Неточные совпадения
В кабинете Алексей Александрович прошелся два раза и остановился у огромного письменного стола, на котором уже были зажжены вперед вошедшим камердинером шесть свечей, потрещал пальцами и сел, разбирая письменные принадлежности. Положив локти на стол, он склонил на бок голову, подумал с минуту и начал писать, ни одной секунды не останавливаясь. Он писал без обращения к ней и по-французски, упоребляя местоимение «вы», не имеющее того
характера холодности, который оно имеет на
русском языке.
Это был один из тех
характеров, которые могли возникнуть только в тяжелый XV век на полукочующем углу Европы, когда вся южная первобытная Россия, оставленная своими князьями, была опустошена, выжжена дотла неукротимыми набегами монгольских хищников; когда, лишившись дома и кровли, стал здесь отважен человек; когда на пожарищах, в виду грозных соседей и вечной опасности, селился он и привыкал глядеть им прямо в очи, разучившись знать, существует ли какая боязнь на свете; когда бранным пламенем объялся древле мирный славянский дух и завелось козачество — широкая, разгульная замашка
русской природы, — и когда все поречья, перевозы, прибрежные пологие и удобные места усеялись козаками, которым и счету никто не ведал, и смелые товарищи их были вправе отвечать султану, пожелавшему знать о числе их: «Кто их знает! у нас их раскидано по всему степу: что байрак, то козак» (что маленький пригорок, там уж и козак).
Чтоб сложиться такому
характеру, может быть, нужны были и такие смешанные элементы, из каких сложился Штольц. Деятели издавна отливались у нас в пять, шесть стереотипных форм, лениво, вполглаза глядя вокруг, прикладывали руку к общественной машине и с дремотой двигали ее по обычной колее, ставя ногу в оставленный предшественником след. Но вот глаза очнулись от дремоты, послышались бойкие, широкие шаги, живые голоса… Сколько Штольцев должно явиться под
русскими именами!
У него был живой, игривый ум, наблюдательность и некогда смелые порывы в
характере. Но шестнадцати лет он поступил в гвардию, выучась отлично говорить, писать и петь по-французски и почти не зная
русской грамоты. Ему дали отличную квартиру, лошадей, экипаж и тысяч двадцать дохода.
Мало того, еще в Москве, может быть с самого первого дня «идеи», порешил, что ни закладчиком, ни процентщиком тоже не буду: на это есть жиды да те из
русских, у кого ни ума, ни
характера.
«Нет, нынешней зимой…» Опять мне пришло в голову, как в «Welch’s hotel», в Капштате, по поводу разбитого стекла, что на нас сваливают вот этакие неисправности и говорят, что беспечность в
характере русского человека: полноте, она в
характере — просто человека.
Русскому обществу недостает
характера, способности определяться изнутри.
Русская слабость, недостаток
характера чувствуется в этом вечном желании укрыться в складках одежд Богородицы, прибегнуть к заступничеству святых.
Можно установить неисчислимое количество тезисов и антитезисов о
русском национальном
характере, вскрыть много противоречий в
русской душе.
Недостаток мужественного
характера и того закала личности, который на Западе вырабатывался рыцарством, — самый опасный недостаток
русских, и
русского народа и
русской интеллигенции.
Ее национализм должен выражать
русский всечеловеческий народный
характер.
Эта тайна связана с особенным соотношением женственного и мужественного начала в
русском народном
характере.
Русские всего более нуждаются в закале
характера.
Ну, так вот этот осужденный на квадриллион постоял, посмотрел и лег поперек дороги: «Не хочу идти, из принципа не пойду!» Возьми душу
русского просвещенного атеиста и смешай с душой пророка Ионы, будировавшего во чреве китове три дня и три ночи, — вот тебе
характер этого улегшегося на дороге мыслителя.
И вот в четыре года из чувствительной, обиженной и жалкой сироточки вышла румяная, полнотелая
русская красавица, женщина с
характером смелым и решительным, гордая и наглая, понимавшая толк в деньгах, приобретательница, скупая и осторожная, правдами иль неправдами, но уже успевшая, как говорили про нее, сколотить свой собственный капиталец.
Монгольская сторона московского периода, исказившая славянский
характер русских, фухтельное бесчеловечье, исказившее петровский период, воплотилось во всей роскоши безобразия в графе Аракчееве. Аракчеев, без сомнения, одно из самых гнусных лиц, всплывших после Петра I на вершины
русского правительства; этот
Самое
русское народонаселение в Сибири имеет в
характере своем начала, намекающие на иное развитие.
