Неточные совпадения
Идея всемирной империи проходит через всю
историю и доходит до XX века, когда она теряет свой священный характер (Священная Римская империя) и приобретает
основу в значительной степени торгово-промышленную.
Все эти свойства России были положены в
основу славянофильской философии
истории и славянофильских общественных идеалов.
В
основе русской
истории лежит знаменательная легенда о призвании варяг-иностранцев для управления русской землей, так как «земля наша велика и обильна, но порядка в ней нет».
На славянофилах лежит грех, что мы долго не понимали ни народа русского, ни его
истории; их иконописные идеалы и дым ладана мешали нам разглядеть народный быт и
основы сельской жизни.
Проблема времени, парадокс времени лежит в
основе эсхатологической философии
истории.
Неустанное размышление о расцвете и упадке обществ и культур, резкое преобладание эстетики над этикой, биологические
основы философии
истории и социологии, аристократизм, ненависть к либерально-эгалитарному прогрессу и демократии, amor fati — все это черты, роднящие Леонтьева с Ницше.
Л. Толстой с небывалым радикализмом восстает против неправды и лжи
истории, цивилизации,
основ государства и общества.
Религиозная вера лежит в
основе и всякой цивилизации, и всего пути
истории, и философской мысли.
Когда славянофилы говорили, что община и земщина —
основы русской
истории, то это нужно понимать так, что община и земщина для них идеал русской жизни.
Только соборная, церковная мистика, которую я условно называю объективной, имеет своей
основой реальное преосуществление, обладает тайной связи с
историей, с преображением мира как сущего.
Началось дело осуществления лжебытия, началась трагическая
история мира, в
основу которой было положено преступление.
— А, вот он, университет! Вот он, я вижу, сидит в этих словах! — кричал Александр Иваныч. — Это гуманность наша, наш космополитизм, которому все равно, свой или чужой очаг. Поляки, сударь, вторгались всегда в нашу
историю: заводилась ли крамола в царском роде — они тут; шел ли неприятель страшный, грозный, потрясавший все
основы народного здания нашего, — они в передних рядах у него были.
Случаи подобного издевательства были совсем неизвестны в домашней
истории Александровского училища, питомцы которого, по каким-то загадочным влияниям, жили и возрастали на
основах рыцарской военной демократии, гордого патриотизма и сурового, но благородного, заботливого и внимательного товарищества.
Люди же, пользующиеся преимуществами, произведенными давнишними насилиями, часто забывают и любят забывать то, как приобретены эти преимущества. А между тем стоит только вспомнить
историю, не
историю успехов разных династий властителей, а настоящую
историю,
историю угнетения малым числом людей большинства, для того чтобы увидать, что
основы всех преимуществ богатых над бедными все произошли ни от чего другого, как от розог, тюрем, каторг, убийств.
Затем автор «
Истории Петра Великого» подробно развивает свою мысль, показывая, в какой степени развиты были у нас основные государственные элементы, служащие
основою могущества и благоденствия гражданских обществ.
Очень немного нужно было мне для того, чтоб из обыденного факта создать интересную
историю, в
основе которой капризно извивалась «незримая нить».
Но как обе эти
истории вертятся около князя Валковского, то можно полагать, что
основу романа, зерно его, составляет именно воспроизведение характера этого князя.
Ибо ныне человеческая
история есть существенно трагедия, и такова она уже в своей
основе.
Если иметь в виду эту аксиоматическую или мифическую
основу философствования, то философию можно назвать критической или идеологической мифологией, и излагать
историю философии надо не как
историю саморазвития понятия (по Гегелю), но как
историю религиозного самосознания, поскольку оно отражается в критической идеологии.
Моё очень раннее убеждение в том, что в
основе цивилизации лежит неправда, что в
истории есть первородный грех, что все окружающее общество построено на лжи и несправедливости, связано с Л. Толстым.
Париж еще сильно притягивал меня. Из всех сторон его литературно-художественной жизни все еще больше остального — театр. И не просто зрелища, куда я мог теперь ходить чаще, чем в первый мой парижский сезон, а вся организация театра, его художественное хозяйство и преподавание. «Театральное искусство» в самом обширном смысле стало занимать меня, как никогда еще. Мне хотелось выяснить и теоретически все его
основы, прочесть все, что было писано о мимике, дикции,
истории сценического дела.
Впрочем философия
истории всегда в известном смысле есть теология
истории и всегда имеет сознательно или бессознательно религиозную
основу.
Оригинальность славянофилов связана была с тем, что они пытались осмыслить своеобразие восточного, православного типа христианства, легшего в
основу русской
истории.
Это говорит и Н. Гартман, который в подзаголовке своей книги о духовном бытии называет ее
основами философии
истории.
Рассудочное просвещение, т. е. полупросвещение, бессильно раскрыть объективный разум в общественной жизни, объективные ее принципы, оно всегда благоприятно человеческому субъективизму, оно воспитывает неуважение к
истории и игнорирование природных
основ общественной жизни.
Профессиональным союзам, кооперациям, цехам принадлежит, конечно, огромное будущее [В этом отношении много верного можно найти в книге Р. Ю. Виппера «Круговорот
истории», хотя
основы его миросозерцания представляются мне совершенно ложными.].