Неточные совпадения
— Каждый член общества призван
делать свойственное ему дело, — сказал он. — И люди мысли исполняют
свое дело, выражая общественное мнение. И единодушие и полное выражение общественного мнения есть заслуга прессы и вместе с тем радостное явление. Двадцать лет тому назад мы бы молчали, а теперь слышен голос русского
народа, который готов встать, как один человек, и готов жертвовать собой
для угнетенных братьев; это великий шаг и задаток силы.
— Но разве это может быть, чтобы в тебя заложено было с такой силой отвращение к страданиям людей, к истязаниям, к убийству их, чтобы в тебя вложена была такая потребность любви к людям и еще более сильная потребность любви от них, чтобы ты ясно видел, что только при признании равенства всех людей, при служении их друг другу возможно осуществление наибольшего блага, доступного людям, чтобы то же самое говорили тебе твое сердце, твой разум, исповедуемая тобой вера, чтобы это самое говорила наука и чтобы, несмотря на это, ты бы был по каким-то очень туманным, сложным рассуждениям принужден
делать всё прямо противоположное этому; чтобы ты, будучи землевладельцем или капиталистом, должен был на угнетении
народа строить всю
свою жизнь, или чтобы, будучи императором или президентом, был принужден командовать войсками, т. е. быть начальником и руководителем убийц, или чтобы, будучи правительственным чиновником, был принужден насильно отнимать у бедных людей их кровные деньги
для того, чтобы пользоваться ими и раздавать их богатым, или, будучи судьей, присяжным, был бы принужден приговаривать заблудших людей к истязаниям и к смерти за то, что им не открыли истины, или — главное, на чем зиждется всё зло мира, — чтобы ты, всякий молодой мужчина, должен был идти в военные и, отрекаясь от
своей воли и от всех человеческих чувств, обещаться по воле чуждых тебе людей убивать всех тех, кого они тебе прикажут?
«Военные люди — главное бедствие мира. Мы боремся с природой, с невежеством, чтобы хоть сколько-нибудь улучшить наше жалкое существование. Ученые посвящают труду всю жизнь
для того, чтобы найти средства помочь, облегчить судьбу
своих братьев. И, упорно трудясь и
делая открытие за открытием, они обогащают ум человеческий, расширяют науку, каждый день дают новые знания, каждый день увеличивая благосостояние, достаток, силу
народа.
— Не сам ли он создал
свое могущество? какая слава, если б он избрал другое поприще, если б то, что
сделал для своей личной мести, если б это терпение, геройское терпение, эту скорость мысли, эту решительность обратил в пользу какого-нибудь
народа, угнетенного чуждым завоевателем… какая слава! если б, например, он родился в Греции, когда турки угнетали потомков Леонида… а теперь?.. имея в виду одну цель — смерть трех человек, из коих один только виновен, теперь он со всем
своим гением должен потонуть в пучине неизвестности… ужели он родился только
для их казни!.. разобрав эти мысли, он так мал сделался в собственных глазах, что готов был бы в один миг уничтожить плоды многих лет; и презрение к самому себе, горькое презрение обвилось как змея вокруг его сердца и вокруг вселенной, потому что
для Вадима всё заключалось в его сердце!
Миронка был маленький, вертлявый мужик, давно разъезжающий с Александром Ивановичем. Он слыл за певца, сказочника и балагура. В самом деле, он иногда выдумывал нелепые утки и мастерски распускал их между простодушным
народом и наслаждался плодами
своей изобретательности. Очевидно было, что Василий Петрович, сделавшись загадкою
для ребят, рубивших лес, сделался и предметом толков, а Миронка воспользовался этим обстоятельством и
сделал из моего героя отставного комедианта.
1)
Для того, чтобы человеку хорошо прожить
свою жизнь, ему надо знать, что он должен и чего не должен
делать.
