Неточные совпадения
И не необходимость скрывать, не
цель, для которой скрывалось, но самый
процесс скрывания увлекал ее.
Между тем, отрицая в человеке человека — с душой, с правами на бессмертие, он проповедовал какую-то правду, какую-то честность, какие-то стремления к лучшему порядку, к благородным
целям, не замечая, что все это делалось ненужным при том, указываемом им, случайном порядке бытия, где люди, по его словам, толпятся, как мошки в жаркую погоду в огромном столбе, сталкиваются, мятутся, плодятся, питаются, греются и исчезают в бестолковом
процессе жизни, чтоб завтра дать место другому такому же столбу.
Самый
процесс жизни он выдавал и за ее конечную
цель. Разлагая материю на составные части, он думал, что разложил вместе с тем и все, что выражает материя.
Подмена
целей жизни средствами есть очень характерный
процесс человеческой жизни, которым многое объясняется.
Можно сказать, что борьба народов за историческое бытие имеет глубокий моральный и религиозный смысл, что она нужна для высших
целей мирового
процесса.
Он сказал нам
целую речь, из которой мне запомнились слова: «Ваша ошибка в том, что вы не видите, что общественный
процесс есть
процесс органический, а не логический, и ребенок не может родиться раньше, чем на девятом месяце».
Значительно позже В. Розанов, когда он принадлежал еще к славянофильскому консервативному лагерю, говорит с возмущением, что человек превращен в средство исторического
процесса, и спрашивает, когда же человек появится как
цель [См.: В. Розанов.
Логос не есть отвлеченное рациональное начало, Логос — органичен, в нем
процесс познания есть функция живого
целого, в нем мышление есть само бытие.
Чтобы облегчить мой труд и сократить время, мне любезно предлагали помощников, но так как, делая перепись, я имел главною
целью не результаты ее, а те впечатления, которые дает самый
процесс переписи, то я пользовался чужою помощью только в очень редких случаях.
Лицо Захаревского уже явно исказилось. Александра Григорьевна несколько лет вела
процесс, и не для выгоды какой-нибудь, а с
целью только показать, что она юристка и может писать деловые бумаги. Ардальон Васильевич в этом случае был больше всех ее жертвой: она читала ему все сочиняемые ею бумаги, которые в смысле деловом представляли совершенную чушь; требовала совета у него на них, ожидала от него похвалы им и наконец давала ему тысячу вздорнейших поручений.
Как бы, вместо"конца"-то, не прийти к самому ужаснейшему из всех «начал»: к началу
целого ряда
процессов, которые могут отравить всю жизнь?
В молодости я знал одну почтенную старушку (фамилия ее была Терпугова), обладательницу значительного имения и большую охотницу до гражданских
процессов, которая до смерти своей прожила в полном неведении о «государстве», несмотря на то, что сам губернатор, встречаясь с нею, считал долгом
целовать у нее ручку.
Если б не было полной свободы воззрений на гражданскую истину, не существовало бы
целой громады сочинений по каждому вопросу гражданского права, не было бы, наконец, и самого
процесса.
В результате оказывалось нечто вроде игры в casse-tete, [головоломку (франц.)] где каждая фигурка плотно вкладывается в другую, покуда не образуется нечто
целое, долженствующее выполнить из кучи кусочков нарисованную в книжке фигуру, не имеющую никакого значения вне
процесса игры.
Около этого
процесса целая стая адвокатов похаживает:"Позвольте хоть документики просмотреть…"К счастью, он уж успел заручиться, видел документы и убедился, что действительно четыре миллиона у казны украдены.
Нужен
целый ряд заражающих примеров,
целая растлевающая система воспитания, наконец, продолжительный жизненный
процесс, в котором главное содержание составляет праздность, чтобы произвести нравственное чудовище.
Блохин выговорил эти слова медленно и даже почти строго. Каким образом зародилась в нем эта фраза — это я объяснить не умею, но думаю, что сначала она явилась так,а потом вдруг во время самого
процесса произнесения, созрел проекте попробую-ка я Старосмыслову предику сказать! А может быть, и
целый проект примирения Старосмыслова с Пафнутьевым вдруг в голове созрел. Как бы то ни было, но Федор Сергеич при этом напоминании слегка дрогнул.
Вот то, где доподлинно добываются исторические утешения! думалось мне, и воображение рисовало
целые картины
процесса этого добывания.
