Неточные совпадения
Науки бывают разные; одни трактуют об удобрении полей, о построении жилищ человеческих и скотских, о воинской доблести и непреоборимой твердости — сии суть полезные; другие, напротив, трактуют о вредном франмасонском и якобинском вольномыслии, о некоторых якобы природных человеку
понятиях и
правах, причем касаются даже строения мира — сии суть вредные.
— Это слово «народ» так неопределенно, — сказал Левин. — Писаря волостные, учителя и из мужиков один на тысячу, может быть, знают, о чем идет дело. Остальные же 80 миллионов, как Михайлыч, не только не выражают своей воли, но не имеют ни малейшего
понятия, о чем им надо бы выражать свою волю. Какое же мы имеем
право говорить, что это воля народа?
— Книги! Разве это жизнь? Старые книги сделали свое дело; люди рвутся вперед, ищут улучшить себя, очистить
понятия, прогнать туман, условиться поопределительнее в общественных вопросах, в
правах, в нравах: наконец привести в порядок и общественное хозяйство… А он глядит в книгу, а не в жизнь!
— Видите свою ошибку, Вера: «с
понятиями о любви», говорите вы, а дело в том, что любовь не
понятие, а влечение, потребность, оттого она большею частию и слепа. Но я привязан к вам не слепо. Ваша красота, и довольно редкая — в этом Райский
прав — да ум, да свобода
понятий — и держат меня в плену долее, нежели со всякой другой!
«В-третьих, в заключительном слове своем председатель, вопреки категорического требования 1 пункта 801 статьи Устава уголовного судопроизводства, не разъяснил присяжным заседателям, из каких юридических элементов слагается
понятие о виновности и не сказал им, что они имеют
право, признав доказанным факт дачи Масловою яду Смелькову, не вменить ей это деяние в вину за отсутствием у нее умысла на убийство и таким образом признать ее виновною не в уголовном преступлении, а лишь в проступке — неосторожности, последствием коей, неожиданным для Масловой, была смерть купца», Это вот главное.
А вокруг наших слов, формул и
понятий,
правых, левых и средних, накопилось слишком много условной лжи и гнили.
Хороший секрет, славно им пользоваться, и не мудрено, только надобно иметь для этого чистое сердце и честную душу, да нынешнее
понятие о
правах человека, уважение к свободе того, с кем живешь.
Дубровский видел, что теперь пользовались они происшедшим разрывом, и решился, вопреки всем
понятиям о
праве войны, проучить своих пленников прутьями, коими запаслись они в его же роще, а лошадей отдать в работу, приписав к барскому скоту.
Идея народности, сама по себе, — идея консервативная: выгораживание своих
прав, противуположение себя другому; в ней есть и юдаическое
понятие о превосходстве племени, и аристократические притязания на чистоту крови и на майорат.
Два суждения эти так ловко и ярко выражают русское имперское
понятие о
праве, что я не мог их позабыть.
Доктрина эта в то время была довольно распространенною в крепостной среде и, по-видимому, даже подтверждала крепостное
право. Но помещики чутьем угадывали в ней нечто злокачественное (в
понятиях пуристов-крепостников самое «рассуждение» о послушании уже представлялось крамольным) и потому если не прямо преследовали адептов ее, то всячески к ним придирались.
Понятие природы совершенно условно, и оно употребляется как символ восстания против давящего рационализма и норм цивилизации, как
право раскрытия творческой индивидуальности.
В конце прошлого века о правилах уличного движения в столице и
понятия не имели: ни
правой, ни левой стороны не признавали, ехали — кто как хотел, сцеплялись, кувыркались… Круглые сутки стоял несмолкаемый шум.
Всегда новостатейные сии дворянчики странные имеют
понятия о природном над крестьянами дворянском
праве.
Читатели, соображаясь с своими собственными наблюдениями над жизнью и с своими
понятиями о
праве, нравственности и требованиях природы человеческой, могут решить сами — как то, справедливы ли наши суждения, так и то, какое значение имеют жизненные факты, извлекаемые нами из комедий Островского.
Он видит, что зло существует, и желает, чтобы его не было; но для этого прежде всего надо ему отстать от самодурства, расстаться с своими
понятиями о сущности
прав своих над умом и волею дочери; а это уже выше его сил, это недоступно даже его
понятию… и вот он сваливает вину на других: то Арина Федотовна с заразой пришла, то просто — лукавый попутал.
