Неточные совпадения
Кроме того, хотя он долго жил в самых близких отношениях к мужикам как хозяин и посредник, а главное, как советчик (мужики верили ему и ходили верст за сорок к нему советоваться), он не имел никакого
определенного суждения о
народе, и на вопрос, знает ли он
народ, был бы в таком же затруднении ответить, как на вопрос, любит ли он
народ.
В случавшихся между братьями разногласиях при суждении о
народе Сергей Иванович всегда побеждал брата, именно тем, что у Сергея Ивановича были
определенные понятия о
народе, его характере, свойствах и вкусах; у Константина же Левина никакого
определенного и неизменного понятия не было, так что в этих спорах Константин всегда был уличаем в противоречии самому себе.
Он чувствовал, что ему необходимо видеть человека, возглавляющего огромную, богатую Русь, страну, населенную каким-то скользким
народом, о котором трудно сказать что-нибудь
определенное, трудно потому, что в этот
народ слишком обильно вкраплены какие-то озорниковатые люди.
Я давно уже не бывал на них. Еще до катастрофы в настроении студенчества происходила значительная перемена. Вопросы о
народе, о долге интеллигенции перед трудящейся массой из области теории переходили в практику. Часть студентов бросали музеи и лекции и учились у слесарей или сапожников. Часто студенческие интересы как будто стушевывались, споры становились более определенны. Казалось, молодой шум, оживление и энтузиазм вливаются в
определенное русло…
Я не мог молиться, не мог ни на чем сосредоточить мысли, в душе было только одно
определенное желание — выгнать из избы весь этот
народ, набившийся в нее из грубого и обидного любопытства.
Савонарола, следуя инстинкту жизни романских
народов, сделался главою политической партии [«Романские
народы имеют характеристику резче германцев, они
определенные цели свои исполняют с чрезвычайной твердостью, обдуманностью и ловкостью».
Теперь уже снимаются с
народа оковы, и открывается ему широкое поприще свободного труда; всюду водружается знамя гласности; в
определенных размерах допущена свобода печатного слова, как благородного выражения общественного мнения; заговорили о магистратуре и адвокатуре, высказано несколько теплых слов о преобразовании полиции, провозвещен недалекий конец прежней системы питейных откупов…
Такой вопрос очень возможен, и я, предвидя его, спешу дать мой ответ. Шерамур поставлен здесь по двум причинам: во-первых, я опасался, что без него в этой книжке не выйдет
определенного числа листов, а во-вторых, если сам Шерамур не годится к праведным даже в качестве юродивого, то тут есть русская няня, толстая баба с шнипом, суд которой, по моему мнению, может служить выражением праведности всего нашего умного и доброго
народа.
Но, с другой стороны, те же обстоятельства, возвысивши Кольцова некоторым образованием, сделали то, что все, бывшее в
народе грубым, бессознательным, неопределенным, явилось в Кольцове обработанным, разумным,
определенным.
Священник. Но как же руководить
народом, не имея, ну,
определенной, что ли, истины?
— Я имею на этот счет очень
определенное убеждение, уверяю вас, — ответил я, а она закрылась от меня газетой, как бы не желая слушать. — По-моему, медицинские пункты, школы, библиотечки, аптечки, при существующих условиях, служат только порабощению.
Народ опутан цепью великой, и вы не рубите этой цепи, а лишь прибавляете новые звенья — вот вам мое убеждение.
Будем ждать обещанной статьи и тогда, если позволят обстоятельства, попробуем вникнуть в подробности дела, защищаемого знаменитым писателем, а теперь будем продолжать изложение того, как в образованной части общества сформировалось в последнее время несколько более
определенное понятие о доблестях русского
народа.
У
народов, признающих более низкие, чем христианское, вероучения, есть
определенное наложничество и многоженство и многомужество, ограниченное известными пределами, но нет той полной распущенности, проявляющейся в наложничестве, многоженстве и многомужестве, царящей среди людей христианского мира и скрывающейся под видом воображаемого единобрачия.
Каждый индивид врастает в человечество в
определенном «материнском месте», занимая в нем иерархически
определенную точку, поскольку он есть сын и отец, или мать и дочь, принадлежит к своей эпохе,
народу и т. д.
