Неточные совпадения
Тот хаос, в который сейчас ввергнут мир и за ним мысль, должен был бы привести к
пониманию неразрывной связи истины с существованием Логоса,
Смысла.
Но и при субъективно-экзистенциальном, динамическом
понимании истины она остается вечной и получает иной
смысл.
Уже в своей книге «
Смысл творчества», совсем по-иному, чем Н. Федоров, и независимо от него, я высказал мысли о творчески-активном
понимании Апокалипсиса.
В известном
смысле Хомякова можно назвать православным модернистом, у него есть некоторое родство с католическим модернизмом — борьба против схоластики и против интеллектуалистического
понимания догматов, сильный модернистический элемент защиты свободной критической мысли.
Христианская история, говорят, не удалась, христианство не осуществилось в истории, но сама эта неудача, сама неосуществленность христианства поучительна для
понимания религиозного
смысла истории, поддерживает истину христианских пророчеств.
Но религиозное
понимание истории возможно уже потому, что религиозное восприятие всегда индивидуально и универсально разом и что религиозный
смысл истории исходит из индивидуального, неповторимого факта — Христа.
Научному
пониманию мира в категории причинности открывается в мире только закономерность и необходимость, но не открывается в мире разум,
смысл.
— Если же стать прямо лицом к лицу с публикой, так мы сейчас видели, как много в ней
смысла и
понимания.
Эти бездарные исполнители закона решительно не понимают, да и не в состоянии понять, что одно буквальное исполнение его, без
смысла, без
понимания духа его, прямо ведет к беспорядкам, да и никогда к другому не приводило.
И как отдельный человек, вступая в новый возраст, неизбежно изменяет свое
понимание жизни, и взрослый человек видит
смысл ее в ином, чем ребенок, так точно и совокупность людей, народа, неизбежно, соответственно возрасту своему, изменяет свое
понимание жизни и вытекающую из этого
понимания деятельность.
Так это было с самых первых времен христианства. И вот тут-то, с самых первых времен его, появились люди, начавшие утверждать про себя, что тот
смысл, который они придают учению, есть единый истинный и что доказательством этого служат сверхъестественные явления, подтверждающие справедливость их
понимания.
Чем было темнее
понимание учения Христа, тем более примешивалось к нему чудесного; а чем более примешивалось чудесного, тем более учение отклонялось от своего
смысла и становилось темнее; а чем более оно отклонялось от своего
смысла и становилось темнее, тем сильнее надо было утверждать свою непогрешимость и тем менее учение становилось понятно.
Так что, как сведения, полученные мною после выхода моей книги о том, как не переставая понималось и понимается меньшинством людей христианское учение в его прямом и истинном
смысле, так и критики на нее, и церковные и светские, отрицающие возможность понимать учение Христа в прямом
смысле, убедили меня в том, что тогда как, с одной стороны, никогда для меньшинства не прекращалось, но всё яснее и яснее становилось истинное
понимание этого учения, так, с другой стороны, для большинства
смысл его всё более и более затемнялся, дойдя, наконец, до той степени затемнения, что люди прямо уже не понимают самых простых положений, самыми простыми словами выраженных в Евангелии.
Если же все эти выражения должны иметь иносказательный
смысл и суть прообразы, то ведь мы знаем, что, во-первых, не все церковники согласны в этом, а, напротив, большинство настаивает на
понимании священного писания в прямом
смысле, а, во-вторых, то, что толкования эти очень многоразличны и ничем не подтверждаются.
Церковь как церковь, какая бы она ни была — католическая, англиканская, лютеранская, пресвитерианская, всякая церковь, насколько она церковь, не может не стремиться к тому же, к чему и русская церковь, к тому, чтобы скрыть настоящий
смысл учения Христа и заменить его своим учением, которое ни к чему не обязывает, исключает возможность
понимания истинного, деятельного учения Христа и, главное, оправдывает существование жрецов, кормящихся на счет народа.
Смысл тот, что история, природа человека и бог показывают нам, что, пока будут два человека и между ними хлеб, деньги и женщина, — будет война. То есть, что никакой прогресс не приведет людей к тому, чтобы они сдвинулись с дикого
понимания жизни, при котором без драки невозможно разделить хлеб, деньги (очень хороши тут деньги) и женщину.
