Неточные совпадения
Многие запинаются на
добром слове, рдея
от стыда, и смело, громко произносят легкомысленное слово, не подозревая, что оно тоже,
к несчастью, не пропадает даром, оставляя длинный след
зла, иногда неистребимого.
Иногда, в этом безусловном рвении
к какой-то новой правде, виделось ей только неуменье справиться с старой правдой, бросающееся
к новой, которая давалась не опытом и борьбой всех внутренних сил, а гораздо дешевле, без борьбы и сразу, на основании только слепого презрения ко всему старому, не различавшего старого
зла от старого
добра, и принималась на веру
от не проверенных ничем новых авторитетов, невесть откуда взявшихся новых людей — без имени, без прошедшего, без истории, без прав.
Он показал ей, что и где писать, и она села за стол, оправляя левой рукой рукав правой; он же стоял над ней и молча глядел на ее пригнувшуюся
к столу спину, изредка вздрагивавшую
от сдерживаемых рыданий, и в душе его боролись два чувства —
зла и
добра: оскорбленной гордости и жалости
к ней, страдающей, и последнее чувство победило.
С моей стороны я желаю
доброму и даровитому юноше всего лучшего, желаю, чтоб его юное прекраснодушие и стремление
к народным началам не обратилось впоследствии, как столь часто оно случается, со стороны нравственной в мрачный мистицизм, а со стороны гражданской в тупой шовинизм — два качества, грозящие, может быть, еще большим
злом нации, чем даже раннее растление
от ложно понятого и даром добытого европейского просвещения, каким страдает старший брат его».
Выходило бы так, что я, еще ребенок, из сочувствия
к моему приятелю, находящемуся в рабстве у пана Уляницкого, всей душою призываю реформу и молюсь за
доброго царя, который хочет избавить всех купленных мальчиков
от злых Уляницких…
Да, я люблю тебя, далекий, никем не тронутый край! Мне мил твой простор и простодушие твоих обитателей! И если перо мое нередко коснется таких струн твоего организма, которые издают неприятный и фальшивый звук, то это не
от недостатка горячего сочувствия
к тебе, а потому собственно, что эти звуки грустно и болезненно отдаются в моей душе. Много есть путей служить общему делу; но смею думать, что обнаружение
зла, лжи и порока также не бесполезно, тем более что предполагает полное сочувствие
к добру и истине.
Люди же, делающие те же дела воровства, грабежа, истязаний, убийств, прикрываясь религиозными и научными либеральными оправданиями, как это делают все землевладельцы, купцы, фабриканты и всякие слуги правительства нашего времени, призывают других
к подражанию своим поступкам и делают
зло не только тем, которые страдают
от него, но тысячам и миллионам людей, которых они развращают, уничтожая для этих людей различие между
добром и
злом.
Все войны и походы Владимира представляются славными и счастливыми, а
к концу его царствования замечена следующая любопытная черта: «Владимир, находя по сердцу своему удовольствие в непрерывном милосердии и распространяя ту добродетель даже до того, что ослабело правосудие и суд по законам, отчего умножились в сие время разбои и грабительства повсюду, так что наконец митрополит Леонтий со епископы стали говорить Владимиру о том, представляя ему, что всякая власть
от бога и он поставлен
от всемогущего творца ради правосудия, в котором есть главное
злых и роптивых смирить и исправить и
добрым милость и оборону являть».
От Византии пришла
к нам образованность, оттуда получили мы и готовое решение вопросов о
добре и
зле.
— Эх, достигнуть бы генеральшу, кажется, такую бы свечу преподобному Трифону закатил! — мечтал Мишка, раздумывая свое горе. — Утесненным
от начальства преподобный Трифон весьма способствует… А то не толкнуться ли
к Секлетинье? Может, она и научит…
От этих баб
добра и
зла не оберешься.
Бедные, несчастные, бессмысленные народы, упорные в своем
зле, слепые
к своему
добру, вы позволяете отбирать
от вас лучшую часть вашего дохода, грабить ваши поля, ваши дома; вы живете так, как будто всё это принадлежит не вам, позволяя отнимать у вас вашу совесть, соглашаясь быть убийцами.
