Неточные совпадения
— Возвращаться — нет
смысла. Проще будет, если я там выйду на эстраду и предложу выслушать сообщение камрада о текущих
событиях в России.
Но он незаметно убедил себя, что
события уже утратили свой революционный
смысл и создаются силою инерции.
Смысл этого
события лежит глубже.
Они знают, что война есть великое зло и кара за грехи человечества, но они видят
смысл мировых
событий и вступают в новый исторический период без того чувства уныния и отброшенности, которое ощущают люди первого типа, ни в чем не прозревающие внутреннего
смысла.
Шаблоны западнической мысли так же не пригодны для постижения
смысла мировых
событий, как и шаблоны старославянской мысли.
А покамест в скучном досуге, на который меня осудили
события, не находя в себе ни сил, ни свежести на новый труд, записываю я наши воспоминания. Много того, что нас так тесно соединяло, осело в этих листах, я их дарю тебе. Для тебя они имеют двойной
смысл —
смысл надгробных памятников, на которых мы встречаем знакомые имена. [Писано в 1853 году. (Прим. А. И. Герцена.)]
Несмотря на кровавые изобличения кампании 1853–1855 гг., которая представляла собой лишь великий пролог к великой драме освобождения, — ничто не предупредило тупо-самодовольный люд, никогда не умевший постигнуть внутренний
смысл развертывающихся перед его глазами
событий.
Рассказанное в Евангелии несовершенным человеческим языком приобретает для меня значение, определяющее мою судьбу, полно для меня
смысла не потому, что я усваиваю Евангелие извне, как извне данное откровение, а потому, что раскрываю, расшифровываю в нем центральные
события духа, мистерию духа.
Это столкновение сразу стало гимназическим
событием. Матери я ничего не говорил, чтобы не огорчать ее, но чувствовал, что дело может стать серьезным. Вечером ко мне пришел один из товарищей, старший годами, с которым мы были очень близки. Это был превосходный малый, туговатый на ученье, но с большим житейским
смыслом. Он сел на кровати и, печально помотав головой, сказал...
Всю дорогу поручик старался выпытать у Аггея Никитича, что он дальше намерен предпринять; но тот отмалчивался, так как действительно чувствовал, что с ним происходит что-то неладное в
смысле физическом и еще более того в нравственном; он уже ясно предчувствовал, что все это глупое и оскорбительное для него
событие прекратит его поэтическое существование, которым он так искренно наслаждался последнее время, и что затем для него настанет суровая и мрачная пора.
Смерть отца, по-видимому, весьма мало поразила Катрин, хотя она и понимала, что своим побегом, а еще более того
смыслом письма своего, поспособствовала Петру Григорьичу низойти в могилу; на Ченцова же, напротив, это
событие вначале, по крайней мере, сильно подействовало.
Всем было известно, что весь Даргинский поход, под начальством Воронцова, в котором русские потеряли много убитых и раненых и несколько пушек, был постыдным
событием, и потому если кто и говорил про этот поход при Воронцове, то говорил только в том
смысле, в котором Воронцов написал донесение царю, то есть, что это был блестящий подвиг русских войск.
Этого было довольно, чтобы я испытал обманный толчок мыслей, как бы бросивших вдруг свет на
события утра, и второй, вслед за этим, более вразумительный, то есть — сознание, что желание Бутлера скрыть тайный провоз яда ничего не объясняет в
смысле убийства и ничем не спасает Биче.
У него недоставало того практического
смысла, который выучивает человека разбирать связный почерк живых
событий; он был слишком разобщен с миром, его окружавшим.
Ныне, по-видимому, эти отличнейшие традиции приходят в забвение. Подавляющие
события последнего времени вконец извратили
смысл русской жизни, осудив на бессилие развитую часть общества и развязав руки и языки рыболовам мутной воды. Я, впрочем, далек от мысли утверждать, что в этом изменении жизненного русла участвовало какое-нибудь насилие, но что оно существует — в этом, кажется, никто не сомневается. Вероятнее всего, оно совершилось само собой, силою обстоятельств.