Для того, чтобы знать это, ему надо понимать, что такое он сам и тот мир, среди которого он живет. Об этом учили во все времена самые мудрые и добрые люди всех
народов. Учения эти все в самом главном сходятся между собою, сходятся и с тем, что говорят каждому человеку его разум и совесть. Учение это такое...
Они убедят вас, что причины, вызвавшие нас к действию, вполне законны и совершенно достаточны
для того, чтобы возбудить русских к исполнению их долга перед отечеством и перед самими собой: их святой долг — поддержать права законной наследницы русского престола, которая стремится к нему с единственною целию
сделать счастливым страдающий
народ свой.
Борис Петрович и Аршаулов — родные братья по духу, по
своей любви к
народу… Только тот служит ему большим талантом, а этот горюн испортил в лоск
свою жизнь и ничего не
сделал даже
для одного Кладенца.
Между тем Илья Максимович старался
сделать как можно приятнее ее пребывание у него: давал ей
своих рысаков
для катания к ледяным горам и к бегу, которые тогда на Москве-реке кипели
народом; заставлял молодого слугу и мальчика играть камедь — чьего сочинения, неизвестно.
Но счастливее всех был сам король. Он был убежден, что
сделал все, что нужно
для блага
народа, и со спокойным сердцем укладывался спать в этот вечер в
свою роскошную королевскую постель.
Наполеон, несмотря на то, что ему более чем когда-нибудь, теперь, в 1812 году, казалось, что от него зависело verser или не verser le sang de ses peuples [проливать или не проливать кровь
своих народов] (как в последнем письме писал ему Александр) никогда более как теперь не подлежал тем неизбежным законам, которые заставляли его (действуя в отношении себя, как ему казалось, по произволу)
делать для общего дела,
для истории то, что̀ должно было совершиться.
Но знаем также, что средние века были эпохой религиозной до преимуществу, были охвачены тоской по небу, которая
делала народы одержимыми священным безумием, что вся культура средневековья направлена на трансцендентное и потустороннее, что в эти века было великое напряжение мысли в схоластике и мистике
для решения последних вопросов бытия, равного которому не знает история нового времени, что средние века не растрачивали
своей энергии во вне, а концентрировали ее внутри и выковывали личность в образе монаха и рыцаря, что в это варварское время созрел культ прекрасной дамы и трубадуры пели
свои песни.
И
для меня стало очевидным, что, говоря: вам сказано: люби ближнего и ненавидь врага, а я говорю: люби врагов, Христос говорит о том, что все люди приучены считать
своими ближними людей
своего народа, а чужие
народы считать врагами, и что он не велит этого
делать.
Опять вместо изречения туманного и неопределенного любомудрия выяснилось ясное, определенное и важное и исполнимое правило: не
делать различия между
своим и чужим
народом и не
делать всего того, что вытекает из этого различия: не враждовать с чужими
народами, не воевать, не участвовать в войнах, не вооружаться
для войны, а ко всем людям, какой бы они народности ни были, относиться так же, как мы относимся к
своим.
И должно быть потому, что Николай не позволял себе мысли о том, что он
делает что-нибудь
для других,
для добродетели, — всё, чтò он
делал, было плодотворно: состояние его быстро увеличивалось; соседние мужики приходили просить его, чтоб он купил их, и долго после его смерти в
народе хранилась набожная память об его управлении. «Хозяин был… Наперед мужицкое, а потом
свое. Ну и потачки не давал. Одно слово, — хозяин!»
Но как остроумно устраивается человек и изо всего извлекает
для себя выгоду. Научившись от
народа любви к нему и России, что же я
сделал первым делом? Поспешно направился домой, чтобы поскорее приласкать
своих собственных Петю и Женичку, как будто в этом все дело и заключается. Впрочем, это желание было
для меня уже чудом после всей этой холодности и жестокой сухости, с какою забывал я о самом ихнем существовании.
Та самая интеллигенция, которая все
делала для разрушения церкви, которая в течение полустолетия подрывала веру в
народе, теперь испугана плодами
своей деятельности и готова внешне цепляться за церковь, как за якорь спасения.