Неточные совпадения
Со смертью матери окончилась для меня счастливая пора детства и началась
новая эпоха — эпоха отрочества; но так как воспоминания о Наталье Савишне, которую я больше не видал и которая имела такое сильное и благое влияние на мое направление и
развитие чувствительности, принадлежат к первой эпохе, скажу еще несколько слов о ней и ее смерти.
Он неохотно и ‹не› очень много затратил времени на этот труд, но затраченного оказалось вполне достаточно для того, чтоб решительно не согласиться с философией истории, по-новому изображающей процесс
развития мировой культуры.
Видать, что писатели понимают: наступили годы медленного накопления и
развития новых культурных сил.
— Послушайте, monsieur Чацкий, — остановила она, — скажите мне по крайней мере отчего я гибну? Оттого что не понимаю
новой жизни, не… не поддаюсь… как вы это называете…
развитию? Это ваше любимое слово. Но вы достигли этого
развития, да? а я всякий день слышу, что вы скучаете… вы иногда наводите на всех скуку…
Его занимал общий ход и
развитие идей, победы науки, но он выжидал результатов, не делая pas de geants, [гигантских шагов (фр.).] не спеша креститься в
новую веру, предлагающую всевозможные умозрения и часто невозможные опыты.
Некоторые славянофильствующие и в наши горестные дни думают, что если мы, русские, станем активными в отношении к государству и культуре, овладевающими и упорядочивающими, если начнем из глубины своего духа создавать
новую, свободную общественность и необходимые нам материальные орудия, если вступим на путь технического
развития, то во всем будем подобными немцам и потеряем нашу самобытность.
Если бы вследствие
развития появился совершенно
новый субъект,
новая личность, то
развития не было бы.
Изменение,
развитие, появление
нового человека возможно, как победа над ветхим человеком.
Но эту болезненность, эту жестокость начала всякого движения должен принять всякий, кто не хочет вечного застоя и покоя, кто ищет
развития и
новой жизни.
Можно установить четыре периода в отношении человека к космосу: 1) погружение человека в космическую жизнь, зависимость от объектного мира, невыделенность еще человеческой личности, человек не овладевает еще природой, его отношение магическое и мифологическое (примитивное скотоводство и земледелие, рабство); 2) освобождение от власти космических сил, от духов и демонов природы, борьба через аскезу, а не технику (элементарные формы хозяйства, крепостное право); 3) механизация природы, научное и техническое овладение природой,
развитие индустрии в форме капитализма, освобождение труда и порабощение его, порабощение его эксплуатацией орудий производства и необходимость продавать труд за заработную плату; 4) разложение космического порядка в открытии бесконечно большого и бесконечно малого, образование
новой организованности, в отличие от органичности, техникой и машинизмом, страшное возрастание силы человека над природой и рабство человека у собственных открытий.
Боятся, что европейская техника, машина,
развитие промышленности,
новые формы общественности, формально схожие с европейскими, могут убить своеобразие русского духа, обезличить Россию.
В 1850 году Э. Жирарден напечатал в «Прессе» смелую и
новую мысль, что основы права не вечны, а идут, изменяясь с историческим
развитием.
Прежние, устарелые, но последовательные понятия об отношениях между людьми были потрясены, но
нового сознания настоящих отношений между людьми не было раскрыто. Хаотический простор этот особенно способствовал
развитию всех мелких и дурных сторон мещанства под всемогущим влиянием ничем не обуздываемого стяжания.
Помирятся ли эти трое, померившись, сокрушат ли друг друга; разложится ли Россия на части, или обессиленная Европа впадет в византийский маразм; подадут ли они друг другу руку, обновленные на
новую жизнь и дружный шаг вперед, или будут резаться без конца, — одна вещь узнана нами и не искоренится из сознания грядущих поколений, это — то, что разумное и свободное
развитие русского народного быта совпадает с стремлениями западного социализма.
Деятельность этого
нового земства главным образом выразилась в
развитии народного образования. В уезде школы открывались десятками, а в больших селах, как Суслон, были открыты по две школы. Пропагандировал школьное дело Харченко, и ему даже предлагали быть инспектором этих школ, но он отказался. Газета, типография и библиотека отнимали почти все время, а
новых помощников было мало, да и те были преимущественно женщины, как Устенька.
Не может быть
новой религии, но может быть творческое
развитие вечной религии.
Поэтому в процессе
развития неизбежно сочетается консервативность с прогрессивностью, [Н. Федоров сказал бы — отечества с сыновством.] с творчеством: охраняется отвоеванная в прошлом сфера бытия и продолжается отвоевание
новых сфер бытия, линия раскрытия протягивается дальше.
Человек ввергся в стихию звериного хаоса и мучительной историей, трудовым
развитием, длительным процессом творчества должен выйти из этого зверино-хаотического состояния, очеловечиться, стать во весь свой рост, освободиться из плена для
нового и окончательного избрания себе бытия в Боге или небытия вне Бога.
