Неточные совпадения
— Вы, батенька, слишком легко подчиняетесь фактам, в ущерб
идее. А — надо знать: принятие или непринятие той или иной
идеи оправдывается чисто теоретическими соображениями, а отнюдь не степенью пригодности или непригодности этой
идеи для обоснования
практической деятельности.
Сквозь обветшавшую и никогда никуда не пригодную мудрость у нее пробивалась живая струя здравого
практического смысла, собственных
идей, взглядов и понятий. Только когда она пускала в ход собственные силы, то сама будто пугалась немного и беспокойно искала подкрепить их каким-нибудь бывшим примером.
Но на моей стороне была
идея и верное чувство, на его — один лишь
практический вывод: что так никогда не делается.
Даже с
практической стороны он не видит препятствия; необходимо отправиться в Среднюю Азию, эту колыбель религиозных движений, очистить себя долгим искусом, чтобы окончательно отрешиться от отягощающих наше тело чисто плотских помыслов, и тогда вполне возможно подняться до созерцания абсолютной
идеи, управляющей нашим духовным миром.
Учреждение, которое более или менее хорошо соответствовало здравым
идеям об устройстве быта, которое служило более или менее важным подтверждением практичности их, — а ведь
практических доказательств этого еще так мало, каждое из них еще так драгоценно, — это учреждение вы подвергали риску погибнуть, обратиться из доказательства практичности в свидетельство неприменимости, нелепости ваших убеждений, средством для опровержения
идей, благотворных для человечества; вы подавали аргумент против святых ваших принципов защитникам мрака и зла.
По моему мнению, даже известные ошибки, как необходимая дань всякого
практического применения теорий, могут иметь оправдание только в том единственном случае, если они явились как результат строго проведенной общей
идеи.
В Риме человек, как
практическая воля, осуществляет
идею в
практической жизни и деятельности…
Мы не говорим о
практическом значении всех этих мер, мм только утверждаем, что самая попытка приступить к ним доказывает сильное развитие той общей
идеи, на которую мы указали: хотя бы все они рушились или остались безуспешными, это бы могло показать только — недостаточность или ложность средств, принятых для их исполнения, но не могло бы свидетельствовать против потребностей, их вызвавших.
Я чувствую, что в этих новых
идеях новых есть даже что-то возвышенное; но все это не мешает мне видеть и прямую, так сказать,
практическую сторону дела.
15) Совершенство формы (единство
идеи и формы) не составляет характеристической черты искусства в эстетическом смысле слова (изящных искусств); прекрасное как единство
идеи и образа, или как полное осуществление
идеи, есть цель стремления искусства в обширнейшем смысле слова или «уменья», цель всякой
практической деятельности человека.
Даже наиболее образованные люди, притом люди с живою натурою, с теплым сердцем, чрезвычайно легко отступаются в
практической жизни от своих
идей и планов, чрезвычайно скоро мирятся с окружающей действительностью, которую, однако, на словах не перестают считать пошлою и гадкою.
«Все это прекрасно, — отвечаем мы, — статьи написаны превосходным слогом и делают честь благородству чувствований их авторов; но нас интересует не слог и не благородство писателей, а
практическое значение их
идей.
«Библиотека для чтения» пришла в ужас от столь печального факта и воскликнула с благородным негодованием: «В 1858 году, во время всеобщего движения вперед (в настоящее время, когда… и пр.), является целая масса людей, занимающих почетное место в обществе, но которые не приготовлены к эманципации только потому, что неоткуда было познакомиться с такими понятиями, — как будто человечественные
идеи почерпаются только из книг, как будто
практический смысл помещика не мог сказать ему, что он должен сделать для своего крестьянина и как сделать.
В путанице, образовавшейся от смешения чужих
идей с народным воззрением, г. Жеребцов и не заметил, что если в чем нельзя упрекать Англию, так это именно в недостатке знаний, приложимых в
практической деятельности.
