Неточные совпадения
Несмотря на то, что его художественное чувство не переставая работало, собирая себе материал, несмотря на то, что он чувствовал всё большее и большее волнение оттого, что приближалась минута суждений о его работе, он быстро и тонко из незаметных
признаков составлял себе
понятие об этих трех лицах.
Общественный разврат так велик, что
понятия о чести, о справедливости считаются или слабодушием, или
признаком романтической восторженности…
Если более или менее добрые, более или менее злые могут не различаться в языческом мире, то христианское
понятие о добром и злом так ясно определило
признаки добрых и злых, что их нельзя уже смешивать.
Если допустить
понятие церкви в том значении, которое дает ему Хомяков, т. е. как собрание людей, соединенных любовью и истиной, то всё, что может сказать всякий человек по отношению этого собрания, — это то, что весьма желательно быть членом такого собрания, если такое существует, т. е. быть в любви и истине; но нет никаких внешних
признаков, по которым можно бы было себя или другого причислить к этому святому собранию или отвергнуть от него, так как никакое внешнее учреждение не может отвечать этому
понятию.]
Теплота чувств! О вы, которые так много говорите об ней, объясните по крайней мере, в чем должны заключаться ее
признаки? Но, увы! никто даже не дает себе труда ответить на этот вопрос. Напротив того, вопрос мой возбуждает негодование, почти ужас. Как! ты даже этого, врожденного всякому человеку,
понятия не имеешь! ты этого не понимаешь! Этого!! Брысь!
Таким образом, принимаемое нами
понятие возвышенного точно так же относится к обыкновенному определению его, как наше
понятие о сущности прекрасного к прежнему взгляду, — в обоих случаях возводится на степень общего и существенного начала то, что прежде считалось частным и второстепенным
признаком, было закрываемо от внимания другими
понятиями, которые мы отбрасываем как побочные.
Для рассудка («чистого разума») такое удостоверение, может быть, и является «мистическим» и установляется «верою», но это показывает только всю условность и недостаточность отвлеченно-рассудочного понимания познания, ибо корень познания жизненно-прагматический, и
понятие эмпирии должно уже наперед включать в себя
признак действенности, ощупывающей вещи и отличающей идеальности от реальностей (кантовские «талеры» в воображении или в кошельке) [Имеется в виду рассуждение И. Канта в «Критике чистого разума» (Кант И. Соч · · В 6 т. М., 1964.
В свое время «антитезу между номинализмом и реализмом» пытался, подобно Булгакову, примирить Абеляр, решивший проблему универсалий в духе концептуализма:
понятия не имеют самостоятельной онтологической реальности, но воспроизводят объединяемые в человеческом уме сходные
признаки единичных вещей.
Для того чтобы схемы
понятий наполнялись жизненным содержанием и в сети разума уловлялась действительная, а не воображаемая рыба, надо, чтобы познание имело орган такого удостоверения действительности, чувство реальности, которая не разлагается на отдельные
признаки вещи, но их связывает собой в бытии.
Если я допущу, что клеточки имеют жизнь, то я от
понятия жизни должен отвлечь главный
признак своей жизни, сознание себя единым живым существом; если же я допущу, что я имею жизнь, как отдельное существо, то очевидно, что клеточкам, из которых состоит всё мое тело и о сознании которых я ничего не знаю, я никак не могу приписать того же свойства.
Политика гуманности принимается азиатом как
признак слабости, великодушие и малодушие в его
понятии одно и тоже.