Неточные совпадения
А. Белый характерен для разных течений
начала века, потому что он не мог оставаться в чистой литературе и в
эстетическом сознании, его символизм носил мистический и оккультический характер, он отражал все духовные настроения и искания эпохи.
Изменилось
эстетическое сознание, и
начали придавать большее значение искусству.
Начало эстетическое, как говорят философы,
начало нравственное, как отождествляют они же.
Выписки из комедии явятся весьма добросовестно для подтверждения наших суждений; цитаты из разных ученых книг,
начиная с Аристотеля и кончая Фишером, составляющим, как известно, последний, окончательный момент
эстетической теории, докажут вам солидность нашего образования; легкость изложения и остроумие помогут нам увлечь ваше внимание, и вы, сами не замечая, придете к полному согласию с нами.
Нисколько не думая, чтобы этими словами было высказано нечто совершенно новое в истории
эстетических воззрений, мы, однако же, полагаем, что псевдоклассическая «теория подражания природе», господствовавшая в XVII–XVIII веках, требовала от искусства не того, в чем поставляется формальное
начало его определением, заключающимся в словах: «искусство есть воспроизведение действительности».
За пятнадцать — двадцать лет пред этим ко всему хотели прилагать
эстетические и философские
начала, во всем искали внутреннего смысла, всякий предмет оценивали по тому значению, какое имеет он в общей системе знаний или между явлениями действительной жизни.
Правда,
эстетическое самодовольство и художественная ограниченность становятся невозможны уже и для реалиорного символизма, но вместе с тем и, конечно, вследствие того в нем
начинает утрачиваться и художественное равновесие: искусство
начинает метаться, оно в разных направлениях ищет выхода за свои пределы.
Впрочем, это не мешает Гартману считать, что «мистическое и религиозное чувство собственно и есть творческое
начало в религии, подобно
эстетическому чувству в искусстве» (44).
В русском верхнем культурном слое
начала века был настоящий ренессанс духовной культуры, появилась русская философская школа с оригинальной религиозной философией, был расцвет русской поэзии, после десятилетий падения
эстетического вкуса пробудилось обостренное
эстетическое сознание, пробудился интерес к вопросам духовного порядка, который был у нас в
начале XIX века.
Ряд случайностей сделал то, что Гете, в
начале прошлого столетия бывший диктатором философского мышления и
эстетических законов, похвалил Шекспира,
эстетические критики подхватили эту похвалу и стали писать свои длинные, туманные, quasi-ученые статьи, и большая европейская публика стала восхищаться Шекспиром.
Но нахождение этой новой формы было задержано возникшим среди немецких писателей конца XVIII и
начала XIX столетия учением о так называемом объективном, то есть равнодушном к добру и злу, искусстве, связанном с преувеличенным восхвалением драм Шекспира, отчасти соответствовавшим
эстетическому учению немцев, отчасти послужившим для него матерьялом.