Молчать — это
целое занятие,
целый умственный
процесс, особливо если при этом имеется в виду практический результат.
Через этот
процесс проходят не только отдельные люди, но и совокупности людей,
целые народы.
Года три пропадал он в английских университетах, потом объехал почти всю Европу, минуя Австрию и Испанию, которых не любил; был в связях со всеми знаменитостями, просиживал вечера с Боннетом, толкуя об органической жизни, и
целые ночи с Бомарше, толкуя о его
процессах за бокалами вина; дружески переписывался с Шлёцером, который тогда издавал свою знаменитую газету; ездил нарочно в Эрменонвиль к угасавшему Жан-Жаку и гордо проехал мимо Фернея, не заезжая к Вольтеру.
Деловыми занятиями князя были бесчисленные
процессы, которые он вел почти со всеми губернскими властями, единственно с
целью дразнить их и оскорблять безнаказанным образом.
Процесс кончился; у Прокопа осталось двести пятьдесят тысяч, из которых он тут же роздал около десяти. Сознавая, что это уже последняя раздача денег, он был щедр. Затем, прожив еще с неделю в Верхотурье, среди
целого вихря удовольствий, мы отправились уже не в Верхоянск, а прямо под сень рязанско-тамбовско-саратовского клуба…
В течение прошедших двадцати пяти лет он не только не понес никакого нравственного ущерба, но, благодаря
процессу, успел сделаться одним из самых популярных людей в
целой России.
В таком городе мой миллион должен произвести громадное, потрясающее впечатление. Нынче люди так слабы, что даже при виде сторублевой кредитки теряют нить своих поступков, — что же будет, когда они увидят…
целый миллион в тумане! Поэтому будущее
процесса сразу выяснилось предо мной во всех его подробностях, и я очень хорошо понял ту наглую радость, которую ощутил Прокоп, когда ему объявили, что Срединному суждено положить начало торжеству его добродетели!
Каким образом происходил чудодейственный
процесс этого жизненного двоегласия, — об этом
целые тома психологических исследований можно написать; но он происходил несомненно, и я был в нем действующим лицом.
И, кто знает (поручиться нельзя), может быть, что и вся-то
цель на земле, к которой человечество стремится, только и заключается в одной этой беспрерывности
процесса достижения, иначе сказать — в самой жизни, а не собственно в
цели, которая, разумеется, должна быть не иное что, как дважды два — четыре, то есть формула, а ведь дважды два — четыре есть уже не жизнь, господа, а начало смерти.
Но человек существо легкомысленное и неблаговидное и, может быть, подобно шахматному игроку, любит только один
процесс достижения
цели, а не самую
цель.
Эту женщину, покойную Наталью Васильевну, жену «этого Трусоцкого», он любил и был ее любовником, когда по своему делу (и тоже по поводу
процесса об одном наследстве) он оставался в Т.
целый год, — хотя собственно дело и не требовало такого долгого срока его присутствия; настоящей же причиной была эта связь.
Но пока продолжался
процесс водворения новых начал в
целой массе людей, жизнь шла своим чередом и возбуждала опять другие вопросы, давала опять новый материал для разработки.
«Вера в возможность достижения внешней
цели посредством субъективного
процесса сравнения и изобретения, — говорит Потебня, — предполагает низкую степень различимости изображаемого и изображения».
Для него заговор — не рецепт, а заповедь, не догматический, и положительный совет врача, проповедника, священника, а таинственное указание самой природы как поступать, чтобы достигнуть
цели; это желание достигать не так назойливо, серо и торопливо, как наше желание вылечиться от зубной боли, от жабы, от ячменя; для простого человека оно торжественно, ярко и очистительно; это — обрядовое желание; для нас — болезнь и всякая житейская практика играют служебную роль; для простой души священны — и самый
процесс лечения, и заботы об урожае, и о печении хлеба, и о рыбной ловле.
Но не могу от своего тогдашнего и своего теперешнего лица не сказать, что вопрос, в стихах, — прием раздражительный, хотя бы потому, что каждое отчего требует и сулит оттого и этим ослабляет самоценность всего
процесса, все стихотворение обращает в промежуток, приковывая наше внимание к конечной внешней
цели, которой у стихов быть не должно.
Далее, на пространстве
целого фельетона, г. Беляков подробно рассказывает, «как его ребенок заболел дифтеритом, как плохо лечили его врачи, как, благодаря этому плохому лечению,
процесс распространился на гортань.
