Неточные совпадения
Как не понять такую простую мысль, как, например, что «душа бессмертна, а что умирает одна личность», — мысль, так успешно развитая берлинским Михелетом в его книге. Или еще более простую
истину, что безусловный дух есть личность, сознающая себя через мир, а между тем имеющая и свое
собственное самопознание.
Матушка на
собственном горьком опыте убедилась в этой
истине, и хотя большого труда ей стоило сдерживать себя, но она все-таки сдерживалась.
Я всегда был ничьим человеком, был лишь своим
собственным человеком, человеком своей идеи, своего призвания, своего искания
истины.
Эта первичная
истина затемнена и даже закрыта падшестью человека, его экстериоризацией, его отпадением не только от Бога, но и от
собственной человеческой природы.
Бог промышляет о своем творении, открывает творению
истину о себе, утерянную и закрытую первородным грехом, сообщает творению благодать, которую
собственными усилиями оно не могло бы добыть.
В первом вашем письме вы изложили весь ваш быт и сделали его как бы вновь причастным семейному вашему кругу. К сожалению, он не может нам дать того же отчета — жизнь его бездейственная, однообразная! Живет потому, что провидению угодно, чтоб он жил; без сего убеждения с трудом бы понял, к чему ведет теперешнее его существование. Впрочем, не огорчайтесь: человек, когда это нужно, находит в себе те силы, которые и не подозревал; он
собственным опытом убедился в сей
истине и благодарит бега.
Однако философские открытия, которые я делал, чрезвычайно льстили моему самолюбию: я часто воображал себя великим человеком, открывающим для блага всего человечества новые
истины, и с гордым сознанием своего достоинства смотрел на остальных смертных; но, странно, приходя в столкновение с этими смертными, я робел перед каждым, и чем выше ставил себя в
собственном мнении, тем менее был способен с другими не только выказывать сознание
собственного достоинства, но не мог даже привыкнуть не стыдиться за каждое свое самое простое слово и движение.
Я
собственным горьким опытом убедилась в
истине этих слов — и знаешь ли где?
В дело науки он ценит только прикладные знания, нагло игнорируя всю подготовительную теоретическую работу и предоставляя исследователям
истины отыскивать ее на
собственный риск.
Хотелось бы ему что-то им высказать, на что-то указать, дать какие-то полезные советы; но когда он начинал говорить, то неясно понимаемые им чувства и мысли не облекались в приличное слово, и ограничивался он обыкновенными пошлыми выражениями, тем не менее исполненными вечных нравоучительных
истин, завещанных нам опытною мудростью давно живущего человечества и подтверждаемых
собственным нашим опытом.
Целая жизнь, долгая жизнь с мужем-неровней, которого она при всей любви не может вполне уважать, беспрестанное столкновение совсем различных понятий, противоположных свойств, наконец частое непонимание друг друга… и сомнение в успехе, сомнение в
собственных силах, в спокойной твердости, столько чуждой ее нраву, впервые представилось ей в своей поразительной
истине и ужаснуло бедную девушку!..
Дядя в это решительно не мешался и даже не показывал ни малейшего вида, что он в этом отношении чем-нибудь недоволен Я не думаю, чтобы ему их воспитание нравилось; нет: он, как я уже позволила себе о нем выразиться, будучи лицом; которое неизвестно откуда принесло с собою в жизнь огромный запас превосходных правил и
истин, не мог быть доволен тем, что делала из его детей его
собственная жена.
Но тут мне стало досадно на себя. Отчего я сразу не подошел к ней? Зачем скрылся и теперь крадусь по следам, как вор, в темноте? Чего же мне стыдиться? Что я сделал дурного? Откуда этот стыд
собственного существования? Если это боязнь показать то серое грязное пятно, которое залегло у меня в душе… то почему же я стыжусь сознания
истины?..
К сожалению, последующие историки Петра не следовали, в изображении его деяний,
собственному его примеру, — одни по излишнему легковерию, другие по желанию изукрасить простую
истину событий.
Теперь справедливость — на стороне, которая сначала была побеждена, и стремление, в сущности более справедливое, погибает под тяжестью
собственной несправедливости от ударов противоположного стремления, которое, будучи оскорблено в своем праве, имеет за собой, в начале противодействия, всю силу
истины и справедливости, но, побеждая, впадает само точно таким же образом в несправедливость, влекущую за собой погибель или страдание.
