Неточные совпадения
— Я и действую, только отрицательно, в том
смысле, что я не буду стараться увеличить ту разницу положения, которая
существует между мною и им.
— Отнюдь нет-с, и даже в некотором
смысле нелепость. Я только намекнул о временном вспоможении вдове умершего на службе чиновника, — если только будет протекция, — но, кажется, ваш покойный родитель не только не выслужил срока, но даже и не служил совсем в последнее время. Одним словом, надежда хоть и могла бы быть, но весьма эфемерная, потому никаких, в сущности, прав на вспоможение, в сем случае, не
существует, а даже напротив… А она уже и о пенсионе задумала, хе-хе-хе! Бойкая барыня!
Слышал он, как и все, что
существуют, особенно в Петербурге, какие-то прогрессисты, нигилисты, обличители и проч. и проч., но, подобно многим, преувеличивал и искажал
смысл и значение этих названий до нелепого.
— Подозреваемый в уголовном преступлении — в убийстве, — напомнил он, взмахнув правой рукой, — выразил настойчивое желание, чтоб его защищали на суде именно вы. Почему? Потому что вы — квартирант его? Маловато. Может быть,
существует еще какая-то иная связь? От этого подозрения Безбедов реабилитировал вас. Вот — один
смысл.
Посредине улицы едва оставался свободный проезд для экипажей; дорога в обыкновенном
смысле не
существовала, а превратилась в узкое, избитое ямами корыто, до краев наполненное смятым грязно-бурого цвета снегом, походившим на неочищенный сахарный песок.
Космос в античном греческом
смысле слова, космос Аристотеля, Фомы Аквината, Данте — более не
существует.
Я предположу, в
смысле отвлеченной гипотезы, что
существует такой благоразумный человек.
Ни хрестоматии, ни даже басен Крылова не
существовало, так что я, в буквальном
смысле слова, почти до самого поступления в казенное заведение не знал ни одного русского стиха, кроме тех немногих обрывков, без начала и конца, которые были помещены в учебнике риторики, в качестве примеров фигур и тропов…
В шиллеровском
смысле «наивная» ортодоксия
существует лишь у тех, кто имеет ее с детства, по наследству, в кровной традиции.
Традиционное христианское сознание не признавало
смысла любви и даже не замечало ее, для него
существовало только оправдание соединения мужчины и женщины для деторождения, т. е. оправдание родовое.
Иногда художник может и вовсе не дойти до
смысла того, что он сам же изображает, но критика и
существует затем, чтобы разъяснить
смысл, скрытый в созданиях художника, и, разбирая представленные поэтом изображения, она вовсе не уполномочена привязываться к теоретическим его воззрениям.
— Да ведь я и не в том
смысле о русском помещике говорю, как вы принимаете. Сословие почтенное, хоть по тому уж одному, что я к нему принадлежу; особенно теперь, когда оно перестало
существовать…
Там партикуляризма, в
смысле политической партии, не
существует вовсе; борьба же с католицизмом ведется совсем не во имя того, что он служит помехою для исполнения начальственных предписаний, а во имя освобождения человеческой мысли от призраков, ее угнетающих.
На днях наша дружеская полемика получила новую богатую пищу. В газетах появилась речь одного из эльзас-лотарингских депутатов, Тейтча, произнесенная в германском рейхстаге. Речь эта, очень мало замечательная в ораторском
смысле, задела нас за живое внезапностью своего содержания. Никто из нас не ожидал, чтобы мог выступить, в качестве спорного, такой предмет, о котором, по-видимому, не могло
существовать двух различных мнений. Этот оказавшийся спорным предмет — любовь к отечеству.
Перед домом, где надлежало сделать нивелировку кручи,
существовали следы некоторых попыток в этом
смысле, в виде канав и дыр; сзади дома были прорезаны дорожки, по бокам которых посажены кленки, ясенки и липки, из которых принялась одна десятая часть, а все остальное посохло и, в виде голых прутьев, стояло на местах посадки, раздражая генеральское сердце.
Фактов, которые, в выгодном для него
смысле, подтверждали бы его права на руководительство общественным мнением, не
существует. Те факты, которые известны, свидетельствуют лишь о том, что он, до своего теперешнего возвеличения, пописывал фельетонцы, разрабатывал вопросцы и вообще занимался мелкосошным журнальным делом.
Для захудалого мужика она еще могла бы представлять некоторое обеспечение в
смысле более равномерного распределения денежных сборов; но ведь для подобных платежных единиц (им присвоивается кличка"нерадивых")
существуют соответствующие меры побуждения, — стало быть, тут и без равномерности можно обойтись.
Что же касается до части общеуголовной, то нам ничего не стоило доказать, что со стороны Балалайкина не только не
существовало самого факта двоеженства, но даже не было и приготовлений к этому, так как ни покупка для Балалайкина халата, ни приглашение братьев Перекусихиных, ни ужин в кухмистерской Завитаева ни в каком
смысле преступлениями названы быть не могут.
