Неточные совпадения
Он хотел их читать в
свободные минуты во время поездки по деревням, но нынче уж некогда было, и он собирался ложиться спать, чтобы завтра пораньте приготовиться к объяснению с
крестьянами.
Привычка к оружию, необходимая для сибиряка, повсеместна; привычка к опасностям, к расторопности сделала сибирского
крестьянина более воинственным, находчивым, готовым на отпор, чем великорусского. Даль церквей оставила его ум
свободнее от изуверства, чем в России, он холоден к религии, большей частью раскольник. Есть дальние деревеньки, куда поп ездит раза три в год и гуртом накрещивает, хоронит, женит и исповедует за все время.
В 1868 г. одною из канцелярий Восточной Сибири было решено поселить на юге Сахалина до 25 семейств; при этом имелись в виду
крестьяне свободного состояния, переселенцы, уже селившиеся по Амуру, но так неудачно, что устройство их поселений один из авторов называет плачевным, а их самих горемыками.
Не говоря о надворном советнике, занимающем на Сахалине должность землемера, почему хозяева
свободного состояния и
крестьяне из ссыльных не уходят на материк, если имеют на то право?
Во-вторых, чиновники здесь, на Сахалине, получают хорошее жалованье и могут нанимать себе прислугу из среды поселенцев,
крестьян из ссыльных и женщин
свободного состояния, которые в большинстве случаев нуждаются и потому не отказались бы от заработка.
Крестьян и поселенцев и их
свободных жен и детей гнетет тюремный режим; тюремное положение, подобно военному, с его исключительными строгостями и неизбежною начальственною опекой, держит их в постоянном напряжении и страхе; тюремная администрация отбирает у них для тюрьмы луга, лучшие места для рыбных ловель, лучший лес; беглые, тюремные ростовщики и воры обижают их; тюремный палач, гуляющий по улице, пугает их; надзиратели развращают их жен и дочерей, а главное, тюрьма каждую минуту напоминает им об их прошлом и о том, кто они и где они.
Затем, в третьей строке, звание записываемого: каторжный, поселенец,
крестьянин из ссыльных,
свободного состояния.
Но в возрасте от 15 до 20 лет девушек
свободного состояния больше, чем мужчин, которые обыкновенно оставляют остров до наступления брачного возраста; и, вероятно, за недостатком молодых женихов и отчасти из экономических соображений было совершено много неравных браков; молодые
свободные девушки, почти девочки, были выдаваемы родителями за пожилых поселенцев и
крестьян.
За невозможностью найти на месте людей
свободного состояния на должности надзирателей или брать их из местных войск, не ослабляя состава последних, начальник острова в 1888 г. разрешил зачислять на должность надзирателей благонадежных в поведении и испытанных уже в усердии поселенцев и
крестьян из ссыльных.
По составу своих хозяев Слободка считается аристократическим селением: один надворный советник, женатый на дочери поселенца, один
свободный, прибывший на остров за матерью каторжною, семь
крестьян из ссыльных, четыре поселенца и только два каторжных.
В 1803 году он издал положение о
свободных хлебопашцах, дозволяющего дворянству увольнять
крестьян своих с уступкою им в собственность части помещичьих земель за вознаграждение, определенно? взаимным условием, которое утверждается верховною властию.
По всем приметам, это был Тимошка Белоус, тот самый беломестный казак [Беломестный казак — так называли
свободных людей из
крестьян в XVIII в., которые несли гарнизонную службу на южной границе Урала. За это они получали во владение пахотную землю, сенокосные угодья и были освобождены от податей.], который сидел за дубинщину в усторожской судной избе и потом бежал. О нем уже ходили слухи, что он пристал к мятежникам и даже «атаманит».
Заговорив о долголетии
крестьянина моей памяти, останавливаюсь на семействе дебелой и красивой кормилицы сестры Анюты, приходившей в
свободное от уроков время ко мне с ребенком в классную. Это бесспорно была весьма добродушная женщина; тем не менее ее выхоленная и массивная самоуверенность вызывали с моей стороны всякого рода выходки. Так, например, зная лично ее мужа, Якова, я, обучая ее молитве Господней, натвердил вместо: «яко на небеси» — «Яков на небеси».
Затем г. Полтавский Помещик утверждает, что
крестьяне несвободные рачительнее ведут свое хозяйство, чем
свободные; что
крестьян вообще надо принуждать к делу; что, получив свободу, они будут ленивее и беспечнее, и пр.
«С прекращением прямой, существовавшей доселе, власти помещика над своими
крестьянами, — говорит он, — у последних может родиться своеволие и те пороки народа
свободного (!), которым развиваться не допускала единственно власть помещика и строгий его надзор за поведением
крестьян» (стр. 91).
«Почему бы не положить, — говорили они, — легкий оброк, ничего не значащий для
крестьян, когда сам помещик нередко нуждается в деньгах и часто не имеет
свободного рубля, чтоб помочь бедному человеку?
Но теперь я вижу, что вы в нас не отчаиваетесь, что под грубым армяком русского
крестьянина вы узнали человека, я это вижу, и, в свою очередь, признаюсь вам, что вполне понимаю то впечатление, которое должно производить одно имя России на всякого
свободного человека.
— Так понял меня? Надо проползти по земле до самой деревни, забраться в первую же
свободную от неприятельского постоя хату, расспросить обо всем
крестьян, разумеется, в том случае только, если будет видно, что они на нашей стороне и, возможно больше выведав о неприятеле, тем же путем возвратиться сюда. Понял меня? — коротко и веско бросал Любавин.
Голубь, нахохлившись, сердито ворковал и кружился по земляному полу, часто посматривая на окно, через которое
свободный вылет был ему загражден молодым
крестьянином.
Когда в следующем 1796 году великий князь Павел Петрович, сделавшись уже императором, подарил возведенному им в баронское, а затем графское достоинство и осыпанному другими милостями Аракчееву село Грузино с 2500 душами
крестьян, Алексей Андреевич переехал туда на жительство вместе с Настасьей Федоровной и последняя сделалась в нем полновластной хозяйкой, пользуясь неограниченным доверием имевшего мало
свободного времени, вследствие порученных ему государственных дел, всесильного графа, правой руки молодого государя, занятого в то время коренными и быстрыми преобразованиями в русской армии.
Еще и в наше время принудьте мещанина,
крестьянина сделать у себя на зиму двойные рамы: он хоть и сделает их, но все-таки оставит одно окно
свободным, которое может отодвигать и задвигать, когда ему вздумается.
Так, в самом важном, религиозном отношении каждый
крестьянин не чувствует себя
свободным членом своей церкви, свободно избравшим, или по крайней мере свободно признавшим исповедуемую им веру, а рабом этой церкви, обязанным беспрекословно исполнять те требования, которые ему предписаны его религиозными начальниками, присланными к нему и поставленными независимо от его желания или выбора.