Неточные совпадения
— Я советую тебе, друг мой, съездить с визитом к губернатору, — сказал он Аркадию, — ты понимаешь, я тебе это советую не потому, чтоб я придерживался старинных
понятий о
необходимости ездить к властям на поклон, а просто потому, что губернатор порядочный человек; притом же ты, вероятно, желаешь познакомиться с здешним обществом… ведь ты не медведь, надеюсь? А он послезавтра дает большой бал.
— Наши дни — не время для расширения
понятий. Мы кружимся пред
необходимостью точных формулировок, общезначимых, объективных. Разумеется, мы должны избегать опасности вульгаризировать
понятия. Мы единодушны в сознании
необходимости смены власти, эго уже — много. Но действительность требует еще более трудного — единства, ибо сумма данных обстоятельств повелевает нам отчислить и утвердить именно то, что способно объединить нас.
В бытии есть уже активация, или мертвящая отвлеченность
понятия, или идеализированная природная
необходимость и социальное принуждение.
Это совершенно понятно: во-первых, самодур также почти не имеет истинных нравственных
понятий и, следовательно, не может правильно различать добро и зло и, по
необходимости, должен руководствоваться произволом; во-вторых — безусловное послушание других очень выгодно для него, потому что затем он может уж ничем не стесняться.
Уже несколько раз в продолжение этого рассказа я намекал на
понятие, соответствующее этому французскому заглавию, и теперь чувствую
необходимость посвятить целую главу этому
понятию, которое в моей жизни было одним из самых пагубных, ложных
понятий, привитых мне воспитанием и обществом.
Утряй запирался в кабинете и писал сочинение о
необходимости учреждения"Общества Странствующих Дворян", на обязанность которого он возлагал хождение в народ с целью распространения здравых
понятий о значении и роли дворянства в государстве.
Патриархальные религии обоготворяли семьи, роды, народы; государственные религии обоготворяли царей и государства. Даже и теперь большая часть малообразованных людей, как наши крестьяне, называющие царя земным богом, подчиняются законам общественным не по разумному сознанию их
необходимости, не потому, что они имеют
понятие об идее государства, а по религиозному чувству.
6) Трагическое не имеет существенной связи с идеею судьбы или
необходимости. В действительной жизни трагическое большею частью случайно, не вытекает из сущности предшествующих моментов. Форма
необходимости, в которую облекается оно искусством, — следствие обыкновенного принципа произведений искусства: «развязка должна вытекать из завязки», или неуместное подчинение поэта
понятиям о судьбе.
Вот на таких-то обедах, посидевши я голодным, совсем было исчах и решился поддержать силы и здоровье своим произведением. Заказал в этом чудном Лондоне, где я, по
необходимости, квартировал, свои собственные блюда: борщ с молодою индейкою, поросенок в хрену, сладкое, утку с рыжиками, гуся жареного с капустою и вареники. Только вообразите же! глупый кухарь отказался готовить, что у него таких продуктов нет, а о варениках он и
понятия не имел.
Нынешнее — или теперешнее, не знаю, как правильнее сказать поколение, уже внуки мои, имея своих Галушкинских в другом формате, то есть костюме, с другими выражениями о тех же
понятиях, с другими поступками по прежним правилам, от них-то, новых реверендиссимов наслушавшись, говорят уже, что любовь есть приятное занятие, что для него можно пожертвовать свободным получасом; часто
необходимость при заботах тяжелых для головы, стакан лимонаду жаждущему, а не в спокойном состоянии находящемуся, недостойная малейшего размышления, не только позволения владеть душою, недостойная и не могущая причинять человеку малейшей досады и тем менее горести.
Здесь начинается возможность богопознания и богообщения; открывается область «положительного богословия» (θεολογία καταφατική); появляется
необходимость догмата и мифа; наконец, возникает, как религиозно-философская проблема, критическое установление
понятия о Боге.
Вот почему для св. ангелов и для людей, удостоенных лицезрения Божия и райского блаженства, новое падение или возврат к злу уже невозможны, не в силу утраты ими свободы, но через переход к другому бытийному возрасту и преодоление отрешенной от
необходимости свободы (так что упраздняется и самая соотносительность
понятий свобода —
необходимость, существующая лишь для этого зона).
Всякая система
понятий, система теологическая, находится во власти причинного, категориального мышления, т. е.
необходимости, детерминированности.
Можно подумать, что неподвижный мир
необходимости для Бергсона создается лишь научными
понятиями, есть лишь полезное приспособление научного познания.
Оказалась настоятельная
необходимость выбраться подобру-поздорову из Горок. Топор велел скорее собираться, но чтобы оставить по возможности грозное
понятие о своей силе и силе мятежа, и предупредить мысль о погоне, он выстроил всю шайку на площади и громко скомандовав: «На Могилёв ренка права марш», — торжественно выступил из Горок с военными трофеями, инвалидным капитаном и инвалидным барабаном.
Принижение Истины до тех научных
понятий, которые явились результатом приспособления к
необходимости, есть падение духа, отречение его от творческой активности.
Научные
понятия — экономически самое полезное и логически самое верное проникновение в мир
необходимости, а метафизическая интуиция есть уже проникновение в мир иной, лежащий за пределами всего данного, и постижение данного мира лишь как частного и болезненного состояния иного мира.
Вместо того чтобы, определив в самих себе
понятия о свободе и о
необходимости, под составленные определения подводить явления жизни, история из огромного количества подлежащих ей явлений, всегда представляющихся в зависимости от свободы и
необходимости, должна вывести определение самих
понятий о свободе и о
необходимости.
Точно так же теперь кажется, стòит только признать закон
необходимости, и разрушатся
понятие о душе, о добре и зле и все воздвигнутые на этом
понятии государственные и церковные учреждения.
— Во всех этих случаях увеличивается или уменьшается
понятие о свободе, и, соответственно тому, уменьшается или увеличивается
понятие о
необходимости, смотря по той точке зрения, с которой рассматривается поступок.
Но даже если бы, представив себе человека совершенно исключенного от всех влияний, рассматривая только его мгновенный поступок настоящего и предполагая, что он не вызван никакою причиною, мы допустили бесконечно малый остаток
необходимости равным нулю, мы бы и тогда не пришли к
понятию о полной свободе человека; ибо существо, не принимающее на себя влияний внешнего мира, находящееся вне времени и не зависящее от причин, уже не есть человек.
Для разрешения вопроса о том, как соединяются свобода и
необходимость, и что составляет сущность этих двух
понятий, философия истории может и должна итти путем противным тому, по которому шли другие науки.
Только при разъединении двух источников познавания, относящихся друг к другу как форма к содержанию, получаются отдельно, взаимно исключающиеся и непостижимые
понятия о свободе и о
необходимости.