Неточные совпадения
В таком чисто монистическом, монофизитском религиозном
сознании не может быть пророчеств о новой жизни, новой мировой
эпохе, о новой земле и новом небе, нет исканий нового града, столь характерных для славянства.
Идея демократии была осознана и формулирована в такую историческую
эпоху, когда религиозное и философское
сознание передовых слоев европейского человечества было выброшено на поверхность и оторвано от глубины, от духовных истоков человека.
Христианское мессианское
сознание может быть лишь
сознанием того, что в наступающую мировую
эпоху Россия призвана сказать свое новое слово миру, как сказал его уже мир латинский и мир германский.
Историческая
эпоха, в которую мы вступаем, требует органического соединения национального
сознания с
сознанием универсальным, т. е. определения мирового призвания национальностей.
В их решении лежало верное
сознание живой души в народе, чутье их было проницательнее их разумения. Они поняли, что современное состояние России, как бы тягостно ни было, — не смертельная болезнь. И в то время как у Чаадаева слабо мерцает возможность спасения лиц, а не народа — у славян явно проглядывает мысль о гибели лиц, захваченных современной
эпохой, и вера в спасение народа.
Характер Гамлета, например, до такой степени общечеловеческий, особенно в
эпоху сомнений и раздумья, в
эпоху сознания каких-то черных дел, совершившихся возле них, каких-то измен великому в пользу ничтожного и пошлого, что трудно себе представить, чтоб его не поняли.
Мучительно жить в такие
эпохи, но у людей, уже вступивших на арену зрелой деятельности, есть, по крайней мере, то преимущество, что они сохраняют за собой право бороться и погибать. Это право избавит их от душевной пустоты и наполнит их сердца
сознанием выполненного долга — долга не только перед самим собой, но и перед человечеством.
А. Белый характерен для разных течений начала века, потому что он не мог оставаться в чистой литературе и в эстетическом
сознании, его символизм носил мистический и оккультический характер, он отражал все духовные настроения и искания
эпохи.
Я сравнительно редко встречал людей,
сознание которых стояло бы на высоте
эпохи и исторических событий.
Но перед лицом западных христианских течений
эпохи я все же чувствовал себя очень «левым», «модернистом», ставящим перед христианским
сознанием новые проблемы, исповедующим христианство как религию свободы и творчества, а не авторитета и традиции.
Все, что говорили представители светской культуры, предполагало возможность нового христианского
сознания, новой
эпохи в христианстве.
Наша
эпоха если и не признается еще, то будет признана
эпохой небывалого обострения религиозного
сознания.
Ныне мы вступаем в
эпоху мирового религиозного кризиса, и развитие религиозного
сознания может продолжиться лишь в связи с положительным обращением к истории и земле.
Эпоха, проникнутая
сознанием греховности любви, была эротична до глубины своих основ, создала культ Мадонны и влюбленности в Христа, сблизила культ прекрасной дамы с вечной женственностью мировой души.
Я, когда вышел из университета, то много занимался русской историей, и меня всегда и больше всего поражала
эпоха междуцарствия: страшная пора — Москва без царя, неприятель и неприятель всякий, — поляки, украинцы и даже черкесы, — в самом центре государства; Москва приказывает, грозит, молит к Казани, к Вологде, к Новгороду, — отовсюду молчание, и потом вдруг, как бы мгновенно, пробудилось
сознание опасности; все разом встало, сплотилось, в год какой-нибудь вышвырнули неприятеля; и покуда, заметьте, шла вся эта неурядица, самым правильным образом происходил суд, собирались подати, формировались новые рати, и вряд ли это не народная наша черта: мы не любим приказаний; нам не по сердцу чересчур бдительная опека правительства; отпусти нас посвободнее, может быть, мы и сами пойдем по тому же пути, который нам указывают; но если же заставят нас идти, то непременно возопием; оттуда же, мне кажется, происходит и ненависть ко всякого рода воеводам.
Таким образом, служа полнейшими представителями высшей степени человеческого
сознания в известную
эпоху и с этой высоты обозревая жизнь людей и природы и рисуя ее перед нами, они возвышались над служебного ролью литературы и становились в ряд исторических деятелей, способствовавших человечеству в яснейшем
сознании его живых сил и естественных наклонностей.