Мировому бытию может быть, далее, приписана некоторая, хотя и ущербленная, реальность, производная от Абсолютного; так стоит дело в системе статического пантеизма Спинозы, а также и динамического пантеизма Гартмана и Древса: мир возникает, согласно учению последних, вследствие некоторого «скандала» в абсолютном, — появления слепой и бессмысленной воли к бытию, вызвавшей против себя логическую реакцию в недрах абсолютного, причем для ликвидации этого недоразумения потребовался
целый мировой
процесс.
И в буддизме ничто есть 1) абсолютное основание мира, именно положительная причина полагающей мир иллюзии, 2) абсолютное существо (хотя и ничто), которое лежит в основе феноменального мира, 3) абсолютная
цель мира, к которой стремится мировой
процесс и в котором он находит абсолютное искупление и 4) носитель и источник религиозно-нравственного миропорядка, который представляет единственно истинное и постоянное в иллюзии и лишь который делает иллюзорный мировой
процесс действительным
процессом спасения.
Награда в борьбе — гибель? Гибель, а не победа? Гибель, и иных наград ему не нужно? Очевидно,
процесс борьбы обратился для него в
цель, а обратился потому, что подлинная
цель самого его ужасает своею пустотою и бессодержательностью.
Поэтому индивидуализм, производный от слова «индивидуум», совсем не означает независимости по отношению к
целому, к
процессу космическому, биологическому и социальному, а означает лишь изоляцию подчиненной части и бессильное восстание её против
целого.
Объективированный мир совсем не целесообразен, или, вернее, его целесообразность лишь частичная, она имманентна
процессам, происходящим в известных частях мира, но её нет в столкновении и взаимодействии этих частей, её нет в
целом, ибо и
целого нет.
Личность не есть часть чего-то, функция рода или общества, она есть
целое, сопоставимое с
целым мира, она не есть продукт биологического
процесса и общественной организации.
Создание фантазмов не есть телеологический
процесс, определяемый
целью достижения какого-либо удовлетворения, освобождения от страха, счастья и пр.
Иван Алексеевич услыхал тут же
целую исповедь Палтусова: как он попал в агенты к Калакуцкому, как успел в каких-нибудь три-четыре недели подняться в его глазах, добыл ему поддержку самых нужных и"тузистых"людей, как он присмотрелся к этому
процессу"объегоривания"путем построек и подрядов и думает начать дело на свой страх с будущей же весны, а Калакуцкого"lâcher" [бросить (фр.).], разумеется, благородным манером, и сделает это не позднее половины поста.
Я надеюсь, что вопрос этот будет заново изучен, хотя, признаюсь, я и не имел прямо утилитарной
цели; меня как писателя интересовал самый
процесс жалкой душевной борьбы в существе, которое и без того с первых дней сознательной жизни обречено было на нравственную гибель.
И кто знает, может быть, что и вся-то
цель на земле, к которой человечество стремится, только и заключается в одной этой беспрерывности
процесса достижения, иначе сказать в самой жизни, а не собственно в
цели, которая, разумеется, должна быть не иное что, как дважды два четыре, т. е. формула, а ведь дважды два четыре есть уже не жизнь, господа, а начало смерти» (курсив мой. — Н.Б.).
Космическая красота —
цель мирового
процесса, это иное, высшее бытие, бытие творимое.
Для Гегеля «различные категории не суть собрания отдельных изолированных идей, которые мы находим в наших умах и которые мы прилагаем к вещам одну за другой, подобно тому как мы стали бы перебирать связку ключей, пробуя их один за другим на многих замках; он пытается доказать, что категории не суть внешние орудия, которыми пользуется разум, но элементы
целого или стадии сложного
процесса, который в своем единстве есть самый разум» (там же, с. 182).
Без этой деятельности мировой
процесс совсем нельзя было бы мыслить как замкнутое в себе
целое.
Управляющий не говорил, что это совершенно невозможно; он предлагал для достижения этой
цели продажу лесов Костромской губернии, продажу земель низовых и крымского именья. Но все эти операции в речах управляющего связывались с такою сложностью
процессов, снятия запрещений, истребований, разрешений и т. п., что Пьер терялся и только говорил ему: «Да, да, так и сделайте».
В историческом
процессе действуют разнообразные причины, которые раскрывает историческая наука, но философия истории имеет своей
целью раскрытие основных духовных феноменов, первофеноменов, в которых и нужно искать смысл исторических событий.