жить так… если
находят в этом удовольствие — пожалуйста! Я
не мешаю… я
не хочу никому мешать, но
не мешайте и мне жить так, как я хочу! Зачем они влагают в свои действия какой-то особый
смысл… Зачем говорят мне, что я трус, эгоист…
Они должны быть светлым зерцалом, в котором всякий гражданин, правый и неправый, видел бы ясно судьбу свою; чтобы добродушный судья
не усомнился в их
смысле и чтобы самый лукавый
не мог
находить в них двусмыслия, благоприятного для ябеды и неправосудия (448–462).
Но он вовсе
не находил нужным вникать в
смысл ее речей.
Гоголь всегда мне жаловался, что
не находит актера для этой роли, что оттого пиеса теряет
смысл и скорее должна называться «Городничий», чем «Ревизор».
В пьесе открывают, что воровка
не она, а сорока, — и вот Анету несут назад в торжестве, но Анета лучше автора поняла
смысл события; измученная грудь ее
не нашла радостного звука; бледная, усталая, Анета смотрела с тупым удивлением на окружающее ликование, со стороною упований и надежд, кажется, она
не была знакома.
Не заходя далеко, а только раскрывая подробнее
смысл немногих рассказов Марка Вовчка, так верных русской действительности, мы
нашли, что неестественные, крепостные отношения, существовавшие до сих пор между народом и высшими классами, будучи материально и нравственно вредны для крестьян, были еще более гибельны для самих владельцев.
Но вот в том-то и заслуга художника: он открывает, что слепой-то
не совсем слеп; он
находит в глупом-то человеке проблески самого ясного здравого
смысла; в забитом, потерянном, обезличенном человеке он отыскивает и показывает нам живые, никогда незаглушимые стремления и потребности человеческой природы, вынимает в самой глубине души запрятанный протест личности против внешнего, насильственного давления и представляет его на наш суд и сочувствие.
Смысл этой игры — глубок. Все карты — парные, он один — один, ибо его пара до игры — сброшена. Всякая карта должна
найти свою пару и с ней уйти, просто — сойти со сцены, как красавица или авантюристка, выходящая замуж, — со стола всех еще возможностей, всеможности, единоличных и, может быть, исторических судеб — в тихую, никому уже
не любопытную,
не нужную и
не страшную стопу отыгранных — парных карт. Предоставляя ему — весь стол, его — своей единственности.
Находя, что приближается в действительности для них решительная минута, которою определится навеки их судьба, мы все еще
не хотим сказать себе: в настоящее время
не способны они понять свое положение;
не способны поступить благоразумно и вместе великодушно, — только их дети и внуки, воспитанные в других понятиях и привычках, будут уметь действовать как честные и благоразумные граждане, а сами они теперь
не пригодны к роли, которая дается им; мы
не хотим еще обратить на них слова пророка: «Будут видеть они и
не увидят, будут слышать и
не услышат, потому что загрубел
смысл в этих людях, и оглохли их уши, и закрыли они свои глаза, чтоб
не видеть», — нет, мы все еще хотим полагать их способными к пониманию совершающегося вокруг них и над ними, хотим думать, что они способны последовать мудрому увещанию голоса, желавшего спасти их, и потому мы хотим дать им указание, как им избавиться от бед, неизбежных для людей,
не умеющих вовремя сообразить своего положения и воспользоваться выгодами, которые представляет мимолетный час.
Для меня составляет муку пробыть в ней десять — пятнадцать минут: в комнате нет воздуха, нет в буквальном
смысле — лампа, как следует заправленная и пущенная, чадит и коптит,
не находя кислорода; иначе, как слабо, ее пускать нельзя; тяжелый и влажный, как будто липкий воздух полон кислым запахом детских испражнений, махорки и керосина.
Мистика единения мужа и жены, союз «во Христа и во Церковь», положительный
смысл таинства брака,
не находит для себя оправдания в этом учении.
Но
не один только Левин
находит у Толстого
смысл жизни в добре. Большинство его героев приходит к тому же. Поищем у них, что же это за
смысл, который дается жизни добром?
Не «вложил», даже
не «вложу», а только «властен вложить»! И что вложить-то? «С Кити
не будет ссор, с гостем буду ласков». И бессмысленная прежде жизнь вдруг освещается
смыслом! Вот тот живящий хлеб, который, наконец,
нашел Левин. Но ведь этот хлеб из папье-маше! Левин искал пищу в игрушечных и оружейных лавках. Очевидно, в одной из игрушечных лавок ему и подсунули этот хлеб.