И мир существовать; никто б не стал
Заботиться о нуждах низкой жизни,
Все б предались
свободному искусству!
Нас мало, избранных счастливцев праздных,
Пренебрегающих презренной пользой,
Единого прекрасного жрецов.
Не правда ль? Но я нынче нездоров:
Мне что-то тяжело; пойду засну.
Прощайте.
Он ощутил в себе неудержимый позыв дать горделивый отпор, в котором не намерен был вступаться за свое произведение, но хотел сказать критику, что не он может укорять в несвободности художника за то, что он не запрягает свою музу в ярмо и не заставляет ее двигать топчак на молотилке; что не им, слугам посторонних искусству идей, судить о свободе, когда они не признают свободы за каждым делать что ему угодно; что он, Фебуфис, не только вольней их, но что он совсем волен, как птица, и свободен даже от предрассудка, желающего запрячь
свободное искусство в плуг и подчинить музу служению пользам того или другого порядка под полицейским надзором деспотической критики.
Неточные совпадения
Философия
искусства, духовная жизнь вообще объявляются
свободными сферами.
«Бертольд, божиею милостию святыя Майнцкия епархии архиепископ, в Германии архиканцлер и курфирст. Хотя для приобретения человеческого учения чрез божественное печатания
искусство возможно с изобилием и
свободнее получать книги, до разных наук касающиеся, но до сведения нашего дошло, что некоторые люди, побуждаемые суетныя славы или богатства желанием,
искусство сие употребляют во зло и данное для научения в житии человеческом обращают на пагубу и злоречие.
И все ясней и ясней становилась для него мысль, что существуют только три гордых призвания человека: наука,
искусство и
свободный физический труд.
Правду ты сказал: есть у вас и культура, и наука, и
искусство, и
свободные учреждения, [Со стороны русского мальчика этот способ выражаться еще неестественнее, но, опять повторяю, в сновидении нет ничего невозможного.
Прочь, души хладные, хулители суровы,
Дерзающие нас с презреньем порицать!
Влачите рабские приличия оковы!
Не вам божественный огонь в себе питать.
Веселье чистое утехи благородной,
Любовь к
искусству — ты питай меня всегда,
От предрассудков всех души моей
свободнойНе покидай в сей жизни никогда!
Чацкий рвется к «
свободной жизни», «к занятиям» наукой и
искусством и требует «службы делу, а не лицам» и т.д. На чьей стороне победа? Комедия дает Чацкому только «мильон терзаний » и оставляет, по-видимому, в том же положении Фамусова и его братию, в каком они были, ничего не говоря о последствиях борьбы.
Его идеал «
свободной жизни» определителен: это — свобода от всех этих исчисленных цепей рабства, которыми оковано общество, а потом свобода — «вперить в науки ум, алчущий познаний», или беспрепятственно предаваться «
искусствам творческим, высоким и прекрасным», — свобода «служить или не служить», «жить в деревне или путешествовать», не слывя за то ни разбойником, ни зажигателем, и — ряд дальнейших очередных подобных шагов к свободе — от несвободы.
Кроме причин, мною высказанных, у меня была своя, особенная, секретная причина: я с приезда моего в Петербург, всякий
свободный вечер проводил у Шушерина, с которым мы постоянно занимались сценическим
искусством, то есть читали, разыгрывали пиесы и рассуждали об их исполнении.
У
свободного народа вместо
искусства полезные ремесла должны стоять на первом плане, потому что выделка хлопка или сапоги хорошо сшитые гораздо нужнее народу, они полезнее, а стало быть, и выше всех этих мадонн и Шекспиров!
У народа нормально развитого и
свободного никакого
искусства нет и не должно быть!
Свободное от этики,
искусство по своему духу, по своему внутреннему пафосу подлежит суду только мистическому и религиозному.
Но, конечно, оставаясь
свободным от морали,
искусство силою своего влияния содействует общему росту моральности в человеческой душе.
Дело в том, что и самый символизм, выражающий собой высшее самосознание
свободного, автономного
искусства, все же не есть еще реализм в Красоте и не может его досягнуть.
На этой почве возможно и новое сближение
искусства с культом, ренессанс религиозного
искусства, — не стилизация хотя и виртуозная, но лишенная вдохновения и творчески бессильная, а совершенно
свободное и потому до конца искреннее, молитвенно вдохновляемое творчество, каким было великое религиозное
искусство былых эпох.
Произведение
искусства создается наитием красоты, и оно не допускает доказательств, но убеждает одним явлением своим, царственно
свободное от логических выведений.
Так что первая причина славы Шекспира была та, что немцам надо было противопоставить надоевшей им и действительно скучной, холодной французской драме более живую и
свободную. Вторая причина была та, что молодым немецким писателям нужен был образец для писания своих драм. Третья и главная причина была деятельность лишенных эстетического чувства ученых и усердных эстетических немецких критиков, составивших теорию объективного
искусства, то есть сознательно отрицающую религиозное содержание драмы.
Окончательный религиозный смысл философии, как и смысл
искусства, выявляется имманентно, в
свободном развитии философии.
Античный классический идеал
искусства плох совсем не потому, что
искусство не должно быть чистым,
свободным от всякой навязанной извне задачи.
Во все времена философия знала своих героев, которые отстаивали
свободную философию как
искусство творить существенные идеи, через которые за необходимостью прозревалась свобода, за бессмыслицей — смысл.