Неточные совпадения
Революции обнаруживают и высоту человеческой природы, страстное увлечение
идеей лучшего строя жизни, способность к жертвенности, забвение эгоистических интересов, — и жестокость, неблагодарность, истребление высоких духовных
ценностей.
В сознании народов расслабляющая
идея блага и благополучия должна быть побеждена укрепляющей
идеей ценности.
Западничество совсем не признавало
ценности национальности, и славянская
идея была окончательно чужда и русским либералам и русским революционерам.
Но самая
идея вечных адских мук, безобразная и садичная, но представляющая сложную философскую проблему, в сущности, лишает
ценности духовную и моральную жизнь человека.
Но это совсем не значит, что универсальное, что универсальные
идеи и
ценности лишь субъективны в старом смысле слова.
Персоналистическая переоценка
ценностей признает безнравственным все, что определяется исключительно отношением к «общему», к обществу, нации, государству, отвлеченной
идее, отвлеченному добру, моральному и логическому закону, а не к конкретному человеку и его существованию.
Какую
ценность имеет самая
идея мирового порядка и мировой гармонии и могла ли она хоть когда-либо оправдать несправедливость страданий личности?
Не только каждый человек, но и собака, кошка, букашка есть более экзистенциальная
ценность, чем отвлеченная
идея, чем общеуниверсальное.
Я говорил уже в первой главе, что проблема человека не может быть подменена ни проблемой субъекта, трансцендентального сознания, ни проблемой души, психологического сознания, ни проблемой духа, ни проблемой идеальных
ценностей,
идей добра, истины, красоты и пр.
Любовь к
идеям, к
ценностям, к истине, к добру, к красоте есть лишь неосознанное и несовершенное выражение любви к Богу, к божественному.
Идеализм учит бессмертию безличного или сверхличного духа, бессмертию
идеи и
ценности, но не бессмертию личности.
Но от греко-римского мира осталась положительная
идея ценности качественного аристократически творческого труда, которая должна быть согласована с библейско-христианской
идеей священно-аскетического значения труда и равенства всех людей перед Богом.
Более рафинированные формы атеизма, как, напр., у Н. Гартмана, [См. его «Ethik».] основаны на конфликте
идеи человеческой свободы и человеческого творчества
ценностей и
идеи Бога.
Но возможна ли любовь к
идеям, к
ценностям, к истине, к справедливости, к красоте, к науке, к искусству и т. д.?
В личности
идея или идеальная
ценность есть конкретная полнота жизни.
Идея второго добра ведет к переоценке
ценностей и к более высокому нравственному уровню.
И человеческая личность есть верховная
ценность не потому, что она является носителем общеобязательного нравственного закона, как у Канта, а именно потому, что она есть Божья
идея и Божий образ, носитель божественного начала жизни.
На почве отвлеченного идеализма неразрешим конфликт любви к живому существу и любви к
идее, любви к личности и любви к идеальным
ценностям истины, правды, красоты.
Человеческая личность, как Божья
идея, как Божий образ, есть центр этического сознания, верховная
ценность.
Это значит, что не должно обожать и обоготворять ничего и никого в мире, ни людей, близких, родных, царей, ни
идей и
ценностей, ни человечества или природы.
Человеческая личность и ее вечная судьба приносятся в жертву
идее,
ценности, мировому духу, мировому разуму и т. п.
В те годы ветер стал дуть, как и теперь, в сторону"переоценки всех
ценностей": и государственно-общественных устоев, и экономических, и нравственных идеалов, и мышления, и литературно-художественных
идей, запросов и вкусов.
Но эта верная
идея искажается отрицанием самостоятельной
ценности и достоинства каждой человеческой личности, ее духовной свободы.
Истребление человека и человеческого во имя ли аскетической борьбы с грехами, во имя ли
идеи и
ценности одинаково есть извращение, ложь и грех.
Метафизика демократизма признает положительной
ценностью отрицательную и пустую, чисто механическую
идею равенства и с ней связывает пафос справедливости.
И вопреки модернистической моде, склонной отрицать самостоятельное значение
идей и заподозривать их
ценность в каждом писателе, к Достоевскому нельзя подойти, нельзя понять его, не углубившись в его богатый и своеобразный мир
идей.
И те, которые отказываются принять участие в этом пиршестве на том основании, что в своей скептической рефлексии заподозрили
ценность всякой мысли и всякой
идеи, обрекают себя на унылое, бедное и полуголодное существование.
Вот почему
идею пролетариата следует рассматривать как ограбление человечества, отнятие у него качеств и
ценности национального бытия, национальных индивидуальностей.
Распадение связи времен, полный разрыв между прошлым и будущим, надругательство над великими могилами и памятниками прошлого, жажда истребления всего бывшего и отошедшего, а не воскресения его для вечности, есть измена
идее народа как великого целого, есть предательство
ценностей, непреходящих по своему значению.
Реально в России сейчас существуют только две партии — партия патриотов, желающих спасти родину, не потерявших здорового национального и государственного чувства, сознающих ответственность за все будущее России, и не-патриотов, отрицающих самостоятельную
ценность национальности, равнодушных к родине, к ее чести и достоинству, предающих ее или из фанатической приверженности отвлеченным утопиям и ложным интернационалистическим
идеям, или из низкой корысти и продажности.
Лишь для идеологов из культурного буржуазного слоя он был
идеей,
ценностью.
Как интересы и корыстные инстинкты какого-либо класса могут превращаться в
идею и
ценность для отдельных выходцев из других классов, это и есть самая интересная проблема психологии и идеологии социализма.
Революция вдохновлена нигилистическими
идеями, она прежде всего направлена на разрушение иерархии
ценностей, иерархии качеств, на которой основан божественный миропорядок.