Чем шире распространялось христианство и чем большую оно захватывало толпу неподготовленных людей, тем менее оно понималось, тем решительнее утверждалась непогрешимость
понимания и тем менее становилась возможность понять истинный
смысл учения.
Чем дальше жило человечество, тем более и более уяснялся ему
смысл христианства, как это не могло и не может быть иначе со всяким учением о жизни. Последующие поколения исправляли ошибки предшественников и всё более и более приближались к
пониманию истинного его
смысла.
Она без науки знала все, что ей нужно было знать, умела всякое дело поставить пред собой так, чтоб обнять его со всех сторон и уразуметь ясным
пониманием его
смысл и значение.
"Хищник", оставаясь ограниченным относительно
понимания общих интересов, очень часто является грандиозным, когда идет речь о его личных интересах. Пенкосниматель даже и в этом
смысле представляет лишь карикатуру"хищника": он не любит"отнять", но любит"выпросить"и"выждать".
Проницательность мгновенная рядом с неопытностью ребенка, ясный, здравый
смысл и врожденное чувство красоты, постоянное стремление к правде, к высокому, и
понимание всего, даже порочного, даже смешного — и надо всем этим, как белые крылья ангела, тихая женская прелесть…
Нет, как вы хотите, и в сатире нашей постоянно господствовала та мелкость, та узкость взгляда, которые мы заметили вообще в нашей литературе. И сатира не возвышалась у нас до
понимания народных интересов, несмотря на некоторые исключительные явления, почти всегда имевшие только частный
смысл.
Иногда кто-нибудь из них натыкался на какой-нибудь символ,
смысл которого не давался
пониманию.
Люди Запада давно уже доросли до
понимания планетарного
смысла труда, для них деяние — начало, единственно способное освободить человека из плена древних пережитков, из-под гнета условий, стесняющих свободу духовного роста личности.
Находя, что приближается в действительности для них решительная минута, которою определится навеки их судьба, мы все еще не хотим сказать себе: в настоящее время не способны они понять свое положение; не способны поступить благоразумно и вместе великодушно, — только их дети и внуки, воспитанные в других понятиях и привычках, будут уметь действовать как честные и благоразумные граждане, а сами они теперь не пригодны к роли, которая дается им; мы не хотим еще обратить на них слова пророка: «Будут видеть они и не увидят, будут слышать и не услышат, потому что загрубел
смысл в этих людях, и оглохли их уши, и закрыли они свои глаза, чтоб не видеть», — нет, мы все еще хотим полагать их способными к
пониманию совершающегося вокруг них и над ними, хотим думать, что они способны последовать мудрому увещанию голоса, желавшего спасти их, и потому мы хотим дать им указание, как им избавиться от бед, неизбежных для людей, не умеющих вовремя сообразить своего положения и воспользоваться выгодами, которые представляет мимолетный час.
Впрочем, он умный человек; есть этот bon sens, [Здравый
смысл (франц.).] трезвое, практическое
понимание вещей.
Я был поражен и тихой гармонией этих стройных звуков, так неожиданно наполнивших дом наш, а простой
смысл дружественных слов песни пленил мое
понимание.
При идеалистическом
понимании платонизма упраздняется весь его жизненный
смысл, причем он приравнивается теперешнему идеализму гуссерлианского типа, безобидному, но и, однако, бессильному «интенционированию» и «идеации» [Правильно: интенциональность — в феноменологии Гуссерля внешняя направленность восприятий и сознания; идеация — интуитивный акт «схватывания», «переживания» предмета.].
Его νους, идеальный организм идей-форм, в идеальной материи имеющий для себя «подставку», есть, по нашему
пониманию, не что иное, как София, или же в известном
смысле то же самое, что и платоновский мир идей.
Истины религии, открывающиеся и укореняющиеся в детски верующем сознании непосредственным и в этом
смысле чудесным путем, изживаются затем человеком и в его собственной человеческой стихии, в его имманентном самосознании, перерождая и оплодотворяя его [Гартман, среди новейших философов Германии обнаруживающий наибольшее
понимание религиозно-философских вопросов, так определяет взаимоотношение между общей философией и религиозной философией: «Религиозная метафизика отличается от теоретической метафизики тем, что она извлекает выводы из постулатов религиозного сознания и развивает необходимые метафизические предпосылки религиозного сознания из отношения, заложенного в религиозной психологии, тогда как теоретическая метафизика идет путем научной индукции.
