Неточные совпадения
Несколько человек каждого поколения оставались, вопреки
событиям, упорными хранителями идеи; эти-то левиты, а может, астеки, несут несправедливую казнь за монополь исключительного
развития, за мозговое превосходство сытых каст, каст досужих, имевших время работать не одними мышцами.
Ошибка славян состояла в том, что им кажется, что Россия имела когда-то свойственное ей
развитие, затемненное разными
событиями и, наконец, петербургским периодом. Россия никогда не имела этого
развития и не могла иметь. То, что приходит теперь к сознанию у нас, то, что начинает мерцать в мысли, в предчувствии, то, что существовало бессознательно в крестьянской избе и на поле, то теперь только всходит на пажитях истории, утучненных кровью, слезами и потом двадцати поколений.
Мне знакомо преломление воспоминаний, — значительную часть этой нервной картины я приписываю
развитию дальнейших
событий, к которым я был причастен, но убежден, что те невидимые лучи с о с т о я н и й отдельных людей и групп теперешнее ощущение хранит верно.
Положительных фактов, доказывающих это влияние
событий на
развитие Петра, прежде чем он узнал начала правильного образования, весьма мало.
Мы не касались этого предмета в наших статьях, стараясь следить только за теми
событиями из времен отрочества Петра, которые имели заметное влияние на его
развитие.
Все это большею частию баснословие Крекшина; в самом же деле, по признанию г. Устрялова, «до пятнадцатилетнего возраста Петра мы не имеем никаких средств следить за постепенным
развитием его душевных способностей и можем только догадываться, какое влияние на его юность могли иметь люди и
события» (том I, стр. 10).
Но важнейшее
событие Петровой юности, несколько раз отзывавшееся ему и впоследствии и имевшее, без сомнения, самое сильное влияние на
развитие его характера, было восстание стрельцов.
Это — идея об отношении исторических
событий к характеру, положению и степени
развития народа.
Без сомнения, великие исторические преобразователи имеют большое влияние на
развитие и ход исторических
событий в свое время и в своем народе; но не нужно забывать, что прежде, чем начнется их влияние, сами они находятся под влиянием понятий и нравов того времени и того общества, на которое потом начинают они действовать силою своего гения.
Правда, что большая часть произведений искусства дает право прибавить: «ужасное, постигающее человека, более или менее неизбежно»; но, во-первых, сомнительно, до какой степени справедливо поступает искусство, представляя это ужасное почти всегда неизбежным, когда в самой действительности оно бывает большею частию вовсе не неизбежно, а чисто случайно; во-вторых, кажется, что очень часто только по привычке доискиваться во всяком великом произведении искусства «необходимого сцепления обстоятельств», «необходимого
развития действия из сущности самого действия» мы находим, с грехом пополам, «необходимость в ходе
событий» и там, где ее вовсе нет, например, в большей части трагедий Шекспира.
2) Истинно ли поэтичны эти
события в своем
развитии и развязке?
После всего этого трудно не сказать, что в действительности есть много
событий, которые надобно только знать, понять и уметь рассказать, чтоб они в чисто прозаическом рассказе историка, писателя мемуаров или собирателя анекдотов отличались от настоящих «поэтических произведений» только меньшим объемом, меньшим
развитием сцен, описаний и тому подобных подробностей.
В самом деле, самобытный характер XIX века обозначился с первых лет его. Он начался полным
развитием наполеоновской эпохи; его встретили песнопения Гёте и Шиллера, могучая мысль Канта и Фихте. Полный памяти о
событиях десяти последних лет, полный предчувствий и вопросов, он не мог шутить, как его предшественник. Шиллер в колыбельной песне ему напоминал трагическую судьбу его.
Эти заголовки достаточно уже показывают сущность взгляда автора на исторические
события в России. Для желающих знать подробности
развития этого взгляда сообщим следующие мысли г. Жеребцова.
— А вы, батя, не волновались бы. Вы рассуждайте философски: человек не может ни ускорять
событий, ни задерживать их, как не может он остановить вращение земли,
развитие прогрессивного паралича или, например, этот идиотский дождь. Всё, что должно быть, — будет, чего не может быть — не будет, как вы ни прыгайте! Это, батя, доказано Марксом, и — значит — шабаш!
При этом нужно еще, чтобы эпоха, из которой взят роман, представлена была совершенно верно, чтобы угадан был самый дух
событий, чтобы автор судил своих героев не по понятиям своего века, а по их времени, чтобы он смотрел их глазами, жил их жизнью, рассуждал сообразно с их умственным
развитием и чтобы на ту же точку зрения умел поставить и своих читателей.
Нужно, чтобы роман имел в основании своем какую-нибудь идею, из которой бы развилось все его действие и к осуществлению которой оно все должно быть направлено; нужно, чтобы это
развитие действия совершенно свободно и естественно вытекало из одной главной идеи, не раздвояя интереса романа представлением нескольких разнородных пружин; нужно, чтобы в описании всех предметов и
событий романа автор художественно воспроизводил действительность, не рабски копируя ее, но и не позволяя себе отдаляться от живой истины; нужно, наконец, чтобы романические характеры не только были верны действительности, но — верны самим себе, чтобы они постоянно являлись с своими характеристическими чертами, отличающими одно лицо от другого, словом — чтобы с начала до конца они были бы выдержаны.
На последнем учительском совете Феликс Подвиляньский внес на всеобщее обсуждение вопрос: не признает ли совет благопотребным и даже необходимым, для наиболее успешного умственного и нравственного
развития учеников и для ознакомления их с ходом
событий современной жизни России, в которой им придется быть деятелями, допустить в гимназии беспрепятственное чтение «Колокола» и прочих заграничных изданий?
Мы имеем возможность удовлетворить этому желанию, не рискуя таким образом предупредить
события в предстоящем им
развитии, и спешим служить этою возможностию лицам, заинтересованным судьбой наших героев.
Что англичане убили еще тысячу китайцев за то, что китайцы ничего не покупают на деньги, а их край поглощает звонкую монету, что французы убили еще тысячу кабилов за то, что хлеб хорошо родится в Африке и что постоянная война полезна для формирования войск, что турецкий посланник в Неаполе не может быть жид и что император Наполеон гуляет пешком в Plombières и печатно уверяет народ, что он царствует только по воле всего народа, — это всё слова, скрывающие или показывающий давно известное; но
событие, происшедшее в Люцерне 7 июля, мне кажется совершенно ново, странно и относится не к вечным дурным сторонам человеческой природы, но к известной эпохе
развития общества.
Гервинус, Шлоссер, например, и другие то доказывают, что Наполеон есть произведение революции, идей 1789 года и т. д., то прямо говорят, что поход 12-го года и другие не нравящиеся им
события суть только произведения ложно направленной воли Наполеона и что самые идеи 1789 года были остановлены в своем
развитии вследствие произвола Наполеона.