«Соблазнам должно прийти в мир», — сказал Христос. Я думаю, что смысл этого изречения тот, что познание истины недостаточно для того, чтобы отвратить людей
от зла и привлечь
к добру. Для того, чтобы большинство людей узнало истину, им необходимо, благодаря грехам, соблазнам и суевериям, быть доведенными до последней степени заблуждения и вытекающего из заблуждения страдания.
Нельзя спасти душу свою
злом, нельзя прийти
к добру дорогою
зла, как нельзя прийти домой, идя прочь
от дома.
Бог лишил их и «плодов древа жизни», ибо они могли бы давать лишь магическое бессмертие; без духовного на него права, и оно повело бы
к новому падению [Как указание опасности новых люциферических искушений при бессмертии следует понимать печальную иронию слов Божьих: «вот Адам стал как один из нас, зная
добро и
зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также
от древа жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно» (3:22).].
Мнимая мораль без религии, может быть, помогает вести добропорядочный образ жизни, поступать правильно, уклоняться
от зла, но только из страха перед наказанием в чувственном мире, а совсем не из любви
к добру, и существует из самой себя (нем.).
Это вполне очевидно, если мы сопоставим крайние полюсы: напр, натурализм разных оттенков, который воообще слеп
к злу в мире и видит в нем случайность, недоразумение или заблуждение (таков же и новейший гуманизм с его теориями прогресса: социализмом, анархизмом, позитивизмом [О «Теориях прогресса» см. статью С. Н. Булгакова «Основные проблемы теории прогресса» в его книге «
От марксизма
к идеализму» (СПб., 1903).]), и антикосмизм, который слеп
к добру в мире и видит в нем только
злую майю (буддийский аскетизм, философский пессимизм).
Оно не может поэтому иметь самостоятельного значения, существуя исключительно насчет блага, «приставая и прилепляясь
к его природе»: ex bono oritur malum, пес fuit omnino unde oriri posset, nisi ex bono [
Зло происходит
от добра, и ни
от чего иного, как
от добра возникнуть не может (лат.).] [De nupt. et concup.
Зло есть возврат
к небытию, отказ
от миротворения, и вместе с тем
зло имеет положительное значение, потому что оно вызывает высшую творческую силу
добра для своего преодоления.
Но когда люди «
к добру и
злу постыдно равнодушны», когда они слишком широки и снисходительны
к злу и отказываются
от нравственной борьбы, наступает деморализация и разложение.
Можно было бы сказать, что мир идет
от первоначального неразличения
добра и
зла через резкое различение
добра и
зла к окончательному неразличению
добра и
зла, обогащенному всем опытом различения.
— О! да я его вижу сквозь сучья; он кивает мне головой,
добрый старик! Здорово, здорово!.. Ступай же
к нему, Розхен, и скажи, чтобы он, как скоро увидит красный значок Немого на высоте креста, тотчас выстрелил из ружья по воздуху и немедленно воротился домой. Прощай, милое дитя! Бог и ангелы Его с тобою: да избавят они тебя
от злого искушения!.. Но ты побледнела, Роза. Не дурно ли тебе
от беганья и жару?
На почве этого сознания растет постыдное равнодушие
к добру и
злу, отказ
от мужественного противления
злу.
— Желаю вам счастья, граф!.. — продолжала, между тем, она как бы подавленным
от волнения голосом. — Ваша будущая жена, говорят, писаная красавица, умна,
добра… Берегите ее
от злых людей, граф… При дворе их много… Не давайте вползать
к вашему домашнему очагу… Повторяю, желаю вам полного, безраздельного счастья…
Наконец
от этой мысли, двигавшей усердием рыцаря
к Мамону, перешел он
к желанию делать
зло Хабару из желания себе
добра.
Ах, мой друг, религия, и только одна религия, может нас, уже не говорю утешить, но избавить
от отчаяния; одна религия может объяснить нам то, чего без ее помощи не может понять человек: для чего, зачем существа
добрые, возвышенные, умеющие находить счастие в жизни, никому не только не вредящие, но необходимые для счастия других — призываются
к Богу, а остаются жить
злые, бесполезные, вредные, или такие, которые в тягость себе и другим.