Неточные совпадения
А между тем это же свидетельствует и о высоких
требованиях чести в душе его, долга,
справедливости, не правда ли?..
Я все время имею в виду не демократические программные
требования и задания, которые заключают в себе некую правду и
справедливость, а тот дух отвлеченной демократии, ту особую общественную метафизику и мораль, в которой преобладает внешнее над внутренним, агитация над воспитанием, притязательность над ответственностью, количества над качествами, уравнительная механика масс над творчеством свободного духа.
Но совсем неверно было бы сказать, что постановка такой исторической задачи и борьба за такую историческую ценность есть
требование отвлеченной
справедливости и определяется исключительными нравственными преимуществами Англии и России перед Германией.
Он по
справедливости боится и зверя и птицы, и только ночью или по утренним и вечерним зарям выходит из своего дневного убежища, встает с логова; ночь для него совершенно заменяет день; в продолжение ее он бегает, ест и жирует, то есть резвится, и вообще исполняет все
требования природы; с рассветом он выбирает укромное местечко, ложится и с открытыми глазами, по особенному устройству своих коротких век, чутко дремлет до вечера, протянув по спине длинные уши и беспрестанно моргая своею мордочкой, опушенной редкими, но довольно длинными белыми усами.
Почти беспрерывно он обращался к отцу с
требованием денег, и надо отдать
справедливость генералу, он редко отказывал.
Люди, 18 веков воспитанные в христианстве, в лице своих передовых людей, ученых, убедились в том, что христианское учение есть учение о догматах; жизненное же учение есть недоразумение, есть преувеличение, нарушающее настоящие законные
требования нравственности, соответствующие природе человека, и что то самое учение
справедливости, которое отверг Христос, на месте которого он поставил свое учение, гораздо пригоднее нам.
Он знает, что все привычки, в которых он воспитан, лишение которых было бы для него мучением, все они могут удовлетворяться только мучительным, часто губительным трудом угнетенных рабочих, т. е. самым очевидным, грубым нарушением тех принципов христианства, гуманности,
справедливости, даже научности (я разумею
требования политической экономии), которые он исповедует.
Вот я сделал и последний шаг: ог отвлеченного закона
справедливости я перешел к более реальному
требованию человеческого блага; я все свои сомнения и умствования привел наконец к одной формуле: человек и его счастье.
Иначе и быть не может: если б он говорил правду, он тем самым признавал бы над собою их власть; если б он их не обкрадывал (заметьте, что со стороны крестьянина считают покражею утайку части произведений собственного труда), он тем самым признавал бы законность их
требований, права помещиков и
справедливость судей.
Выяснить своими усилиями свое отношение к миру и держаться его, установить свое отношение к людям на основании вечного закона делания другому того, что хочешь, чтобы тебе делали, подавлять в себе те дурные страсти, которые подчиняют нас власти других людей, не быть ничьим господином и ничьим рабом, не притворяться, не лгать, ни ради страха, ни выгоды, не отступать от
требований высшего закона своей совести, — всё это требует усилий; вообразить же себе, что установление известных порядков каким-то таинственным путем приведет всех людей, в том числе и меня, ко всякой
справедливости и добродетели, и для достижения этого, не делая усилий мысли, повторять то, что говорят все люди одной партии, суетиться, спорить, лгать, притворяться, браниться, драться, — всё это делается само собой, для этого не нужно усилия.
Справедливость требует сказать, что он неохотно жил в № 7 и подчинялся в этом случае единственно
требованию Алины, жил как женился, — угрожаемый страхом представления известной бумаги; но никакого иного коварства он не подозревал.
И потому нравственная воля человека никогда не может быть направлена на оттеснение какого-либо существа в ад, на
требование этого оттеснения как осуществления
справедливости.
И разум, и рассуждение, и история, и внутреннее чувство — всё, казалось бы, убеждает человека в
справедливости такого понимания жизни; но человеку, воспитанному в учении мира, всё-таки кажется, что удовлетворение
требований его разумного сознания и его чувства не может быть законом его жизни.