Пословица эта, в высшем историческом
смысле, есть, конечно, не что иное, как несправедливая пошлость; но она не лишена основательности, если относить ее не к причинам, а к ближайшим поводам
событий.
Этого мало: отделение не только отнимает жизненную полноту у многих моментов
событий, но часто изменяет их характер, — и
событие явится в рассказе уже не таким, каково было в действительности, или, для сохранения сущности его, поэт принужден будет изменять многие подробности, которые имеют истинный
смысл в
событии только при его действительной обстановке, отнимаемой изолирующим рассказом.
Наука, приводя к нему, оправдывает историю и с тем вместе отрекается от нее; истинное деяние не требует для своего оправдания предыдущего
события; история для него почва, непосредственность; все предшествующее необходимо в генезическом
смысле, но самобытность и самоозаконение грядущее столько же будет иметь в себе, как в истории.
В первых годах первого десятилетия текущего, богатого великими
событиями, девятнадцатого века, стало быть, с лишком за пятьдесят лет, в одной отдаленной от столиц полустепной и полулесной губернии, соседственной с настоящими коренными нашими лесными губерниями, Пермскою и Вятскою, в совершенном захолустье, жило богатое и многочисленное дворянское семейство Болдухиных в пятисотдушном селе Вознесенском, Болдухино тож; жило в полном
смысле по-деревенски.
Благодаря историческим трудам последнего времени и еще более новейшим
событиям в Европе мы начинаем немножко понимать внутренний
смысл истории народов, и теперь менее, чем когда-нибудь, можем отвергать постоянство во всех народах стремления, — более или менее сознательного, но всегда проявляющегося в фактах, — к восстановлению своих естественных прав на нравственную и материальную независимость от чужого произвола.
— О, что касается до этого, — с оживлением предупредил Пшецыньский, — мы можем быть спокойны… Есть печальные и опасные
события, когда крайние меры являются истинным благодеянием. Ведь — не забудьте-с! Волга, — пояснил он с весьма многозначительным видом, — это есть, так сказать, самое гнездо… историческое-с гнездо мятежей и бунтов… Здесь ведь раскольники… здесь вольница была, Пугачевщина была… Мы пред Богом и совестью обязаны были предупредить, подавить… В таком
смысле я и рапорт мой составлю.
К вечеру весь город уже знал, цриблизительно в чертах, более или менее верных, всю историю печальных снежковских
событий, которых безотносительно правдивый
смысл затемняли лишь несколько рассказы Пшецыньского да Корытникова, где один все продолжал истощать меры кротости, а другой пленял сердца героизмом собственной неустрашимости.
Троицы, в которой также совершаются в каком-то
смысле эти
события, следовательно, тоже как бы назревает полнота, происходит теогония.
Вера в этом
смысле есть антиципация [Антиципация (от лат. anticipo-предвосхищаю) — в самом общем
смысле слова означает способность предвосхищения (чаще всего какого-либо
события).] знания: credo ut intelligam [Верю, чтобы понимать (лат.) — изречение, предписываемое Ансельму Кентерберийскому (1033–1109).], хотя сейчас и не опирающаяся на достаточное основание: credo quia absurdum [Верю, ибо это нелепо (лат.) — слова, предписываемые Тертуллиану.].
Еще в «Феноменологии духа» Гегель дал следующую меткую характеристику «исторического» направления в немецком богословии, которое сделалось столь влиятельно в наши дни: «Просветительство (Die Aufklärung) измышляет относительно религиозной веры, будто ее достоверность основывается на некоторых отдельных исторических свидетельствах, которые, если рассматривать их как исторические свидетельства, конечно, не могли бы обеспечить относительно своего содержания даже степени достоверности, даваемой нам газетными сообщениями о каком-нибудь
событии; будто бы, далее, ее достоверность основывается на случайности сохранения этих свидетельств, — сохранении, с одной стороны, посредством бумаги, а с другой — благодаря искусству и честности при перенесении с одной бумаги на другую, и, наконец, на правильном понимании
смысла мертвых слов и букв.
