Наряду с положительными чертами в аристократизме были и
отвратительные черты, своеобразное хамство в высокомерном обращении с низшими, презрение к труду, расовая гордость, не соответствующая личным качествам, кастовая замкнутость, закрытость к живым движениям мира, исключительная обращенность к прошлому («откуда», а не «куда»), замкнутость.
Неточные совпадения
Середь этих уродливых и сальных, мелких и
отвратительных лиц и сцен, дел и заголовков, в этой канцелярской раме и приказной обстановке вспоминаются мне печальные, благородные
черты художника, задавленного правительством с холодной и бесчувственной жестокостью.
А ведь он по-настоящему набожен и, я уверен, пойдет когда-нибудь в монахи и будет великим постником и молитвенником, и,
черт его знает, каким уродливым образом переплетется в его душе настоящий религиозный экстаз с богохульством, с кощунством, с какой-нибудь
отвратительной страстью, с садизмом или еще с чем-нибудь вроде этого?
Серебряков. Говорят, у Тургенева от подагры сделалась грудная жаба. Боюсь, как бы у меня не было. Проклятая,
отвратительная старость.
Черт бы ее побрал. Когда я постарел, я стал себе противен. Да и вам всем, должно быть, противно на меня смотреть.
Вокруг яркого огня, разведенного прямо против ворот монастырских, больше всех кричали и коверкались нищие. Их радость была исступление; озаренные трепетным, багровым отблеском огня, они составляли первый план картины; за ними всё было мрачнее и неопределительнее, люди двигались, как резкие, грубые тени; казалось, неизвестный живописец назначил этим нищим, этим
отвратительным лохмотьям приличное место; казалось, он выставил их на свет как главную мысль, главную
черту характера своей картины…
Что касается портретов, сходных до отвратительности, это надобно понимать так: всякая копия, для того, чтобы быть верною, должна передавать существенные
черты подлинника; портрет, не передающий главных, выразительнейших
черт лица, неверен; а когда мелочные подробности лица переданы при этом отчетливо, лицо на портрете выходит обезображенным, бессмысленным, мертвым — как же ему не быть
отвратительным?
Как самый
отвратительный вид двоедушия, ханжество и пустосвятство также вызвали порицания и насмешки в «Собеседнике». Нельзя не сказать, что насмешки эти очень удачны и остроумны. В них схвачены
черты очень резкие и в самом деле поразительные. Например, в «Повествовании глухого и немого» честный воевода Язвин характеризуется еще следующею
чертою: «Однажды украл он из нашего табуна 12 лучших лошадей и на другой день со всею своею окаянною семьею на тех же краденых конях отправился в Ростов богу молиться».
Несмотря на все эти мелочные недостатки, которые между прочим не представляли в общем ничего особенно
отвратительного, фигура управляющего нимало не теряла важности и той спокойной гордости, сияющей всегда в
чертах человека, сознающего в себе чувство собственного достоинства.
У порога этой двери стоял Абогин, но не тот, который вышел. Выражение сытости и тонкого изящества исчезло на нем, лицо его, и руки, и поза были исковерканы
отвратительным выражением не то ужаса, не то мучительной физической боли. Его нос, губы, усы, все
черты двигались и, казалось, старались оторваться от лица, глаза же как будто смеялись от боли…
Да и не все ли равно? Ведь он бесповоротно решил в первом же порте остаться, и ну ее к
черту, эту
отвратительную службу… Пусть дядя сердится, а он не виноват… Ишь, ведь как мечется во все стороны корвет… О, господи, что это за ужасная качка… И неужели можно к ней привыкнуть когда-нибудь…
И это приводило его в ярость; он кричал, божился, поминая
черта так же часто, как и Бога, и начинал рассказывать такие
отвратительные и грязные подробности, что самые старые священники краснели и негодовали.