Я упрекал папу, что он неправильно вел и ведет воспитание детей; что он воспитывал нас исключительно в правилах личной морали, — будь честен, не воруй, не развратничай; граждан он не считал нужным в нас воспитывать; не считал даже нужным раскрывать нам глаза на
основное зло всей современной нашей жизни — самодержавие; что воспитывал в нас пай-мальчиков; что это антиморально говорить; „Сначала получи диплом, а потом делай то, что считаешь себя обязанным делать“: в каждый момент человек обязан действовать так, как ему приказывает совесть, — пусть бы даже он сам десять лет спустя признал свои действия ошибочными.
Неточные совпадения
Как я много раз писал, сделав это
основной темой, возможно противоположить ей
зло и тварность, и предшествующую несотворенную, и потому не детерминированную свободу, иррациональную свободу.
Вопрос о сущности
зла есть
основной вопрос жизни и смерти, и нет решения этого вопроса вне религии Св.
Следуя
основному нашему правилу непротивления
злу злом, мы не можем производить заговоров, смут или насилий.
И поэтому, как для того, чтобы вернее обеспечить жизнь, собственность, свободу, общественное спокойствие и частное благо людей, так и для того, чтобы исполнить волю того, кто есть царь царствующих и господь господствующих, мы от всей души принимаем
основное учение непротивления
злу злом, твердо веруя, что это учение, отвечая всем возможным случайностям и выражая волю бога, в конце концов должно восторжествовать над всеми
злыми силами.
Да и
основная мысль пьесы, что молодец бежит в лес от
злых толков, решительно нейдет к нашему простому, умному народу: она могла родиться разве только у человека, пожившего между сплетнями светского общества.
В системе Плотина посредствующую роль между Единым и миром играет νους [Нус (греч. — ум, разум) — одна из
основных категорий античной философии, разработанная Анаксагором и последующими философами.], образующий второе и не столь уже чистое единство — мышления и бытия, а непосредственным восприемником влияний νους служит Мировая Душа, имеющая высший и низший аспект, и она изливается уже в не имеющую подлинного бытия, мэоническую (μη δν) и потому
злую материю.
Это вполне очевидно, если мы сопоставим крайние полюсы: напр, натурализм разных оттенков, который воообще слеп к
злу в мире и видит в нем случайность, недоразумение или заблуждение (таков же и новейший гуманизм с его теориями прогресса: социализмом, анархизмом, позитивизмом [О «Теориях прогресса» см. статью С. Н. Булгакова «
Основные проблемы теории прогресса» в его книге «От марксизма к идеализму» (СПб., 1903).]), и антикосмизм, который слеп к добру в мире и видит в нем только
злую майю (буддийский аскетизм, философский пессимизм).
Или, как рисует Шопенгауэр это просветление страдающих, вдруг почувствовавших
основное единство мира: «В безмерности страдания раскрылась перед ними последняя тайна жизни, именно что
зло и злоба, страдание и ненависть, мучимый и мучитель — все это одно и то же…
Я говорил уже об
основном парадоксе борьбы добра и
зла: борьба со
злом постоянно порождает новое
зло — нетерпимость, фанатизм, насилие, жестокость, злобные чувства.
Основное свойство
злых фантазмов нужно видеть в эгоцентрической порабощенности и безвыходности, т. е. состояниях нетворческих и недуховных.
Основной вопрос этики о критерии добра и
зла.
Этот конфликт связан с
основным парадоксом
зла.
Основной вопрос этики — вопрос о критерии добра и
зла, о генеалогии морали, в возникновении различения и оценки.
Основное положение этики, понявшей парадокс добра и
зла, может быть так формулировано: поступай так, как будто бы ты слышишь Божий зов и призван в свободном и творческом акте соучаствовать в Божьем деле, раскрывай в себе чистую и оригинальную совесть, дисциплинируй свою личность, борись со
злом в себе и вокруг себя, но не для того, чтобы оттеснять
злых и
зло в ад и создавать адское царство, а для того, чтобы реально победить
зло и способствовать просветлению и творческому преображению
злых.
Основной этический парадокс в том, что различение добра и
зла, т. е. самое возникновение нашего добра, связано с грехопадением, а в мире греховном и падшем никогда в чистом виде не действует добро.
Свобода есть
основное условие нравственной жизни, не только свобода добра, но и свобода
зла.
Даже ад может представляться этическому мыслителю торжеством добра, ибо
основной для него представляется проблема оправдания добра, а не проблема существования
зла и
злых.
Парадокс добра и
зла,
основной парадокс этики, заключается в том, что добро предполагает существование
зла и требует допущения
зла.
Рассуждая на основании своего сознания, я вижу, что соединявшее все мои сознания в одно — известная восприимчивость к одному и холодность к другому, вследствие чего одно остается, другое исчезает во мне, степень моей любви к добру и ненависти к
злу, — что это мое особенное отношение к миру, составляющее именно меня, особенного меня, не есть произведение какой-либо внешней причины, а есть
основная причина всех остальных явлений моей жизни.
И самой интеллигенции нужно проповедовать, что
основным разделением мира и человечества остается не временное разделение на царство «социалистическое» и царство «буржуазное», а вечное разделение на царство правды и лжи, добра и
зла, царство божеское и диавольское, Христово и антихристово.