«Внутренняя несостоятельность всей
объективной формы существования прекрасного открывается в том, что красота находится в чрезвычайно шатком отношении к целям исторического движения даже и на том поприще, где она кажется наиболее обеспеченною (т. е. в человеке: исторические события часто уничтожают много прекрасного: например, говорит Фишер, реформация уничтожила веселую привольность и пестрое разнообразие немецкой жизни XIII-XV столетий).
Неточные совпадения
— В нашей воле дать политику парламентариев в
форме объективного рассказа или под соусом критики. Соус, конечно, будет политикой. Мораль — тоже. Но о том, что литераторы бьют друг друга, травят кошек собаками, тоже можно говорить без морали. Предоставим читателю забавляться ею.
Посмотрим же, какова степень
объективного совершенства содержания и
формы в произведениях поэзии, и может ли она хотя в этом отношении соперничать с природою.
3) Это
объективное прекрасное, или прекрасное по своей сущности, должно отличать от совершенства
формы, которое состоит в единстве идеи и
формы, или в том, что предмет вполне удовлетворяет своему назначению.
Падший человек сохранил в себе образ Божий, как основу своего существа, и присущую ему софийность, делающую его центром мироздания, но утратил способность найти свою энтелехийную
форму, осуществить в себе подобие Божие. В нем было бесповоротно нарушено равновесие именно в области богоуподобления, а поэтому и самая одаренность его становилась для него роковою и опасною (ведь и для сатаны
объективное условие его падения, соблазна собственной силой заключалось в его исключительной одаренности).
Романтизм в своих исканиях есть борьба за освобождение субъекта, освобождение человека от власти закованности в конечных
формах объективированного мира, от власти интеллектуализма, приковывающего к ложной идее
объективного бытия, к общему.
Это есть радикальное изменение направления сознания, освобождение от иллюзий сознания, принявших
форму объективных реальностей.
Но нахождение этой новой
формы было задержано возникшим среди немецких писателей конца XVIII и начала XIX столетия учением о так называемом
объективном, то есть равнодушном к добру и злу, искусстве, связанном с преувеличенным восхвалением драм Шекспира, отчасти соответствовавшим эстетическому учению немцев, отчасти послужившим для него матерьялом.
Дух в
форме реального мира, в котором свобода есть необходимость, есть
объективный дух.
Когда же христианство предлагается как долг и идеал народу, он по естественному чувству самосохранения ищет средств обезопасить себя от «всепоядающего огня» религии, от истребляющих молний неба — и находит это средство в самостоятельной,
объективной ценности церковного символа, религиозной
формы, доброго дела — в православии, правоверии и обрядоверии».
Не связанная путами, варварская германская мысль создает глубокие
формы религиозного и философского критицизма, в которых
объективный мир воссозидается из погружения в субъект, в глубины духа.
Бытие государства (независимо от
формы правления) имеет
объективные, космические, в конце концов божественные основы.
Русский революционный социализм, отворачивающийся от всего
объективного, есть в сущности своеобразная
форма рассудочного, рационалистического безумия.