Неточные совпадения
Дело в том, что товарищ моего детства Ламберт очень, и даже прямо, мог бы быть причислен к тем мерзким шайкам мелких пройдох, которые сообщаются взаимно ради того, что называют теперь шантажом и на что подыскивают теперь в своде
законов определения и наказания.
Так, как в математике — только там с большим правом — не возвращаются к
определению пространства, движения, сил, а продолжают диалектическое развитие их свойств и
законов, так и в формальном понимании философии, привыкнув однажды к началам, продолжают одни выводы.
Закон же, основанный на насилии, преследует только известные виды корыстолюбия, как-то: воровство, мошенничество и известные виды распутства и жестокости, как-то: нарушение супружеской верности, убийства, увечья, — вследствие этого как бы разрешая все те проявления корыстолюбия, распутства и жестокости, которые не подходят под его узкое, подверженное лжетолкованиям
определение.
Но люди не были готовы для принятия решения, данного Христом, и прежнее средство
определения зла, которому надо противиться посредством установления обязательных для всех
законов, приводившихся в исполнение силою, продолжало прилагаться.
Насилие всегда, в лучшем случае, если оно не преследует одних личных целей людей, находящихся во власти, отрицает и осуждает в одной неподвижной форме
закона то, что большею частью уже гораздо прежде отрицалось и осуждалось общественным мнением, но с тою разницею, что, тогда как общественное мнение отрицает и осуждает все поступки, противные нравственному
закону, захватывая поэтому в свое осуждение самые разнообразные положения,
закон, поддерживаемый насилием, осуждает и преследует только известный, очень узкий ряд поступков, этим самым как бы оправдывая все поступки такого же порядка, не вошедшие в его
определение.
И для этого с древнейших времен люди стали придумывать такие
определения зла, которые бы были обязательны для всех. И за такие
определения зла, обязательные для всех, выдавались то постановления
законов, которые, предполагалось, были получены сверхъестественным путем, то веления людей или собраний людей, которым приписывалось свойство непогрешимости. Люди употребляли насилие против других людей и уверяли себя и других, что насилие это они употребляли против зла, признанного всеми.
С войны Пепко вывез целый словарь пышных восточных сравнений и любил теперь употреблять их к месту и не к месту. Углубившись в права, Пепко решительно позабыл целый мир и с утра до ночи зубрил, наполняя воздух цитатами, статьями
закона, датами, ссылками, распространенными толкованиями и
определениями. Получалось что-то вроде мельницы, беспощадно моловшей булыжник и зерно науки. Он приводил меня в отчаяние своим зубрением.
Все юридические науки основаны на
определении прав сильного; все
законы написаны победителями и насильниками, чтобы не затруднять себя приисканием какой-нибудь формулировки для каждой новой несправедливости.
— Нет, оно более чем одной только формы утверждения
законов касается, — возразила ему Елена, — а потому я все-таки буду держаться моего
определения, что
законы суть договоры [
Законы суть договоры — юридическое и социологическое учение, возникшее в XVIII веке и разрабатывавшееся передовыми мыслителями своего времени — Беккариа, Руссо и другими.]; и вообразите, я родилась в известном государстве, когда договоры эти уже были написаны и утверждены, но почему же я, вовсе не подписавшаяся к ним, должна исполнять их?
— Вот тебе на! — сказал он. — Ты, значит, отказываешься от нашего казенного юридического
определения, что
законы суть продукт верховной воли, из которой одной они проистекают.
— Нисколько я не отказываюсь от этого
определения, и, по-моему, оно вовсе не противоречит
определению mademoiselle Helene, так как касается только формы утверждения
законов:
законы всюду и везде основываются на потребностях народа и для блага народа издаются, — проговорил барон, начинавший видеть, что ему и тут придется биться, и потому он решился, по крайней мере, взять смелостью и изворотливостью ума.
Очень легко показать неприложимость к возвышенному
определения «возвышенное есть перевес идеи над образом», после того как сам Фишер, его принимающий, сделал это, объяснив, что от перевеса идеи над образом (выражая ту же мысль обыкновенным языком: от превозможения силы, проявляющейся в предмете, над всеми стесняющими ее силами, или, в природе органической, над
законами организма, ее проявляющего) происходит безобразное или неопределенное («безобразное» сказал бы я, если бы не боялся впасть в игру слов, сопоставляя безобразное и безобразное).
На обратном пути с кладбища бабушка и Варвара долго толковали о том, куда теперь деть мальчика. Он, конечно, солдатский сын, и надо сделать ему
определение по
закону, куда следует; но как это сделать? К кому надо обратиться? Кто, наконец, станет бегать и хлопотать? На это могли утвердительно ответить только досужие и притом практические люди. Мальчик продолжал жить, треплясь по разным углам и старухам. И неизвестно, чем бы разрешилась судьба мальчика, если б снова не вступилась прачка Варвара.
В XI-й части «Собеседника» помещено письмо одного священника, который говорит: «Недавно в немалом благородном собрании предложен был, между прочим, высокоблагородному важный вопрос: что есть бог? — и по многим прениям многие сего общества члены такие
определения сей задаче изыскивали, что не без сожаления можно было приметить, сколь много подобных сим найдется мудрецов, за то одно не знающих святости христианского
закона, понеже никакого о нем понятия не имеют».
Премудрая чувствует необходимость особенных
законов для градских жителей, для
определения их прав и выгод (393), для одобрения их промышленности и трудолюбия.
К тому же, замечено было, высшим ли начальством или дворянством, что он очень однообразен в приискании и приложении
законов к судебным
определениям, между тем слишком разнообразен в решениях своих помимо
законов.
Это
определение палаты, основанное на
законах страны и трактатах, заключенных с иностранными державами, предъявляющими свои требования, служит гласным основанием для дальнейшего решения высшего правительства, от которого зависит окончательное решение.
Кроме того, Гагарин предложил собрать утром следующего дня сенат, постановить в нем, в силу указанного
закона,
определение о присяге Константину Павловичу и тотчас же принести ее в Успенском соборе.
Так что христианское учение о любви не есть, как в прежних учениях, только проповедь известной добродетели, но есть
определение высшего
закона жизни человеческой и неизбежно вытекающего из него руководства поведения.
В этом уяснении того, почему
закон этот — высший
закон жизни людей, и в точном
определении неизбежно вытекающих из него поступков, в этом тот шаг вперед, который сделало христианское учение, и в этом главное его значение и благодетельность.