Он видел, как все, начиная с детских, неясных грез его, все мысли и мечты его, все, что он выжил жизнию, все, что вычитал в книгах, все, об чем уже и забыл давно, все одушевлялось, все складывалось, воплощалось, вставало перед ним в колоссальных формах и образах, ходило, роилось кругом него; видел, как раскидывались перед ним волшебные, роскошные сады, как слагались и разрушались в глазах его целые города, как целые кладбища высылали ему своих мертвецов, которые начинали жить сызнова, как приходили, рождались и отживали в глазах его целые племена и народы, как воплощалась, наконец, теперь, вокруг болезненного одра его, каждая мысль его, каждая бесплотная греза, воплощалась почти в миг зарождения; как, наконец, он мыслил не бесплотными идеями, а целыми мирами,
целыми созданиями, как он носился, подобно пылинке, во всем этом бесконечном, странном, невыходимом мире и как вся эта жизнь, своею мятежною независимостью, давит, гнетет его и преследует его вечной, бесконечной иронией; он слышал, как он умирает, разрушается в пыль и прах, без воскресения, на веки веков; он хотел бежать, но не было угла во всей вселенной, чтоб укрыть его.
Неточные совпадения
Он кончил портрет Марфеньки и исправил литературный эскиз Наташи, предполагая вставить его в роман впоследствии, когда раскинется и округлится у него в голове весь роман, когда явится «
цель и необходимость»
создания, когда все лица выльются каждое в свою форму, как живые, дохнут, окрасятся колоритом жизни и все свяжутся между собою этою «необходимостью и
целью» — так что, читая роман, всякий скажет, что он был нужен, что его недоставало в литературе.
Природа — нежная артистка здесь. Много любви потратила она на этот, может быть самый роскошный, уголок мира. Местами даже казалось слишком убрано, слишком сладко. Мало поэтического беспорядка, нет небрежности в творчестве, не видать минут забвения, усталости в творческой руке, нет отступлений, в которых часто больше красоты, нежели в
целом плане
создания.
«Сестры Бахаревы, Алла, Анна Павловна, Аня Пояркова… черт знает, что это за народ: для чего они живут, одеваются, выезжают, — эти жалкие
создания, не годные никуда и ни на что, кроме замужества, которым исчерпываются все их
цели, надежды и желания.
Для осуществления социальной правды, для уничтожения эксплуатации человека человеком, для
создания бесклассового общества совсем не нужно свободного творчества, философии и эстетических ценностей, вредна религиозная и мистическая настроенность, противоречит
цели социальной революции аристократическое понимание духовной культуры.
Любите все
создание Божие, и
целое и каждую песчинку.
Любите все
создание Божье, и
целое, и каждую песчинку.
Время летит. Благодарю бога за отрадное, неожиданное свидание. Много нашел в ней нового, успокоительного, радостного. — Она тебя
целует. На огромном теле совершенно детская рожица — симпатичное
создание!
Розанов видел, что «черт» одна из тех многочисленных личностей, которые обитают в Москве,
целый век таясь и пресмыкаясь, и понимал, что этому
созданию с вероятностью можно ожидать паспорта только на тот свет; но как могли эти ручищи свертывать и подклеивать тонкую папиросную гильзу — Розанов никак не мог себе вообразить, однако же ничего не сказал угрюмому Арапову.
— Не слепой быть, а, по крайней мере, не выдумывать, как делает это в наше время одна прелестнейшая из женщин, но не в этом дело: этот Гомер написал сказание о знаменитых и достославных мужах Греции, описал также и богов ихних, которые беспрестанно у него сходят с неба и принимают участие в деяниях человеческих, — словом, боги у него низводятся до людей, но зато и люди, герои его, возводятся до богов; и это до такой степени, с одной стороны, простое, а с другой — возвышенное
создание, что даже полагали невозможным, чтобы это сочинил один человек, а думали, что это песни
целого народа, сложившиеся в продолжение веков, и что Гомер только собрал их.
Знайте, господа, что премудрая природа тратит свои творческие силы на
создание целой нации только для того, чтобы из нее вылепить два или три десятка избранников.
Это ясно из
цели поэтического
создания, от которого требуется верное воспроизведение известной стороны жизни, а не какого-нибудь отдельного случая; посмотрим только, в чем необходимость вмешательства фантазии, как способности переделывать (посредством комбинации) воспринятое чувствами и создавать нечто новое по форме.
Каких пустяков было достаточно, чтобы сделать это
создание несчастным на
целый день, да и, пожалуй, на всю жизнь!
Целый день мы все были полны того благодатного чувства, которое оставляет по себе художественное
создание.