В отношениях Самсона Силыча Вольтова ко всем, его окружающим, мы видели, что самодурство это — бессильно и дряхло само по себе, что в нем нет никакого нравственного могущества, но влияние его ужасно тем, что, будучи само бессмысленно И бесправно, оно искажает здравый смысл и
понятие о
праве во всех, входящих с ним в соприкосновение.
Высшие нравственные правила, для всех равно обязательные, существуют для него только в нескольких прекрасных речениях и заповедях, никогда не применяемых к жизни; симпатическая сторона натуры в нем не развита;
понятия, выработанные наукою, об общественной солидарности и о равновесии
прав и обязанностей, — ему недоступны.
— Опровергать лжеучения идеалистов и экономистов, стремиться к уничтожению семейственного и общественного деспотизма, изменять
понятия о нравственности и человеческом
праве. Первое дело — разделить поровну хлеб по желудкам.
— Странны,
право, бывают в обществе многие
понятия, но уж страннее того, которое досталось этому несчастному материализму, и придумать нельзя.
В том еще нет ничего удивительного, что государственные люди и профессора государственного
права имеют совершенно отчетливое
понятие о значении государства в жизни современных обществ.
— У этого малого, domine, любознательный ум, — продолжал Тыбурций, по-прежнему обращаясь к «профессору». — Действительно, его священство дал нам все это, хотя мы у него и не просили, и даже, быть может, не только его левая рука не знала, что дает
правая, но и обе руки не имели об этом ни малейшего
понятия… Кушай, domine! Кушай!
Казалось бы,"купеческая жена"и «любовь» — два
понятия несовместимые, а между тем, знаете ли, в этом народе, в этих gens de rien, [простых людях (франц.).] есть много хорошего…
право!
Липочка. Подите вы с своими советами! Что ж мне делать, по-вашему! Самой, что ли, хворать прикажете? Вот другой манер, кабы я была докторша! Ух! Что это у вас за отвратительные
понятия! Ах! какие вы, маменька, ей-богу!
Право, мне иногда краснеть приходится от ваших глупостей!
— Дело, кажется, простое, — сказал дядя, — а они бог знает что заберут в голову… «разумно-деятельная толпа»!!
Право, лучше бы тебе остаться там. Прожил бы ты век свой славно: был бы там умнее всех, прослыл бы сочинителем и красноречивым человеком, верил бы в вечную и неизменную дружбу и любовь, в родство, счастье, женился бы и незаметно дожил бы до старости и в самом деле был бы по-своему счастлив; а по-здешнему ты счастлив не будешь: здесь все эти
понятия надо перевернуть вверх дном.
— А между тем мы с вами, Иван Александрович, сидим и толкуем о
правых понятиях-с, — с благородным азартом самообличения замечает один клубный старичок другому.
Услыша царский приговор, Вяземский было обрадовался, и очи его уже запылали надеждой; но уверенность Морозова немного смутила его. Он вспомнил, что, по общепринятому
понятию, в судном поединке бог неминуемо дарует победу
правой стороне, и невольно усумнился в своем успехе.
Песня эта, может быть и несходная с действительными событиями, согласна, однако, с духом того века. Не полно и не ясно доходили до народа известия о том, что случалось при царском дворе или в кругу царских приближенных, но в то время, когда сословия еще не были разъединены
правами и не жили врозь одно другого, известия эти, даже искаженные, не выходили из границ правдоподобия и носили на себе печать общей жизни и общих
понятий.
Мы видели, как, освободившись от
понятий закона и
права, они расстреливали невинных, застигнутых на дороге и показавшихся подозрительными только потому, что они испугались.
Мы — простые, рабочие люди, синьор, у нас — своя жизнь, свои
понятия и мнения, мы имеем
право строить жизнь, как хотим и как лучше для нас.
— Это она прислала булки. Смешная,
право, к чему скрываться? Я тоже была смешной и глупой, а вот ушла оттуда и уже никого не боюсь, думаю и говорю вслух, что хочу, — и стала счастливой. Когда жила дома, и
понятия не имела о счастье, а теперь я не поменялась бы с королевой.