Старший брат Левина, ученый теоретик Кознышев, «никогда не изменял своего мнения о
народе и сочувственного к нему отношения». В спорах с Левиным, гораздо ближе знавшим
народ, «Кознышев всегда побеждал брата именно тем, что у Кознышева были
определенные понятия о
народе, его характере, свойствах и вкусах; у Константина же Левина никакого
определенного и неизменного понятия не было, так что в этих спорах Константин был уличаем в противоречии самому себе».
Люди герценского поколения попадали за границу вообще с большей подготовкой, чем та масса, которая кинулась туда с 60-х годов. Конечно, в этой"массе"было уже гораздо больше, чем прежде, молодых людей, ехавших учиться с университетским дипломом, с более
определенной программой дальнейших"штудий". Но сколько же тронулось тогда всякого шляющегося
народа!
Распределение религиозных разномыслий русского
народа на два широкие отдела: раскола и особенно вредных ересей, без
определенной граничной черты между теми и другими, не могло не обнаружить пред лицом законодательства своего несовершенства, столь вредного в случаях практического применения закона к действительной жизни. Поэтому последовало другое разделение раскола. Вот оно...
Вот это-то признание закона любви высшим законом жизни человеческой и ясно выраженное руководство поведения, вытекающее из христианского учения о любви, одинаковой к врагам, к людям ненавидящим, обижающим, проклинающим нас, и составляют ту особенность учения Христа, которая, давая учению о любви и вытекающему из него руководству точное,
определенное значение, неизбежно влечет за собой полное изменение установившегося устройства жизни не только христианских, но и всех
народов мира.
Главнейшую причину запутанности понятий и знаний наших о расколе должно искать, как я уже заметил, в крайней недостаточности точных сведений и
определенных понятий о настоящем значении того полуведомого явления жизни русского
народа, которое принято у нас называть расколом. Название это весьма неточно. Ему дается слишком широкое значение.
И всё это делается после того, как нам, христианам, 1800 лет тому назад объявлена нашим богом заповедь вполне ясная и
определенная: «не считай людей других
народов своими врагами, а считай всех людей братьями и ко всем относись так же, как ты относишься к людям своего
народа, и потому не только не убивай тех, которых называешь своими врагами, но люби их и делай им добро».
Опять вместо изречения туманного и неопределенного любомудрия выяснилось ясное,
определенное и важное и исполнимое правило: не делать различия между своим и чужим
народом и не делать всего того, что вытекает из этого различия: не враждовать с чужими
народами, не воевать, не участвовать в войнах, не вооружаться для войны, а ко всем людям, какой бы они народности ни были, относиться так же, как мы относимся к своим.
Трагизм положения людей христианского мира в том, что, по неизбежному недоразумению, христианскими
народами принято было, как свойственное им религиозное учение, такое учение, которое в своем истинном значении самым
определенным образом отрицало, разрушало весь тот строй общественной жизни, которым жили уже эти
народы и вне которого не могли себе представить жизни.
Когда же случается то, что и не может не случаться, так как объяснение смысла жизни и вытекающее из него руководство поведения никогда не бывает последним, а постоянно всё более и более уясняется, — когда случается то, что понимание смысла жизни, ставшее более точным и
определенным, требует вытекающего из этого уяснения иного, чем прежнее, руководства поведения, жизнь же
народа или
народов продолжает идти попрежнему, то жизнь таких
народов бывает и разъединенной и бедственной.
Казалось бы, что отвергнув верования древних о подчинении людей Божеству и об
определенной цели, к которой ведутся
народы, новая наука должна бы была изучать не проявления власти, а причины, образующие ее. Но она не сделала этого. Отвергнув в теории воззрения прежних историков, она следует им на практике.
«Июля 9-го дня, в воскресенье, по должности христианской (пишет Перфилий) случился я быть в приходской своей Всемилостивейшего Спаса, что в Наливках, церкви у утренни и для пения церковного становился всегда на правом клиросе, и во время той утренни во палиелей, тоя церкви служащий,
определенный за штатом недействительный священник Кирилл Федоров кадил всю церковь и
народ по обычаю. По каждении же он, поп, паки взошел на правый клирос и кадил мне (Перфилию) вторично — особищно других».