Творчество этой эпохи по существу направлено на последнее, а не на предпоследнее, все ее достижения должны уже быть не символическими, а реалистическими, не культурными только, а бытийственными [Очень интересно говорит о культуре Н. Ф. Федоров: «Если объединение живущих для всеобщего воскрешения не совершается сознательно, то объединение сынов превращается в цивилизацию, в чуждость, враждебность, в разрушение, а вместо воскрешения
является культура, т. е. перерождение, вырождение и наконец вымирание» («Философия общего дела», с. 142–143).
Неточные совпадения
— Да, — тут многое от церкви, по вопросу об отношении полов все вообще мужчины мыслят более или менее церковно. Автор — умный враг и — прав, когда он говорит о «не тяжелом, но губительном господстве женщины». Я думаю, у нас он первый так решительно и верно указал, что женщина бессознательно чувствует свое господство, свое центральное место в мире. Но сказать, что именно она
является первопричиной и возбудителем
культуры, он, конечно, не мог.
Совершенно не национальной, отвлеченно-человеческой, легко транспортируемой от народа к народу
является наименее творческая, внешне техническая сторона
культуры.
Обратное движение с Запада на Восток, по-видимому,
является внутренне неизбежной диалектикой европейской
культуры.
В таком направлении русской мысли была та правда, что для русского сознания основная тема — тема о Востоке и Западе, о том,
является ли западная
культура единственной и универсальной и не может ли быть другого и более высокого типа
культуры?
По приезде за границу у меня
явилась мысль создать что-то вроде продолжения московской Вольной академии духовной
культуры и Религиозно-философских обществ, хотя это и не должно было быть простым повторением старых учреждений.
При этом тема эта превращается в довольно банальный вопрос о том, оправдывает ли христианство творчество
культуры, то есть, другими словами, не
является ли христианство принципиально обскурантским?
Представители
культуры допрашивали иерархов церкви,
является ли христианство исключительно аскетической, враждебной миру и жизни религией или оно может освятить мир и жизнь.
Полярно противоположным полюсом толстовства и народничества
является отношение к
культуре К. Леонтьева.
И у них
являлось сомнение в оправданности
культуры, в оправданности их собственного творчества.
Человечество должно было освободиться от ложных, сомнительных теократий, стать на ноги, очеловечиться и очеловечить всю свою
культуру, чтобы
явилась почва для истинной, подлинной теократии, чтобы вольно и сознательно подчиниться власти Бога, Бога, а не папы или цезаря, не человеческого иерархизма.
Эти партии бродят по совершенно не исследованной местности, на которую никогда еще не ступала нога топографа; места отыскивают, но неизвестно, как высоко лежат они над уровнем моря, какая тут почва, какая вода и проч.; о пригодности их к заселению и сельскохозяйственной
культуре администрация может судить только гадательно, и потому обыкновенно ставится окончательное решение в пользу того или другого места прямо наудачу, на авось, и при этом не спрашивают мнения ни у врача, ни у топографа, которого на Сахалине нет, а землемер
является на новое место, когда уже земля раскорчевана и на ней живут.
Наивная апологетика в этом издании «благ» капиталистической
культуры являлась постоянным объектом глумления Добролюбова.
Я родился и воспитывался вне этого общества и по сей приятной для меня причине не могу принимать его
культуру большими дозами без того, чтобы, спустя некоторое время, у меня не
явилась настоятельная необходимость выйти из ее рамок и освежиться несколько от чрезмерной сложности и болезненной утонченности этого быта.
Шлегели изучали Восток по книгам, которых в ту эпоху было немного. Современные нам знатоки Азии не видят в них залежей энтузиазма и энергии, большинство из них склонно думать, что возбудителем событий, совершающихся на Востоке в наши дни,
является энергия европейской
культуры.
Определяющим в нем, бесспорно,
является один мотив — аскетический, и для него нормой
является аскетическая
культура и аскетическая общественность (до известной степени черта эта свойственна и платонизму).
Для жребия народа и человечества
является решающим обстоятельством, чтобы
культура начиналась с надлежащего места, — не с души (что составляло роковое суеверие жрецов и полужрецов): надлежащее место есть тело, жест, диета, физиология, остальное вытекает отсюда…
Только ли терминологическим
является различие между цивилизацией и
культурой?
Образование культурной традиции означает высокую
культуру, при этом
являются не только творцы
культуры, но и культурная среда.
До последнего подъема русского сознания у нас господствовала тенденция, что вся московская, допетровская Русь — это сплошной и беспросветный мрак невежества. Теперь, когда мы освободили свои глаза от чужих очков, историческое зрение лучше видит проблески русской образованности и
культуры даже в такое время, каким
является время Грозного царя.
Великороссия есть лишь центральное ядро России, вокруг которого образовалось русское государство и русская
культура, но весь смысл существования этого ядра в том, что оно
являлось носителем русской великодержавности и русской культурной идеи.
Христианство
явилось в мир и победило мир в атмосфере универсализма, когда образовалось единое человечество через эллинистическую
культуру и Римскую империю.