Неточные совпадения
— Я не могу вполне с этим согласиться, — отвечал Алексей Александрович. — Мне кажется, что нельзя не признать того, что самый
процесс изучения форм языков особенно благотворно действует на духовное
развитие. Кроме того, нельзя отрицать и того, что влияние классических писателей в высшей степени нравственное, тогда как, к несчастью, с преподаванием естественных наук соединяются те вредные и ложные учения, которые составляют язву нашего времени.
Но этот
процесс роста и
развития не есть движение в сторону, к какой-то «интернациональной Европе», которой нигде на Западе нельзя найти, это — движение вверх, движение всечеловеческое в своей национальной особенности.
В сущности тот, кто принимает мировой
процесс, историческое
развитие, тем самым принимает жестокость и боль и оправдывает их.
Тот же, кто не хочет никакой жестокости и боли, — не хочет самого возникновения мира и мирового
процесса, движения и
развития, хочет, чтоб бытие осталось в состоянии первоначальной бездвижимости и покоя, чтобы ничто не возникало.
В мировом и историческом
процессе нет необходимости прогресса, закономерного
развития.
Метафизическое же
развитие германского идеализма после Канта у Фихте, Шеллинга, Гегеля при всем обнаружившемся тут гении шло в ложном направлении, в направлении монизма, устранении вещи в себе, окончательной замене трансцендентности Божества становящимся в мировом
процессе Божеством, эволюцией, утере свободы, в необходимости торжествующего мирового Логоса.
Церковь есть богочеловеческий организм, история Церкви есть богочеловеческий
процесс, и потому есть
развитие.
Кто возьмет на себя смелость сказать, что
процесс закончился, что
развитие прекратилось?
Люди религиозного сознания легко впадают в соблазн отрицания истории, для них закрывается смысл трудового
развития культуры и религиозно нейтрального
процесса гуманизации.
Человек ввергся в стихию звериного хаоса и мучительной историей, трудовым
развитием, длительным
процессом творчества должен выйти из этого зверино-хаотического состояния, очеловечиться, стать во весь свой рост, освободиться из плена для нового и окончательного избрания себе бытия в Боге или небытия вне Бога.
Язычество было необходимой, элементарной ступенью в
процессе мирового откровения; без этой ступени никогда мир не пришел бы к христианскому сознанию; в язычестве была неумирающая правда, правда божественности мировой души, божественности матери-земли, которая должна войти в дальнейшее
развитие религиозного сознания.
В наивном, дофилософском сознании есть здоровый реализм, здоровое чувство бытия, которое рассекалось и умерщвлялось рационалистическим
развитием философии,
процессом дифференцирования.
Процесс этот имел огромное положительное значение и создал почву для
развития естествознания и техники.
Рядом с
процессом постепенного
развития идей гуманных наблюдается и постепенный рост идей иного рода.
В эпоху судорожного боя начáл, кровавой распри, дикого расторжения вдохновенный мыслитель провозгласил основою философии примирение противоположностей; он не отталкивал враждующих: он в борьбе их постигнул
процесс жизни и
развития.
Едва ли он много поможет кому-нибудь выяснить себе
процесс умственного
развития этой петербургской деятельницы.
Та меональная основа телесности, которая в духовном теле остается лишь в потенциальности, ибо побеждена и до конца преодолена идеей, здесь, в «земном теле», утверждает свою актуальность, а идея становится только искомой и заданной; отсюда и возникает
процесс,
развитие, становление.
Нечестиво и нелепо говорить о «трагедии в Боге», которая логикой своего
развития, как бы неким «божественным фатумом», с необходимостью приводит к мировому
процессу.
В этой свободе твари, опирающейся на тварное ничто, божественные начала бытия существуют не в силе и славе своей, не в лике вечности, в которой они не ведают
развития и восполнения, ибо не нуждаются в них, но во временном становлении, как тема и вместе задача мирового
процесса, его данностъ-заданностъ, что дает наиболее точную формулу для определения и тварной свободы, и тварного творчества.
«В общем, эволюция старается идти, насколько возможно, в прямом направлении, но каждое специальное
развитие представляет круговой
процесс.
И есть ли это
развитие непрерывный
процесс, или в нем есть прерывность и оно проходит через кризис и самоотрицание?
Но мне совершенно чужд монизм, эволюционизм и оптимизм Фихте, Шеллинга и Гегеля, их понимание объективации духа, универсального Я, разума в мировом и историческом
процессе, особенно гегелевское учение о самораскрытии духа и
развитии к свободе в мировом
процессе, о становлении Божества.
Само
развитие техники было для Маркса лишь подчиненной функцией социально-классовых
процессов.
Ход истории определяется не волею критически мыслящих личностей, а производственными
процессами; в России с неотвратимою неизбежностью развивается капитализм, бороться против его
развития, как пытаются делать народники, — бесполезно и смешно; община, артель — это не ячейки нового социалистического уклада, а пережитки старого быта, обреченные на гибель; развивающийся капитализм выдвигает на сцену новый, глубоко революционный класс — пролетариат, и наиболее плодотворная революционная работа — это работа над организацией пролетариата.
Он строил план революции и революционного захвата власти, совсем не опираясь на
развитие сознания огромных масс рабочих и на объективный экономический
процесс.
Если действительно экономика детерминирует весь социальный
процесс, то в экономически отсталой России нужно еще ждать
развития капиталистической индустрии и можно рассчитывать лишь на буржуазную, а не пролетарскую революцию.
Диалектический материализм принужден верить в Логос самой материи, в смысл раскрывающийся в
развитии материальных производительных сил, т. е. в рациональность иррациональных
процессов.
Религиозный опыт до конца изживает мир как совершенно внебожественный и как совершенно божественный, изживает зло как отпадение от божественного смысла и как имеющее имманентный смысл в
процессе мирового
развития.
Учение о Троичности Божества должно признать
развитие в Боге и понять возникновение и течение мирового
процесса как внутреннее драматическое движение Божественной Троицы.
Необходимо признать творческую эволюцию,
развитие как
процесс теогонический, космогонический и антропогонический.
Оставался закрытым другой тезис антиномии: творение мира есть внутренний
процесс расщепления и
развития в Божественном бытии.
Борьба против темных и злых сторон капиталистического
развития должна у нас начаться в первоначальных стадиях этого
процесса, и организованные рабочие не могут не оказывать воздействия на социальную структуру его.
На этом
процесс «
развития» революции не остановится.
Классический марксизм и сложился под влиянием английского типа первоначального
развития капитализма, который в чистом виде явил злые стороны этого
процесса.
Вот эти
процессы гниения старой России и принимают у нас за «
развитие и углубление революции».
Когда у какого-нибудь человека лопается гнойный нарыв, то странно было бы признать это явление самым светлым и божественным в человеке, подменить самого человека этим моментом
развития болезненного в нем
процесса.