И он усвоил себе все те обычные софизмы о том, что отдельный разум человека не может познать истины, что истина открывается только совокупности людей, что единственное
средство познания ее есть откровение, что откровение хранится церковью и т. п.; и с тех пор уже мог спокойно, без сознания совершаемой лжи, присутствовать при молебнах, панихидах, обеднях, мог говеть и креститься на образа и мог продолжать служебную деятельность, дававшую ему сознание приносимой пользы и утешение в нерадостной семейной жизни.
Одно из могущественнейших
средств познания истины, освобождающей от суеверий, состоит в узнании всего того, что в прошедшем сделано человечеством для познания вечной, общей всем людям, истины и выражения ее.
Неточные совпадения
— Послушайте, — сказал Платонов, схвативши его за руку, — как вам, при таком уме, опытности и
познаниях житейских, не найти
средств выпутаться из вашего затруднительного положения?
Нужно, напротив, с удивлением и сожалением смотреть на то, когда выходят пустые и ничтожные молодые люди из детей, которым даны все
средства приобрести необходимые
познания, развить свои умственные способности и сделаться людьми дельными и полезными.
Если бы наука давала мне столь же верные
средства для
познания всех болезней и всех особенностей каждого организма, то я мог бы чувствовать под ногами почву.
«Гнозис», «духовное знание», вновь выставляется
средством сделаться «богами», в сознании софийности своей и богонасыщенности всей софийной твари, причем ради
познания твари, под предлогом углубления в божественную стихию мира, получается забвение о Боге.
Но это соображение имело бы силу лишь в том случае, если бы догматические понятия были непосредственным орудием религиозного
познания; для такой цели понятия были бы, конечно, негодным
средством.
«Наша жадность в деле
познания природы, — говорит Ницше, — есть
средство, с помощью которого наше тело стремится к самоусовершенствованию.
И, актуализируя, раскрывая в себе универсальное содержание, через
познание и через любовь, интеллектуально и эмоционально, я никогда не превращаюсь в
средство этого универсального содержания.
С этой точки зрения феноменологический метод Гуссерля, поскольку он хотел преодолеть всякий антропологизм, т. е. человека в
познании, есть покушение с негодными
средствами.