Зная, что противоречие, существующее между учением Христа, которое мы на словах исповедуем, и всем строем нашей жизни нельзя распутать словами и, касаясь его, можно только сделать его еще очевиднее, они с большей или меньшей ловкостью, делая вид, что вопрос о соединении христианства с насилием уже разрешен или вовсе не
существует, обходят его [Знаю только одну не критику в точном
смысле слова, но статью, трактующую о том же предмете и имеющую в виду мою книгу, немного отступающую от этого общего определения.
Ныне, по-видимому, эти отличнейшие традиции приходят в забвение. Подавляющие события последнего времени вконец извратили
смысл русской жизни, осудив на бессилие развитую часть общества и развязав руки и языки рыболовам мутной воды. Я, впрочем, далек от мысли утверждать, что в этом изменении жизненного русла участвовало какое-нибудь насилие, но что оно
существует — в этом, кажется, никто не сомневается. Вероятнее всего, оно совершилось само собой, силою обстоятельств.
Это до такой степени не подлежит отделению, в
смысле умственности, как и в
смысле материальности, что как отечество не может
существовать без нас, так и мы не можем
существовать без него.
Но, по счастью, рядом с клеймеными словарями
существует толковый интимно-обывательский словарь, который провидит и отлично объясняет
смысл даже таких выражений, перед которыми клейменый словарь стоит, уставясь лбом в стену.
Насколько подобные «права» нравственны или безнравственны — это вопрос особый, который я охотно разрешаю в отрицательном
смысле, но несомненно, что права
существовали и что ими пользовались.
Мы, оставившие Россию только для того, чтобы свободное русское слово раздалось, наконец, в Европе, — мы тут налицо и считаем долгом подать свой голос, когда человек, вооруженный огромным и заслуженным авторитетом, утверждает, что «Россия не
существует, что русские не люди, что они лишены нравственного
смысла».
Такое слово
существовало и имело
смысл, но он был до того чудовищен и горек, что Яков Иванович снова упал в кресло и беспомощно заплакал от жалости к тому, кто никогда не узнает, и от жалости к себе, ко всем, так как то же страшное и бессмысленно-жестокое будет и с ним, и со всеми.
— Ни-ког-да, — медленно, по слогам, произнес Яков Иванович, чтобы убедиться, что такое слово
существует и имеет
смысл.
Мы с ним приятели в самом лучшем
смысле этого слова и уважаем друг друга, хотя у нас с ним и
существуют счеты неприятного, щекотливого свойства…
«Это чудо есть единое, которое есть не существующее (μη öv), чтобы не получить определения от другого, ибо для него поистине не
существует соответствующего имени; если же нужно его наименовать, обычно именуется Единым… оно трудно познаваемо, оно познается преимущественно чрез порождаемую им сущность (ουσία); ум ведет к сущности, и его природа такова, что она есть источник наилучшего и сила, породившая сущее, но пребывающая в себе и не уменьшающаяся и не сущая в происходящем от нее; по отношению к таковому мы по необходимости называем его единым, чтобы обозначить для себя неделимую его природу и желая привести к единству (ένοΰν) душу, но употребляем выражение: «единое и неделимое» не так, как мы говорим о символе и единице, ибо единица в этом
смысле есть начало количества (ποσού άρχαί), какового не
существовало бы, если бы вперед не
существовала сущность и то, что предшествует сущности.
И для Платона, и для Аристотеля было одинаково бесспорно, что
существует нечто общее в понятиях, род или идея, причем ни тот ни другой не понимали их в
смысле номинализма, т. е. только как абстракции или условные имена — vox, но видели в них некие realia.
В первом
смысле, чрез выражение μη δν, отрицается только положение, действительное полагание бытия, но то, относительно чего делается отрицание, должно все-таки известным образом
существовать.
Хотя в то же время она есть причина всего, и все
существует от нее и ради нее, и сама она,
существуя раньше всего и просто и неограниченно (απλώς και απεριορίστως), преднаметила в себе все, она должна именоваться во всем (εκ πάντων), однако не в собственном
смысле» (κυρίως) [Gregorii Palamae dialogue qui inscribitur Theophanes Sive de divinitatis et rerum divinarum communicabilitate et incommunicabilitate.
Для этого у них не
существует достаточной заинтересованности, ибо какой же
смысл воссоздавать подобие, если оригинал все равно уничтожается смертью?
Серафим, суть теурги в самом подлинном
смысле [В теософской литературе
существует стремление подменить теургию магией и представить теурга лишь как могущественного мага, «гностика», на том только основании, что внешний образ его действий естественно сближается с магическим.
Таким образом, по
смыслу учения Аристотеля, формы
существуют не «в умном месте» Платона, а только в вещах.
Хотя в известном
смысле и можно сказать, что Адам до грехопадения являлся «белым магом», однако для него еще не
существовало магии, вытекшей из желания становиться магом, которое порождается уже наличностью магизма, вожделением власти.
