Рассудочное просвещение, т. е. полупросвещение, бессильно раскрыть
объективный разум в общественной жизни, объективные ее принципы, оно всегда благоприятно человеческому субъективизму, оно воспитывает неуважение к истории и игнорирование природных основ общественной жизни.
Неточные совпадения
Я нашел в библиотеке отца «Критику чистого
разума» Канта и «Философию духа» Гегеля (третья часть «Энциклопедии»), Все это способствовало образованию во мне своего субъективного мира, который я противополагал миру
объективному.
И те же рационалисты не видят рационализма и интеллектуализма в ограничениях веры
разумом и наукой, в отдании всего
объективного и реального во власть малого
разума.
В основе мира лежит
Разум, который одинаково действует и в субъективной действительности мышления, и в
объективной действительности бытия.
Но теоретическое познание, хотя и не этих объектов, но вообще
разума (?), здесь все-таки расширяется, именно постольку, поскольку этим идеям, путем практических постулатов, даются объекты, а через это мысль, только проблематическая, получает
объективную реальность.
Да и сам Кант говорит [«Признавать бытие Божие… — субъективная моральная необходимость, т. е. потребность, а не
объективная, т. е. не долг, ибо не может быть долгом признавать существование какой-либо вещи (это касается только теоретического применения
разума).
Вопрос, который ставится в «Критике чистого
разума», таков: как возможна наука в качестве
объективного, общезначимого знания, если, конечно, оно возможно?
Наш ум, малый наш
разум, руководствуется определенными,
объективными нормами мышления, общеобязательными методами наблюдения и исследования.
Дух, духовная действительность не сообразна с универсальными законами
разума, совсем не есть мир универсальных идей, совсем не есть мир
объективный.
И оздоровлением для русского человека будет укрепление в нем воли; оздоровлением будет для него укрепление
разума, ищущего
объективную истину.