— Ах ты, жалкое
создание, в тебе
целый дьявол ревности сидит, ты ничего не видишь, ничего не понимаешь. Это благородный спектакль, — вбей хоть ты это-то в свою голову: тут благородные дамы и девицы. Неужели же они и повесятся мне на шею? Они, я думаю, и говорить-то не станут со мной.
На Западе труд — выражение коллективной воли людей к
созданию таких форм бытия, которые имеют
целью — бесконечно расширяя область приложения энергии человека в борьбе с природой, — поработить силы природы интересам и воле человека.
И танцовала она, милый друг ты мой, скажу я тебе, как небесное
создание. Просто взял бы ее за белые ручки и прямо в губки, скажу тебе,
поцеловал…
Оттого истинный художник, совершая свое
создание, имеет его в душе своей
целым и полным, с началом и концом его, с его сокровенными пружинами и тайными последствиями, непонятными часто для логического мышления, но открывшимися вдохновенному взору художника.
Недавно мы видели, как один из талантливейших наших писателей пробовал
создание дельного практического характера и как ему мало удалось это
создание, несмотря на то, что [он взял еще не русского человека и] дал ему такую
цель жизни, которая представляла полную возможность наполнить его историю самой живой деятельностью…
«Все
создания и вся тварь, каждый листик устремляется к слову, богу славу поет, Христу плачет… Все — как океан, все течет и соприкасается, в одном месте тронешь, в другом конце мира отдается… Ты для
целого работаешь, для грядущего делаешь. Награды же никогда не ищи, ибо и без того уже велика тебе награда на сей земле: духовная радость твоя… Знай меру, знай сроки, научись сему… Люби повергаться на землю и лобызать ее. Землю
целуй и неустанно, ненасытимо люби, всех люби, все люби…»
Этика принуждена дать двойной ответ на вопрошание о войне: должно стремиться всеми силами к предупреждению войны, к укреплению нравственного сознания, неблагоприятного для войн и осуждающего их, к
созданию социальных условий, не вызывающих необходимости войн, но, когда война началась и ее уже нельзя остановить, личность не может сбрасывать с себя ее бремя, выйти из общей ответственности, из круговой поруки, она должна принять на себя вину войны во имя высших
целей, но изживать ее трагически, как ужас и рок.
Создание фантазмов не есть телеологический процесс, определяемый
целью достижения какого-либо удовлетворения, освобождения от страха, счастья и пр.
Для нее нравственная
цель жизни не самоспасение, не искупление вины, а творческое осуществление правды и
создание ценности, хотя бы ценность эта была не нравственного порядка.
Начать с того, что разучиванья
целых пьес, то есть
создания ролей на настоящих ученических спектаклях, вовсе не полагалось.
Оба знаменитых химика оказались казанцами. Бутлеров создал русскую"школу"химии, чего нельзя сказать про Зинина. Он оставался сам по себе, крупный ученый и прекрасный преподаватель, но не сыграл такой роли, как Бутлеров, в истории русской химической науки в смысле
создания целой «школы».
Как бы вы тщательно ни разбирали это великое
создание с точки зрения „женской прелести“, вы на каждом шагу будете убеждаться, что творец этого художественного произведения имел какую-то другую, высшую
цель.
Целью Ленина, которую он преследовал с необычайной последовательностью, было
создание сильной партии, представляющей хорошо организованное и железно-дисциплинированное меньшинство, опирающееся на цельное революционно-марксистское миросозерцание.
Цель философии — не
создание системы, а творческий познавательный акт в мире.
Это привело досужих обывателей Сивцева Вражка к
созданию целой легенды, по которой ни в чем неповинная Ираидз Яковлевна, «мать-звереныша», — такое было дано и ей прозвище, — обвинялась в сношении с нечистой силой.
«Завтра она будет со мною, это нежное, эфирное
создание, все сотканное из мечты. Завтра я осыплю ее страстными
поцелуями, завтра она, робкая, трепещущая, будет в моих объятиях, ее маленькое сердечко будет биться около моего сердца».
У Бергсона и Джемса весь данный нам, не подлинный мир есть как бы
создание науки и логических понятий, преследующих
цели прагматически-корыстные.
Посредниками между этими «погибшими, но милыми» неаполитанскими
созданиями являлись
целые полчища комиссионеров, рассыпанных по всему городу, а особенно в его центре.
Еженедельно два или три раза в продолжение двух месяцев он проводил с Иреной в лесу несколько часов; она не могла бывать чаще, не возбуждая подозрений Ядвиги, но эти свиданья не только не приближали его, но, напротив, казалось, отдаляли от намеченной им
цели — обладания этим чистым, прелестным
созданием.