Такое характерное смешение можно встретить в писаниях оккультистов, для которых вообще не
существует теургии в точном
смысле слова.
Зло является в этом
смысле акциденцией (κατά συμβεβηκός),
существуя ради другого, но не по собственной причине, ибо возникновение кажется правым, возникая ради добра, в действительности же неправо, ибо мы неблагое принимаем за благое…
Может быть два значения этого не по
смыслу тварного ничто, которым соответствуют два вида греческого отрицания: ου и μη (d privativum к этому случаю совсем не относится): первое соответствует полному отрицанию бытия — ничто, второе же лишь его невыявленности и неопределенности — нечто [В новой философии развитие между μη и ου отчетливее всего выражено Шеллингом в его «Darstekkung des philosophischen Empirismus» (A. W. II, 571): «μη öv есть несуществующее, которое лишь есть несуществующее, относительно которого отвергается только действительное существование, но не возможность
существовать, которое поэтому, так как оно имеет пред собой бытие, как возможность
существовать, хотя и не есть существующее, однако не так, чтобы оно не могло быть существующим.
Мы уже указывали, что трансцендентное, в своей соотносительности имманентному, имеет различные ступени или различную глубину, и, помимо трансцендентного в собственном
смысле, т. е. области религиозной,
существуют еще многие слои относительно-трансцендентного, открывающегося в им манентном; рассуждая формально-гносеологически, во всех подобных случаях мы имеем наличность мифического прозрения или мифотворчество.
Мир идей, идеальное все, актуально содержащееся в Софии, для мира тварного
существует не только как основа или причинность (в вышеуказанном
смысле), но и как норма, предельное задание, закон жизни, аристотелевская энтелехия в отношении к потенциальному состоянию бытия.
В этом
смысле понятие безбожной религии содержит contradictio in adjecto [«Противоречие в определении» (лат.) — логическая ошибка; напр.: «круглый квадрат».], внутренне противоречиво, ибо существо религии именно и состоит в опытном опознании того, что Бог есть, т. е. что над миром имманентным, данным, эмпирическим
существует мир иной, трансцендентный, божественный, который становится в религии доступным и ощутимым: «религия в пределах только разума» [Название трактата И.
гии: хотя религия стремится иметь Бога как «всяческая во всех», слить трансцендентное и имманентное воедино и тем преодолеть их взаимную полярность, но она и возникает именно из этой напряженности и
существует только ею и вместе с нею, и в этом
смысле религия есть некоторое переходное состояние — она сама стремится себя преодолеть, сама ощущает себя «ветхим заветом».
«Мы не можем сказать, что этот мир создан из чего-либо, возникло лишь вожделение из свободного наслаждения, что безосновность, как высшее благо, или сущность, как вечная воля, созерцает в наслаждении (Lust), как в зеркале» (IV, 424, § 7).]; мир есть модус абсолютной субстанции, — на разные лады, но в одинаковом
смысле отвечают Дж. Бруно, Спиноза, разных оттенков пантеисты и монисты; следовательно, напрашивается неизбежное заключение — мира нет в его самобытности и относительности, а
существует только Абсолютное.
Это писано в 1902 году, когда Толстой давно уже и окончательно утвердился в своем учении о
смысле жизни в добре. «Святые, каких можно себе только вообразить», разумеется, всего полнее осуществили бы на земле тот «
смысл добра», о котором мечтает Толстой. Тем не менее он предпочитает грешное современное человечество, лишь бы
существовали дети. Очевидно, в детях есть для Толстого что-то такое, что выше самой невообразимой святости взрослого. Что же это?
Загадка смерти, несомненно, остро интересует Толстого. «Какой в жизни
смысл, если
существует смерть?» В процессе своих исканий почти все герои Толстого проходят через этот этапный пункт. Но никогда сам художник не застревает на этом пункте, как застряли Тургенев или Достоевский.
Объективной истины не
существует. Нелепо искать объективных ценностей. «Как будто ценности скрыты в вещах, и все дело только в том, чтоб овладеть ими!» — иронизирует Ницше. Ценности вещей скрыты не в вещах, а в оценивающем их человеке. «Нет фактов, есть только интерпретации». Поскольку дело идет об оценке жизни, о выяснении ее «
смысла», это, несомненно, так.
Между тем как всегда будут
существовать культура и цивилизация, и в известном
смысле цивилизация старее и первичнее культуры, культура образуется позже.
Существуют аристократические теории, которые видят
смысл истории человечества в появлении замечательных, великих, гениальных людей, на всю же остальную человеческую массу смотрят, как на унаваживаемую почву, на средство для этого цвета человечества.
Чистого романтизма также никогда не
существовало, но дух романтизма шире романтической школы в собственном
смысле слова.
Но не имеет никакого
смысла образовывать понятия и идеи о добре, которое не
существует, как не имеет
смысла беспредметное познание, не связанное ни с какой реальностью.