«
Смысл добра» открывается и Пьеру Безухову в учении масонов. «Он был, как ему казалось, порочным только потому, что он как-то случайно запамятовал, как хорошо быть добродетельным». Мы увидим — пребывание в плену дало Пьеру новое, широкое
понимание жизни, и он с чуждым, отказывающимся чувством вспоминает об откровениях масонства.
Единственно приемлемый, не рабий
смысл слова «соборность» — это
понимание её как внутреннего конкретного универсализма личности, а не как отчуждения совести в какой-либо внешний коллектив.
Органическое
понимание общества гораздо шире, чем учение об обществе как организме в собственном
смысле слова.
Но ложно, безобразно и бесчеловечно то
понимание христианства, которое отрицает сострадание во имя искупляющего
смысла страдания, во имя любви к Богу.
Страшный суд над личностью и миром во внутреннем своем
понимании есть не что иное, как обретение
смысла, как установка ценностей и качеств.
Сознание возникает от встречи и взаимодействия душ, оно порождено потребностью различения и вместе с тем единения и взаимного
понимания, т. е. генезис сознания социален в метафизическом
смысле слова.
Проблематика коммунизма способствует пробуждению христианской совести и должна привести к раскрытию творческого социального христианства не в
смысле понимания христианства как социальной религии, а в
смысле раскрытия христианской правды в отношении к социальной жизни.
Для
понимания генезиса русского нигилизма в широком
смысле слова и русской революционности 60-х годов очень интересен образ Добролюбова.
Он не может не видеть и того, что, при допущении такого же
понимания жизни и в других людях и существах, жизнь всего мира, вместо прежде представлявшихся безумия и жестокости, становится тем высшим разумным благом, которого только может желать человек, — вместо прежней бессмысленности и бесцельности, получает для него разумный
смысл: целью жизни мира представляется такому человеку бесконечное просветление и единение существ мира, к которому идет жизнь и в котором сначала люди, а потом и все существа, более и более подчиняясь закону разума, будут понимать (то, что дано понимать теперь одному человеку), что благо жизни достигается не стремлением каждого существа к своему личному благу, а стремлением, согласно с законом разума, каждого существа к благу всех других.
Только благодаря такому низкому, мелкому
пониманию значения драмы и появляется среди нас то бесчисленное количество драматических сочинений, описывающих поступки, положения, характеры, настроения людей, не только не имеющих никакого внутреннего содержания, но часто не имеющих никакого человеческого
смысла [Пускай не думает читатель, что я исключаю написанные мной случайно театральные пьесы из этой оценки современной драмы.
Но при появлении протестантства в самом широком
смысле, то есть появлении нового
понимания христианства как учения жизни, драматическое искусство не нашло формы, соответствующей новому
пониманию христианства, и люди Возрождения увлеклись подражанием классическому искусству.
Трехчленное
понимание человека как существа духовного, душевного и телесного имеет вечный
смысл и должно быть удержано.
Фихте уже близок был к этому
пониманию в своем учении о первичном акте Я, но он оставался универсалистом-антиперсоналистом в другом
смысле.
Спиритуализация в
понимании духа должна признать, что дух в другом
смысле реален, чем все объективированное в мысли и в природе.
Средство избавления от этого бедственного положения, и средство не фантастическое, не искусственное, а самое естественное, состоит в усвоении людьми христианского мира открытого им 19 веков тому назад высшего, соответствующего теперешнему возрасту человечества
понимания жизни и вытекающего из него руководства поведения, то есть христианского учения в его истинном
смысле.
Если бы выкинуть его,
смысл выходил бы ясный; но против моего
понимания были все толкователи, против него было каноническое Евангелие со словом напрасно.
Когда я понял, что слова: не противься злу, значат: не противься злу, всё мое прежнее представление о
смысле учения Христа вдруг изменилось, и я ужаснулся перед тем не то что непониманием, а каким-то странным
пониманием учения, в котором я находился до сих пор.