Удушливая пустота и немота
русской жизни, странным образом соединенная с живостью и даже бурностью
характера, особенно развивает в нас всякие юродства.
Это имело роковые последствия в
характере, который приняла
русская революция.
Русский ренессанс связан был с душевной структурой, которой не хватило нравственного
характера.
Осуществиться журнал мог только благодаря доктору Мотту, человеку сильного
характера, замечательному христианскому деятелю, возглавлявшему Христианский союз молодых людей и Христианскую студенческую федерацию, большому другу
русских и православия.
Россия и
русский народ могут сыграть в этом большую роль в силу нашего эсхатологического
характера.
Это оказалось роковым для
характера русской революции — революция совершила настоящий погром высокой
русской культуры.
Я потом начал сознавать, что ответственность за духоборческий, враждебный духовной культуре
характер русской революции лежит на деятелях
русского ренессанса начала XX века.
Моя революционность, которая в нынешний звериный мировой период еще возросла, представляется мне явлением сложным, и она, вероятно, носит иной
характер, чем у большей части
русской революционной интеллигенции.
Я обыкновенно вторгался как представитель иного мира, хотя я, может быть, более других
русских усвоил себе
характер французского мышления.
Характер русской революции определился тем, что она была порождением войны.
«Союз
русского народа» всегда ведь носил плебейский
характер, и его чуждалась аристократия.
Это входило у меня в привычку. Когда же после Тургенева и других
русских писателей я прочел Диккенса и «Историю одного города» Щедрина, — мне показалось, что юмористическая манера должна как раз охватить и внешние явления окружающей жизни, и их внутренний
характер. Чиновников, учителей, Степана Яковлевича, Дидонуса я стал переживать то в диккенсовских, то в щедринских персонажах.
Русский безграмотный мужик любит ставить вопросы философского
характера — о смысле жизни, о Боге, о вечной жизни, о зле и неправде, о том, как осуществить Царство Божье.
Дарвинизм, который на Западе был биологической гипотезой, у
русской интеллигенции приобретает догматический
характер, как будто речь шла о спасении для вечной жизни.
Он только забыл моральный по преимуществу склад
русского мышления и религиозное беспокойство
русского народа, склонного постоянно ставить проблемы религиозного
характера.
К. Леонтьев предвидел
русскую революцию и многое угадал в ее
характере.
Социализм у
русских носил религиозный
характер и тогда, когда был атеистическим.
Русские искания носят не душевный, а духовный
характер.
Но оригинальной особенностью
русской религиозной и философской мысли нужно признать ее тоталитарный
характер, ее искание целостности.
Казацкая вольница была очень замечательным явлением в
русской истории, она наиболее обнаруживает полярность, противоречивость
русского народного
характера.
Религиозная тема. Религиозный
характер русской философии. Разница между богословием и религиозной философией. Критика западного рационализма. Философские идеи Киреевского и Хомякова. Идея соборности. Владимир Соловьев. Эротика. Интуиция всеединства. Бытие и сущее. Идея богочеловечества. Учение о Софии. «Смысл любви». Религиозная философия Достоевского и Л. Толстого.
Русская религиозная мысль в духовных академиях. Архиепископ Иннокентий. Несмелов. Тареев.
Это будет иметь роковые последствия для
характера русской революции, для ее духоборства.
Русские — раскольники, это глубокая черта нашего народного
характера.
В определении
характера русского народа и его призвания необходимо делать выбор, который я назову выбором эсхатологическим по конечной цели.
Русская литература будет носить моральный
характер, более чем все литературы мира, и скрыто-религиозный
характер.
С Гоголя начинается религиозно-нравственный
характер русской литературы, ее мессианства.
Ив. Аксаков даже отказывался понять, как такую низкую мораль, как мораль «Домостроя», мог породить
русский народный
характер.
Народничество было порождением неорганического
характера русской истории петровского периода, паразитарного
характера массы
русского дворянства.
Русская литература и мысль носила в значительной степени обличительный
характер.
Эсхатологизм К. Леонтьева носит отрицательный
характер и совсем не характерен для
русской эсхатологической идеи.
На Западе гениальное учение о Софии было у Якова Бёме, но оно носило несколько иной
характер, чем у Вл. Соловьева и у
русских софиологов [См. мою статью «Учение Якова Бёме о Софии» в «Пути».].
Русская литература и поэзия начала века носили профетический
характер.
В 60-е годы меняются
характер и тип
русской интеллигенции, она имеет иной социальный состав.