Хотя эта съемка сначала кажется не так губительною, потому что береза гибнет не вдруг, а снятая осторожно, лет через десять наращает
новую кожу, которую снимают вторично; но станут ли наемные работники осторожно бить бересту, то есть снимать с березы кожу? и притом ни одна, с величайшею осторожностью снятая береза не достигает уже полного
развития: она хилеет постепенно и умирает, не дожив своего века.
Тяжело проследить подобную карьеру; горько видеть такое искажение человеческой природы. Кажется, ничего не может быть хуже того дикого, неестественного
развития, которое совершается в натурах, подобных Подхалюзину, вследствие тяготения над ними самодурства. Но в последующих комедиях Островского нам представляется
новая сторона того же влияния, по своей мрачности и безобразию едва ли уступающая той, которая была нами указана в прошедшей статье.
Таково прошлое и таков в общих чертах характер этого
нового лица. Лиза познакомила Полиньку и с Бертольди, и Полинька пришлась по нраву Бертольди, которой она нравилась более как лицо, подлежащее
развитию. Они навестили раз Полиньку в Сокольниках и вздумали сами переехать на дачу.
Этот-то голос раскаяния и страстного желания совершенства и был главным
новым душевным ощущением в ту эпоху моего
развития, и он-то положил
новые начала моему взгляду на себя, на людей и на мир божий.
Долго ли продолжался этот моральный порыв, в чем он заключался и какие
новые начала положил он моему моральному
развитию, я расскажу в следующей, более счастливой половине юности.
— Я невежда в отношении Гегеля… С Фихте [Фихте Иоганн-Готлиб (1762—1814) — немецкий философ и публицист.] и Шеллингом [Шеллинг Фридрих-Вильгельм (1775—1854) — немецкий философ, оказавший заметное влияние на
развитие русской философской мысли, особенно в 20-е годы.] я знаком немного и уважаю их, хотя я сам весь, по существу моему, мистик; но знать, говорят, все полезно… Скажите, в чем состоит сущность учения Гегеля: продолжатель ли он своих предшественников или начинатель чего-нибудь
нового?..
Бал вступал в
новую фазу
развития.
Лицемерие, имевшее прежде одну религиозную основу в учении о падении рода человеческого, об искуплении и о церкви, в этом учении получило в наше время
новую научную основу и вследствие этого захватило в свои сети всех тех людей, которые уже не могут по степени своего
развития опираться на лицемерие религиозное.
Другой этот способ усвоения людьми
новой открывшейся истины и переход к
новому устройству жизни состоит в том, что люди усваивают истину не только потому, что они познают ее пророческим чувством или опытом жизни, а потому еще, что при известной степени распространения истины, люди, стоящие на низшей степени
развития, принимают ее все сразу, по одному доверию к тем, которые приняли ее внутренним способом и прилагают ее к жизни.
Развитие творческих сил народа с целью столь беспрепятственного взыскания податей и сборов, которое исключало бы самое понятие о «недоимке»; изыскание
новых источников производительности, в видах воспособления государственному казначейству, и, наконец, упразднение военных экзекуций, как средства, не всегда достигающего цели и притом сопряженного с издержками для казны, — вот вся сущность чухломской конституции.
Вместо прежних блестящих циркуляров издай
новый, в котором категорически объяви, что впредь воспрещается какое бы то ни было
развитие, кроме
развития сибирской язвы».
В одну из таких светлых минут доложили, что приехал «
новый». Старик вдруг вспрянул и потребовал чистого белья. «
Новый» вошел, потрясая плечами и гремя саблею. Он дружески подал больному руку, объявил, что сейчас лишь вернулся с усмирения, и заявил надежду, что здоровье почтеннейшего старца не только поправится, но, с Божиею помощью, получит дальнейшее
развитие. Старик был, видимо, тронут и пожелал остаться с «
новым» наедине.
В согласность с ним настраивается и подначальный люд. Несутся сердца, задаются пиры и банкеты в честь виновника торжества; языки без всякого опасения предаются благодетельной гласности; произносятся спичи и тосты; указываются
новые невредные источники народного благосостояния, процветания и
развития; выражаются ожидания, упования и надежды, которые, при помощи шампанского, из области упований crescendo [Разрастаясь (ит.).] переходят в твердую и непоколебимую уверенность.
Давно ли со всех сторон стекались мирские приговоры об уничтожении кабаков, как развратителей нашего доброго, простодушного народа, — и вот снова отовсюду притекают
новые приговоры, из коих явствует, что сельская община, в сознании самих крестьян, является единственным препятствием к пышному и всестороннему
развитию нашей производительности!» Да, я ждал всего, я надеялся, я предвкушал!
К тому времени чувства мои были уже оглушены и захвачены так сильно, что даже объявление ареста явилось
развитием одной и той же неприятности; но неожиданное признание Бутлера хватило по оцепеневшим нервам, как
новое преступление, совершенное на глазах всех.