[Для того чтобы известная
идея высказалась наконец литературным образом, нужно ей долго, незаметно и тихо созревать в умах людей, имеющих прямое, непосредственное соотношение с
практическою жизнью.]
В 50-х годах XIX столетия бабиды были перерезаны, замучены, вожди их истреблены, и
практическое влияние силы западноевропейских
идей на социальный быт Востока снова стало ничтожно, незаметно вплоть до начала XX века. Проповедь научного мышления в Турции, Персии, Китае, — не говоря о Монголии, — до сих пор не дает осязательных результатов, являясь как бы лучеиспусканием в пустоту.
Но теоретическое познание, хотя и не этих объектов, но вообще разума (?), здесь все-таки расширяется, именно постольку, поскольку этим
идеям, путем
практических постулатов, даются объекты, а через это мысль, только проблематическая, получает объективную реальность.
Не подвергая вопроса философскому углублению и рассматривая его преимущественно со стороны религиозно-практической, они считают как бы саму собою разумеющеюся
идею отрицательного богословия.
Напротив, в философии Канта, именно в его учении об «
идеях» как предельных понятиях, а равно и в учении о различении суждений
практического разума от теоретического разума и «силы суждения» заключается implicite [Неявно, в скрытом состоянии (нем.).] целая теория мифотворчества, хотя и отрицательного или агностического содержания.
И тем не менее даже и в этом учении Канта об
идеях как имманентных проекциях Ding an sich заключается драгоценное зерно теории мифотворчества: Ding an sich, трансцендентная теоретическому познанию, все же познаваема, и притом своим особым путем, отличным от имманентно-опытного; кантовские постулаты
практического разума, его «разумная» вера, есть также не что иное, как мифотворчество.
Этим успехом, следовательно, чистый теоретический разум, для которого все эти
идеи трансцендентны и не имеют объекта, обязан исключительно своей чистой
практической способности.
Учение Канта о «разумной вере» страдает половинчатостью, это полувера-полуразум: хотя ею переступается область познаваемого разумом, но в то же время разум не хочет отказаться от своего господства и контроля и в этой чуждой ему области [Для противоречивости и двойственности
идей Канта в вопросе о вере характерна глава «Критики
практического разума» под заглавием: «Каким образом возможно мыслить расширение чистого разума в
практическом отношении, не расширяя при этом его познания как разума спекулятивного?» Здесь «теоретическое познание чистого разума еще не получает прироста.
Практическое устремление религии Abgeschiedenheit есть буддийская нирвана, не только акосмизм, но и антикосмизм: вырваться из мира, который возникает чрез раздвоение твари и Бога, в изначальное божественное ничто. Очевидно, это воззрение не дает места
идее истории, мирового процесса, мирового свершения: идеал восстановления первоначального состояния, апокатастасйс, есть здесь голое отрицание мира.
Ходили мы и в революционно-народный клуб"Anton — Martin", где каждый вечер происходили сходки и произносились замечательные речи. Постоянно туда ходили унтер-офицеры и заражались бунтарскими
идеями. Это была своего рода
практическая школа"пронунсиа-миенто", но нам она давала разнообразный материал для знакомства с тем, от чего старая Испания трещала по швам.
Он соединял в себе предельный максимализм революционной
идеи, тоталитарного революционного миросозерцания с гибкостью и оппортунизмом в средствах борьбы, в
практической политике.
Лизавета Петровна до сих пор мне еще не рассказала, как она желает завести свое убежище. В разговоре она не любит входить в
практические подробности. Душа ее слишком переполнена
идеей добра, чтобы останавливаться надолго на материальных вопросах.
По
идее Мака выходило совсем не то: его сатана очень внушительный и
практический господин, который убеждает вдохновенного правдолюбца только снизойти с высот его духовного настроения и немножко «броситься вниз», прийти от правды бега к правде герцогов и королей, войти с ним в союз… а Христос, вы знаете, этого не сделал.