Впоследствии, расширив круг своих наблюдений, я убедился, что не только относительно нас, лошадей,
понятие мое не имеет никакого другого основания, как низкий и животный людской инстинкт, называемый ими чувством или
правом собственности.
Вначале действительно Петр хотел строго хранить свое incognito и, чтобы в Европе не узнали его, употребил даже меру, позволительную разве только при тогдашнем состоянии
понятий о
правах частных лиц: он повелел распечатывать все письма, отправляемые из Москвы за границу через установленную почту, и задерживать те, в которых было хоть слово о путешествии царя!
В философии
права Гегель говорит: «Между самопознанием и действительностию всего чаще становится отвлеченность, не освободившаяся в
понятие».
Мигачева (берет ухват). Ах,
право! Вдруг закипит, и сделаюсь без
понятия, даже людей совестно. (Уходит).
Мы не хотим подбирать более фактов, потому что это очень неприятно; но ежели бы потребовалось, мы могли бы представить не десятки, а сотни указаний на статьи, в которых плантаторская точка зрения, примененная к
понятию о
праве и законности, находилась в совершеннейшем разладе с духовно-нравственным чувством, против которого вооружался г. Головачев в «Русском вестнике».
Он верил, например, в то, что человек здоровый и обеспеченный в необходимых потребностях жизни не станет лежать на боку, брезговать работой и поедать плоды чужих трудов; ему казалось, что всем людям очень легко внушить
понятие о полной солидарности их
прав и обязанностей и что легко провести эту солидарность во всей практической деятельности общины.
— Князь, — сказала я, — вы меня можете отослать в деревню, на поселение, но есть такие
права и у самого слабого животного, которых у него отнять нельзя, пока оно живо, по крайней мере. Идите к другим, осчастливьте их, если вы успели воспитать их в таких
понятиях.
Теперь это начало отвергнуто, [признано противным
правам человечества, лишено покровительства законов,] и, стало быть,
понятия и требования, им порожденные и воспитанные, находят себе осуждение в том самом, что прежде служило им оградою.
Теперь дело литературы — преследовать остатки крепостного
права в общественной жизни и добивать порожденные им
понятия, [возводя их к коренному их началу].
Вместо всех велений здравого смысла им с малолетства вбито в голову и срослось с ними
понятие, что они должны жить [на чужой счет], сами ничего не делая, что это [их
право,] их призвание на земле.
Рядом с
понятием о неприкосновенности личности [неизбежно] является и
понятие об обязанности и
правах труда.
Вследствие того он приобрел некоторое условное уважение к себе и какое-то смутное
понятие о «своем
праве».
Народ уважает только те установления, в которых отразились присущие ему
понятия о законе и
праве.
И начал ему потом высчитывать вся и все: все ему его добрые деяния представил, как в зеркале; но… как бы вы думали, милостивый государь… у него достало духу от первого до последнего моего слова во всем запереться: по его
понятию,
правей человека на свете нет!
Понятие о
правах, об обязанностях не яснее ли стали для каждого?
«Несмотря на все установленные правила для надзора за воскресными и бесплатными школами, говорилось в объявлении, ныне положительно обнаружено, в некоторых из них, что под благовидным предлогом распространения в народе грамотности люди злоумышленные покушались в этих школах развивать вредные учения, возмутительные идеи, превратные
понятия о
праве собственности и безверие.
—
Понятие условное-с. Одни понимают его так, другие иначе. Да вот вам, для наглядного сравнения: мать Агафоклея потеряла жениха, пошла в монастырь, всю жизнь осталась верна его памяти, все имение раздала нищим и на старости лет имеет полное
право сказать о себе: «я честная женщина»; ну, и наша общая знакомка Лидинька Затц тоже ведь с полным убеждением и совсем искренно говорит: «я честная женщина».
В объявлении, опубликованном по этому поводу «Северной Почтой», сказано: «Показаниями фабричных работников обнаружено, что в этих воскресных школах преподается учение, направленное к потрясению религиозных верований, к распространению социалистических
понятий о
праве собственности и к возмущению против правительства.
Но это расширение теоретического разума не есть расширение спекуляции, т. е. не дает
права делать из этих
понятий позитивное употребление в теоретическом отношении (??), так как здесь практический разум делает то, что эти
понятия становятся реальными и действительно получают свои (возможные) объекты.