Неточные совпадения
Лет 12 тому назад он вышел в отставку не совсем
по своей
воле и купил именьице промотавшегося юноши-помещика.
Потом объявилась эмансипация;
помещик на первых порах побаловался с выкупными свидетельствами, но через короткое время вдруг без остатка исчез; крестьянин обрадовался
воле и разбрелся
по дальним заработкам.
Не будь этих людей, готовых
по воле начальства истязать и убивать всякого, кого велят, не могло бы никогда прийти в голову
помещику отнять у мужиков лес, ими выращенный, и чиновникам считать законным получение своих жалований, собираемых с голодного народа за то, что они угнетают его, не говоря уже о том, чтобы казнить, или запирать, или изгонять людей за то, что они опровергают ложь и проповедуют истину.
Здесь в нашу глушь не показывались даже местные власти, а сами
помещики ограничивались получением оброка да съестных припасов и дичи к Рождеству, а сами и в глаза не видали своего имения, в котором дед был полным властелином и, воспитанный
волей казачьей, не признавал крепостного права: жили по-казачьи, запросто и без чинов.
Мало того (что же еще больше? слушайте!) — он… переводил крестьян из одной деревни в другую, выводил на пустоши (и это благодеяние!), селил дворовых на крестьянство, снабжая их всем хозяйством на свой счет, или (хорошо «или») брал во двор людей, уничтожая их усадебное пепелище…» И ведь все это — вы понимаете — говорится к тому, чтобы доказать, что крестьяне были в полной
воле помещика и, следовательно (?),
по закону должны таковыми остаться на неопределенные времена…
Для их же собственной пользы и выгоды денежный выкуп за душевой надел заменили им личной работой, — не желают: «мы-де ноне вольные и баршшыны не хотим!» Мы все объясняем им, что тут никакой барщины нет, что это не барщина, а замена выкупа личным трудом в пользу
помещика, которому нужно же выкуп вносить, что это только так, пока — временная мера, для их же выгоды, — а они свое несут: «Баршшына да баршшына!» И вот, как говорится, inde iraе [Отсюда гнев (лат.).], отсюда и вся история… «Положения» не понимают, толкуют его по-своему, самопроизвольно; ни мне, ни полковнику, ни г-ну исправнику не верят, даже попу не верят; говорят:
помещики и начальство настоящую
волю спрятали, а прочитали им подложную
волю, без какой-то золотой строчки, что настоящая
воля должна быть за золотой строчкой…
Все это проделал
по доброй
воле, без малейшего давления внешних обстоятельств, мой долголетний приятель и единомышленник
по философскому credo Г.Н.Вырубов, русский дворянин,
помещик, дитя Москвы, сначала лицеист, а потом кандидат и магистрант Московского университета.