Неточные совпадения
Но, с другой стороны, не меньшего вероятия заслуживает и то соображение, что как ни привлекательна
теория учтивого обращения, но, взятая изолированно, она нимало не гарантирует людей от внезапного вторжения
теории обращения неучтивого (как это и доказано впоследствии появлением на арене истории такой
личности, как майор Угрюм-Бурчеев), и, следовательно, если мы действительно желаем утвердить учтивое обращение на прочном основании, то все-таки прежде всего должны снабдить людей настоящими якобы правами.
Гуманитарная
теория прогресса приносит всякого человека в жертву своему божку и не может найти оправданий для страданий и жертв человеческой
личности.
Наконец, дошел черед и до «Письма». Со второй, третьей страницы меня остановил печально-серьезный тон: от каждого слова веяло долгим страданием, уже охлажденным, но еще озлобленным. Эдак пишут только люди, долго думавшие, много думавшие и много испытавшие; жизнью, а не
теорией доходят до такого взгляда… читаю далее, — «Письмо» растет, оно становится мрачным обвинительным актом против России, протестом
личности, которая за все вынесенное хочет высказать часть накопившегося на сердце.
Но положительно, могут ли дать эти
теории что-нибудь для защиты
личности от порабощения природной и социальной средой, для достижения полноты жизни?
Лучше был принцип развития, который признавали нигилисты, —
личность реализуется в процессе развития, но развитие понималось в духе натуралистической эволюционной
теории.
Гнет позитивизма и
теории социальной среды, давящий кошмар необходимости, бессмысленное подчинение
личности целям рода, насилие и надругательство над вечными упованиями индивидуальности во имя фикции блага грядущих поколений, суетная жажда устроения общей жизни перед лицом смерти и тления каждого человека, всего человечества и всего мира, вера в возможность окончательного социального устроения человечества и в верховное могущество науки — все это было ложным, давящим живое человеческое лицо объективизмом, рабством у природного порядка, ложным универсализмом.
Такова основа всех действий характера, изображенного в «Грозе». Основа эта надежнее всех возможных
теорий и пафосов, потому что она лежит в самой сущности данного положения, влечет человека к делу неотразимо, не зависит от той или другой способности или впечатления в частности, а опирается на всей сложности требований организма, на выработке всей натуры человека. Теперь любопытно, как развивается и проявляется подобный характер в частных случаях. Мы можем проследить его развитие по
личности Катерины.
Моралисты утверждали, что все это от растленности человеческого рода и от помрачения ума его; другие, напротив, кричали, что
теория будто бы идеальной организации, состоящая в обезличении человека, противна естественным требованиям человеческой природы и потому должна быть отвергнута, как негодная, и уступить место другой, признающей все права
личности и принцип бесконечного развития, бесконечного шествия вперед, то есть прогресса, в противоположность застою.
Михайловский объявляет «борьбу за индивидуальность» и строит
теории конфликта и борьбы между
личностью и обществом, построенном по органическому типу.
Слабость их философской позиции, их поверхностный позитивизм мешал им философски обосновать принцип
личности, который был положительной стороной их социалистической
теории.
Такова, например, оптимистическая
теория прогресса, для которой всякая конкретная, живая человеческая
личность есть средство для будущего, для грядущего совершенства.