В этот миг, созданный сплетением стихий, в глухую ночь, не озаренную еще солнцем сознания, раскрывается, как ночной цветок, обреченный к утру на гибель, то странное явление, которого мы уже не можем представить себе: слово и дело становятся неразличимы и тожественны, субъект и объект, кудесник и природа испытывают сладость
полного единства.
Неточные совпадения
Совершенное
единство (общенациональное, общечеловеческое, космическое или божественное) есть высшая и наиболее
полная форма бытия всей множественности индивидуальных существований в мире.
Многие из друзей советовали мне начать
полное издание «Былого и дум», и в этом затруднения нет, по крайней мере относительно двух первых частей. Но они говорят, что отрывки, помещенные в «Полярной звезде», рапсодичны, не имеют
единства, прерываются случайно, забегают иногда, иногда отстают. Я чувствую, что это правда, — но поправить не могу. Сделать дополнения, привести главы в хронологический порядок — дело не трудное; но все переплавить, d'un jet, [сразу (фр.).] я не берусь.
Но во французской мысли, несмотря на скептицизм, на
полную свободу искания истины, было довольно большое
единство и даже надоедающее однообразие.
15) Совершенство формы (
единство идеи и формы) не составляет характеристической черты искусства в эстетическом смысле слова (изящных искусств); прекрасное как
единство идеи и образа, или как
полное осуществление идеи, есть цель стремления искусства в обширнейшем смысле слова или «уменья», цель всякой практической деятельности человека.
Что же такое в сущности прекрасное, если нельзя определить его как «
единство идеи и образа» или как «
полное проявление идеи в отдельном предмете»?
Но если под прекрасным понимать то, что понимается в этом определении, —
полное согласие идеи и формы, то из стремления к прекрасному надобно выводить не искусство в частности, а вообще всю деятельность человека, основное начало которой —
полное осуществление известной мысли; стремление к
единству идеи и образа — формальное начало всякой техники, стремление к созданию и усовершенствованию всякого произведения или изделия; выводя из стремления к прекрасному искусство, мы смешиваем два значения этого слова: 1) изящное искусство (поэзия, музыкант, д.) и 2) уменье или старанье хорошо сделать что-нибудь; только последнее выводится из стремления к
единству идеи и формы.
Совершенно другой смысл имеет другое выражение, которое выставляют за тожественное с первым: «прекрасное есть
единство идеи и образа,
полное слияние идеи с образом»; это выражение говорит о действительно существенном признаке — только не идеи прекрасного вообще, а того, что называется «мастерским произведением», или художественным произведением искусства: прекрасно будет произведение искусства действительно только тогда, когда художник передал в произведении своем все то, что хотел передать.
Единое, вселикое, безусловное НЕ, — абсолютное НЕ, — таково содержание отрицательного (апофатического) богословия Дионисия Ареопагита. И несмотря на явную близость с неоплатонизмом, он идет дальше и судит радикальней Плотина. Ибо, как мы уже знаем, Плотин, идя апофатическим путем, все еще оставляет понятие единого как определение абсолютного, между тем у Дионисия, в апофатическом аспекте, оно не есть ни единое, ни
единство, но есть
полное и окончательное НЕ-кто и НЕ-что.
Если устранить эту причину пространственности, предположив
полную и совершенную организованность мирового тела, при которой ничто ничего не вытесняет, но все существует в
единстве, тогда, очевидно, реальность пространства исчезает, оно становится чистой потенциальностью.
Не разумом, не умственным путем познает Толстой это
единство, а проникновением другого рода, несравненно более
полным и глубоким, чем проникновения разума.
Но
полного внутреннего
единства новая история создать не могла.