Другой род трагического — трагическое нравственного столкновения — эстетика выводит из той же мысли, только взятой наоборот: в трагическом простой вины основанием трагической судьбы считают мнимую
истину, что каждое бедствие, и особенно величайшее из бедствий — погибель, есть следствие преступления; в трагическом нравственного столкновения [основываются эстетики гегелевской школы на] мысли, что за преступлением всегда следует наказание преступника или погибелью или мучениями его
собственной совести.
Николай Иваныч, который когда-то в казенной палате боялся даже для себя лично иметь
собственные взгляды, теперь говорил одни только
истины, и таким тоном, точно министр: «Образование необходимо, но для народа оно преждевременно», «Телесные наказания вообще вредны, но в некоторых случаях они полезны и незаменимы».
Конечно, не талантом, не
истиною поэзии, которые для всех одинаковы, а тем, что в писателе соответствует их
собственным понятиям, стремлениям и воззрениям на жизнь.
Все встречное и поперечное приравнивают они к этим осадкам, заменяющим для них
собственный ум; в чем заметят они какое-нибудь согласие, какое-нибудь сродство с словами их авторитетов, то становится для них предметом живейших сочувствий, и они с задорным ожесточением защищают свою святыню, оспаривая все встречное и поперечное, что не подойдет под цвет и тон жалких суррогатов
истины, служащих обильнейшим источником если не мысли, то удалых слов и ухарских фраз.
Одаренный природным красноречием и проникнутый
истинами, которые он исповедует, он не боится возвещать и защищать их в многолюдных собраниях, им посещаемых, и пред многочисленными посетителями его
собственного салона.
Оставя мысли, принялся я за повести, но, не умея с непривычки расположить вымышленное происшедствие, я избрал замечательные анекдоты, некогда мною слышанные от разных особ, и старался украсить
истину живостию рассказа, а иногда и цветами
собственного воображения.
Но беда в том, что ученье это редким из нас впрок идет: редкие решаются
собственным умом проверить чужие внушения, внести в чужие системы свет
собственной мысли и ступить на дорогу беспощадного отрицания для отыскания чистой
истины; большая часть принимает ученье только памятью, и если действует иногда рассудком, то не потому, чтобы внутренняя, живая потребность была, а потому только, что в голову заброшено такое учение, в котором именно приказывается мыслить.
Истины религии, открывающиеся и укореняющиеся в детски верующем сознании непосредственным и в этом смысле чудесным путем, изживаются затем человеком и в его
собственной человеческой стихии, в его имманентном самосознании, перерождая и оплодотворяя его [Гартман, среди новейших философов Германии обнаруживающий наибольшее понимание религиозно-философских вопросов, так определяет взаимоотношение между общей философией и религиозной философией: «Религиозная метафизика отличается от теоретической метафизики тем, что она извлекает выводы из постулатов религиозного сознания и развивает необходимые метафизические предпосылки религиозного сознания из отношения, заложенного в религиозной психологии, тогда как теоретическая метафизика идет путем научной индукции.
Володя почувствовал глубочайшую
истину в этих словах доброго и необыкновенного симпатичного матроса и понял, как фальшивы и ложны его
собственные понятия о стыде страха перед опасностью.
Вы презираете жизнь за то, что ее смысл и цель скрыты именно от вас, и боитесь вы только своей
собственной смерти, настоящий же мыслитель страдает, что
истина скрыта от всех, и боится за всех людей.
В каждой отдельной способности человека — целый мир в зародыше, который и выявляется от времени до времени при дисгармоническом раздражении» [См. там же, с. 303.]. «Поскольку человек по своей двойственной природе есть зеркало самой
Истины в том смысле, что законы всего духовного и всего чувственного коренятся в его
собственных законах, постольку человек божественной природы» [См. там же, с. 304.]. «Истинно благая воля в человеке есть Христос в нем» [См. там же, с. 352.].
Первое, что бросилось ему в глаза, было
собственное его послание к Мариорице. Будто ножом полоснуло его по сердцу. Он догадывался об
истине, и одна догадка приводила его в ужас. Немалого подвига стоило ему прочесть письмо жены.
Егора Егоровича, напротив, этот приказ ударил, как бы обухом по лбу — милость к нему графа, обманываемого им в его
собственном доме, казалась ему тяжелей его гнева, страшнее всякого наказания, которое могло быть придумано Алексеем Андреевичем, если бы он узнал
истину.