Неточные совпадения
«Неужели Гогиными, Кутузовыми двигает только
власть заученной ими
теории? Нет, волей их владеет нечто — явно противоречащее их убеждению в непоколебимости классовой психики. Рабочих — можно понять, Кутузовы — непонятны…»
В века новой истории пытались рационализировать начало
власти, создав
теорию социального договора.
Есть ли она, как и все
теории и идеологии, отражение экономической действительности своего времени и происходящей в ней борьбы классов, т. е. «надстройка», подпадающая под
власть обычного марксистского объяснения?
Позитивизм и материализм отрицают ответственность, свободу, творческую волю, отрицают человека и строят безвольную
теорию социальной среды и
власти необходимости, могущества внешних обстоятельств.
Моим основным аффектом, который первее и сильнее всех умственных
теорий и всех сознательных верований, было с детства присущее мне отвращение к государству и
власти.
Эмпиризм — одно из самых могущественных направлений в
теории знания, и
власть его особенно сильна в положительной науке.
В экономическом отношении проповедуется
теория, сущность которой в том, что чем хуже, тем лучше, что чем больше будет скопления капитала и потому угнетения рабочего, тем ближе освобождение, и потому всякое личное усилие человека освободиться от давления капитала бесполезно; в государственном отношении проповедуется, что чем больше будет
власть государства, которая должна по этой
теории захватить не захваченную еще теперь область частной жизни, тем это будет лучше, и что потому надо призывать вмешательство правительств в частную жизнь; в политических и международных отношениях проповедуется то, что увеличение средств истребления, увеличение войск приведут к необходимости разоружения посредством конгрессов, арбитраций и т. п.
Ученые юристы, обязанные оправдывать насилие
власти, всё более и более отрицают право наказания и вводят на место его
теории невменяемости и даже не исправления, а лечения тех, которых называют преступниками.
Зачем люди, называющие себя учеными, посвящают целые жизни на составление
теорий, по которым выходило бы, что насилие, совершаемое
властью над народом, не есть насилие, а какое-то особенное право?
Содди [Содди Фредерик (1877–1956) — английский радиохимик, создатель
теории радиоактивного распада.], радиоактивист, оценивая современное состояние европейской науки, говорит: «Мы имеем законное право верить, что человек приобретет
власть направить для собственных целей первичные источники энергии, которые природа теперь так ревниво охраняет для будущего.
Очевидно,
власть имеет какое-то отношение к самому существу человеческого духа, и надо прежде всего отвергнуть рационалистические измышления «просветительства», будто
власть и право кем-то изобретены, выдуманы на известную потребу, произошли вследствие «общественного договора» или свободного соглашения [
Теорию «общественного договора» (как переход разрозненных индивидов от естественного к социально-государственному состоянию путем взаимного ограничения и перенесения друг на друга прав, что фиксировалось в договоре) разрабатывали философы-просветители: Ж. Ж. Руссо, Т. Гоббс, Дж. Локк и др.].
Отуманенные французскими идеями и ходившими в то время на западе десятками, одна другой несуразнее, политическими
теориями, сами лично они добивались изменения формы правления, хорошо зная всю суть причин наступившего междуцарствия — этой, повторяем, неслыханной в истории государств борьбы из-за отречения от
власти, между двумя рыцарями без страха и упрека, стоявшими около опустелого трона.
Слушайте, товарищи!
Это превышение
власти —
Этот округ вверен мне.
Мне нужно поймать преступника,
А вы разводите
теорию.
Теория их, годная для первобытных и мирных периодов истории, в приложении к сложным и бурным периодам жизни народов, во время которых возникают одновременно и борются между собой различные
власти, имеет то неудобство, что историк легитимист будет доказывать, что Конвент, Директория и Бонапарт были только нарушение
власти, а республиканец и бонапартист будут доказывать: один, что Конвент, а другой, что Империя была настоящею
властью, а что всё остальное было нарушение
власти.
Отличается их деятельность только тем, — отчего она и представляется менее преступной, — что тщета деятельности стоящего во
власти правительства очевидна, тогда как деятельность революционеров, проявляемая большею частью в
теории и только урывками на практике — во времена революций, как у нас теперь, — не так очевидна.
Понятно, что исстари еще для них подделали
теорию гениев, потому что они —
власть.
Деревенские жители, не имея ясного понятия о причинах дождя, говорят, смотря по тому, хочется ли им дождя или вёдра: ветер разогнал тучи и ветер нагнал тучи. Так точно общие историки: иногда, когда им этого хочется, когда это подходит к их
теории, они говорят, что
власть есть результат событий; а иногда когда нужно доказать другое, — они говорят, что
власть производит события.
Казалось бы, что отвергнув верования древних о подчинении людей Божеству и об определенной цели, к которой ведутся народы, новая наука должна бы была изучать не проявления
власти, а причины, образующие ее. Но она не сделала этого. Отвергнув в
теории воззрения прежних историков, она следует им на практике.