Благодаря Голгофской жертве старый человек создается заново, оставаясь самим собой и после воскресения: последнее разделение в нем смерти и жизни, бытия и небытия происходит на Страшном Суде, который и может быть в известном
смысле рассматриваем как последний, заключительный акт в цепи
событий, в своей совокупности составляющих сотворение человека.
Моя жена — даром, что она лютеранка, она верит в русского бога и привечает разных бродячих монахов и странников, которых я, между нами сказать, терпеть не могу; но представьте вы себе, что один из таких господ, какой-то Павлин, до сих пор иногда пишущий нам непостижимые письма,
смысл которых становится ясен после какого-нибудь непредвиденного
события, недели три тому назад прислал нам письмо, в котором между всяким вздором было сказано; «а плод, богу предназначенный он ангелом заповест сохранить во всех путях, и на руках его возьмут, и не разбиется».
Смысл же войны, как и всех больших исторических
событий, обычно бывает совсем не тот, какой вкладывают в него активные деятели этих
событий.
Таков и
смысл всех больших революций, которые означают Апокалипсис внутри истории, таков
смысл катастрофических
событий внутри жизни отдельных людей.
Писателя или ученого с большой известностью — решительно ни одного; так что приезд Герцена получал значение целого
события для тех, кто связывал с его именем весь его «удельный вес» — в
смысле таланта, влияния, роли, сыгранной им, как первого глашатая свободной русской мысли. Тургенев изредка наезжал в Париж за эти два года, по крайней мере в моей памяти остался визит к нему в отель улицы Лафитт.
Самое курьезное было вот что: я говорил про «чудо» просто в фигуральном, конечно,
смысле, имея в виду неожиданность
событий, и совершенно упустил из вида публику, перед которой я это говорил Для Бердяева, Булгакова «чудо» — это было нечто совершенно реальное, могущее совершиться как таковое, и они мне старались доказать, что нет никакого основания ожидать такого «чуда».
Это
событие значительнее, серьезнее и имеет глубочайший
смысл, чем факты, записываемые в газетах и историях.
Для нас — потомков не-историков, не увлеченных процессом изыскания, и потому с незатемненным здравым
смыслом созерцающих
событие, причины его представляются в неисчислимом количестве.
Несомненным доказательством этого вывода служит то, что сколько бы ни было приказаний,
событие не совершится, если на это нет других причин; но как скоро совершится
событие — какое бы то ни было, — то из числа всех беспрерывно выражаемых воль различных лиц найдутся такие, которые по
смыслу и по времени можно отнести к
событию как приказания.
Понятно, что эти и еще бесчисленное, бесконечное количество причин, количество которых зависит от бесчисленного различия точек зрения, представлялось современникам; но для нас — потомков, созерцающих во всем его объеме громадность совершившегося
события и вникающих в его простой и страшный
смысл, причины эти представляются недостаточными.
Но как скоро историки различных национальностей и воззрений начинают описывать одно и то же
событие, то ответы, ими даваемые, тотчас же теряют весь
смысл, ибо сила эта понимается каждым из них не только различно, но часто совершенно противоположно.
Революция совершилась не только вне меня и надо мной как факт, несоизмеримый с моим
смыслом жизни, т. е. абсолютно бессмысленный, она совершилась также со мной как внутреннее
событие в моей жизни.
Кроме того, главный источник заблуждения нашего в этом
смысле происходит от того, что в историческом изложении целый ряд бесчисленных, разнообразных, мельчайших
событий, как, например, всё то, чтò привело войска французские в Россию, обобщается в одно
событие, по тому результату, который произведен этим рядом
событий, и, соответственно этому обобщению, обобщается и весь ряд приказаний в одно выражение воли.
История показывает нам, что эти оправдания
события не имеют никакого общего
смысла, противоречат сами себе, как убийство человека, вследствие признания его прав, и убийство миллионов в России для унижения Англии.
В историческом процессе действуют разнообразные причины, которые раскрывает историческая наука, но философия истории имеет своей целью раскрытие основных духовных феноменов, первофеноменов, в которых и нужно искать
смысл исторических
событий.