Следя пристальнее за этой мыслью, всматриваясь в нее дольше и глубже, замечаешь, что это стремление к
новому, более естественному устройству отношений заключает в себе сущность всего, что мы называем прогрессом, составляет прямую задачу нашего
развития, поглощает всю работу
новых поколений.
И вот почему Шекспир имеет такое всемирное значение: им обозначается несколько
новых ступеней человеческого
развития.
Не представляя миру ничего
нового и неведомого, не намечая
новых путей в
развитии всего человечества, не двигая его даже и на принятом пути, они должны ограничиваться более частным, специальным служением: они приводят в сознание масс то, что открыто передовыми деятелями человечества, раскрывают и проясняют людям то, что в них живет еще смутно и неопределенно.
Имена Данте, Гете, Байрона часто присоединяются к его имени, но трудно сказать, чтоб в каждом из них так полно обозначалась целая
новая фаза общечеловеческого
развития, как в Шекспире.
С каждым из этих людей человечество делало
новый шаг в
развитии правильных, естественных понятий, и по важности этих шагов можем мы определять личное достоинство каждого деятеля.
Новые перспективы непременно вызовут потребность разобраться в них, а эта разборка приведет за собой
новый и уже высший фазис
развития.
При таком легком отношении к исходному пункту
новой жизненной деятельности возможно ли ожидать устойчивости и во всем дальнейшем ее
развитии?
К несчастию для Прокопа, благодаря чрезмерному
развитию промышленности, каждый год, как на смех, возникает множество
новых городов и местечек, так что ему беспрестанно приходится возвращаться назад, к букве А. А тут еще и другое неудобство: порядок переезда из одного города в другой, вследствие канцелярского недоразумения, принят алфавитный, и Прокоп, по этой причине, обязывается переезжать из Белева в Белозерск, из Белозерска в Белополье и т. д.
В
новой лесной жизни с каждым днем менялся Саша Погодин, и на вид имел уже не девятнадцать лет, а двадцать три-четыре — не меньше; странно ускорился процесс
развития и роста.
Когда эта цель достигнута, тогда уже начинается дальнейшее
развитие идеи, планы расширяются, прежняя цель, в свою очередь, становится основанием, точкой отправления для
новых целей и т. д.
Но с течением времени, по мере сознательного
развития общества, тип этот изменял свои формы, становился в другие отношения к жизни, получал
новое значение.
Но в ней отразилась русская жизнь, в ней предстает перед нами живой, современный русский тип, отчеканенный с беспощадною строгостью и правильностью; в ней сказалось
новое слово нашего общественного
развития, произнесенное ясно и твердо, без отчаяния и без ребяческих надежд, но с полным сознанием истины.
После взятия Варшавы, когда там, в Новогеоргиевске и в других пунктах бывшего Царства Польского, началась постройка
новых крепостей, «система самовознаграждения», казалось, достигла до самого наивысшего своего
развития.
Итальянская живопись, развивая византийскую, в высшем моменте своего
развития отреклась от византизма и, по-видимому, возвратилась к тому же античному идеалу красоты; но шаг был совершен огромный; в очах
нового идеала светилась иная глубина, иная мысль, нежели в открытых глазах без зрения греческих статуй.
Отвлеченная мысль осуществляется в цехе, группа людей, собравшихся около нее, во имя ее, — необходимый организм ее
развития; но как скоро она достигла своей возмужалости в цехе, цех делается ей вреден, ей надобно дохнуть воздухом и взглянуть на свет, как зародышу после девятимесячного прозябения в матери; ей надобна среда более широкая; между тем и люди касты, столь полезные своей мысли при начальном
развитии ее, теряют свое значение, застывают, останавливаются, не идут вперед, ревниво отталкивают
новое, страшатся упустить руно свое, хотят для себя за собою удержать мысль.
Это общество, столько перенесшее и выстрадавшее, так часто останавливаемое враждебными обстоятельствами в естественном ходе своего
развития, так стесняемое в самых чистых и высоких своих стремлениях, связанное во всем по рукам и ногам вследствие совершенно неравномерного распределения в нем умственных и вещественных преимуществ, — это общество, не имея возможности действовать, искало отрады по крайней мере в слове — умном, смелом, благородном, выводившем на посмеяние все низкое и пошлое и выражавшем живое стремление к
новому, лучшему, разумному порядку вещей.
Живучесть роли Чацкого состоит не в новизне неизвестных идей, блестящих гипотез, горячих и дерзких утопий или даже истин en herbe [В зародыше (франц.).]: у него нет отвлеченностей. Провозвестники
новой зари, или фанатики, или просто вестовщики — все эти передовые курьеры неизвестного будущего являются и — по естественному ходу общественного
развития — должны являться, но их роли и физиономии до бесконечности разнообразны.