Всякая данная историческая минута, несмотря на то что ее можно охарактеризовать одним выражением (так, например, об известных
эпохах говорят, что это
эпохи, когда «злое начало в человеке пришло к спокойному и полному
сознанию самого себя») (Нибур.
Мысль эта, заключавшая в себе глубокий смысл нашей
эпохи, едва пришла в
сознание и высказалась поэтом-мыслителем, как уже развилась в стройной, строгой, наукообразной форме спекулятивным, диалектическим мыслителем.
Для религиозного
сознания исторические
эпохи определяются иначе, нежели для историка — хозяйства, права, культуры и т. д.
Сознание явной недостаточности для этой цели «баллотировочных ящиков» и избирательных бюллетеней, годных разве только для решения отдельных практических вопросов, вызывает длительный «кризис правосознания» (как его пережила в
эпоху Платона, при совершенно аналогичных обстоятельствах, афинская демократия).
Сознание нашей
эпохи стоит под знаком разоблачения и познания тайны пола в человеке.
Лишь в
эпоху эллинистическую, ко времени явления Христа в религиозном
сознании иудаизма духовный элемент начинает освобождаться от власти элемента натуралистического, что означает высвобождение личности, выход ее из растворенности в родовой, народной жизни.
В этом, быть может, положительная миссия германской мысли как выразительницы последнего
сознания человека перед вступлением его в творческую религиозную
эпоху.
Критическая философия есть
сознание дотворческой
эпохи, она — даже не в искуплении, а в законе.
Этого
сознания до сих пор не было еще в мире, оно зарождается в нашу
эпоху.
И в
эпоху закона мир предчувствовал новые религиозные
эпохи: не только пророческое
сознание Ветхого Завета, но и трепетание мировой души в язычестве ждали явления Христа-Искупителя.
Новое
сознание творческой
эпохи должно признать в сфере психологической равноценность совершенства познавательного и эстетического совершенству нравственному и в сфере мистической равноценность гениальности и святости.
Русский народ и правительство доживали ту
эпоху, которую можно назвать
эпохою отсутствия
сознания законности. Мало кто верил или надеялся на силу закона. Боялись лиц, облеченных правительственною властью, без всякого к ним внутреннего уважения, и то только тех, которые заявили о себе каким-нибудь энергичным действием, хотя бы и не вполне законном. Существовало полное убеждение, что произвол и сила личности выше всякого закона.
Натуралистический взгляд на человека и мир есть ветхий взгляд, порождение ветхого
сознания, соответствующего
эпохе незаконченного, семидневного творения.
Для индивидуалистического
сознания нет мировых стадий и
эпох откровения, а потому и нет предчувствия новой мировой
эпохи.
Церковное
сознание признавало магов черными и всякую магию черной, ибо всякое общение с духами природы должно было быть прекращено в христианскую
эпоху искупления.
Это новое, небывалое еще религиозное
сознание,
сознание творческой мировой
эпохи.
Противоположно иное
сознание, допускающее откровение мудрости, неведомой мудрости древней, превышающей все, что открывалось в былые мировые
эпохи.
Для нашей
эпохи характерно обострение
сознания и кризис
сознания во всех сферах.
Реставраторы язычества должны признать, что кровь людей
эпохи Возрождения была отравлена христианским
сознанием греховности этого мира и христианской жаждой искупления.
Традиционный спиритуализм есть
сознание дотворческой
эпохи, он в законе и искуплении.
Антропологическое
сознание гуманизма зарождается в
эпоху Возрождения и развивается в новые времена до XX века, когда достигает своей вершины и выявляет свои пределы.
Для религиозного
сознания человека новой мировой
эпохи есть один только выход: религиозное осознание той истины, что новозаветное христианство не есть полная и завершенная религиозная истина.
Такое исключительное антропологическое
сознание возможно лишь в христианском мире, лишь в христианскую
эпоху истории.
Призыв к новому средневековью в нашу
эпоху и есть призыв к революции духа, к новому
сознанию.
Со времени Петра III и Екатерины для русского раскола начинается новая
эпоха. Борьба правительства с расколом была прекращена. Она прекратилась не вследствие победы той или другой стороны, не вследствие мира или перемирия между враждующими, но вследствие
сознания, что дальнейшая борьба бесполезна и не может привести ни к каким благоприятным результатам.