Итальянские каникулы. Чао, лето!

Александра Хоменок, 2023

Кате только исполнилось тринадцать. Она пишет сочинение, посвященное погибшей маме, прощается с потерянным псом, учится играть на гитаре и петь песни на английском. А еще она придумывает себе псевдоним – Кэт. Отношения с тетей Лёлей портятся – она больше не маленькая племянница, которую хочется обнимать. Она – подросток на попечении, с которым нужно уживаться. Летом Кэт снова едет в Италию по программе для детей-сирот и надеется, что в этот раз все будет иначе, ведь она стала старше. Но чего девочка точно не ждет – так это новых испытаний и запоздавших день рожденных подарков: морского караоке и семью, которая примет ее как родную. Но главное ожидает Кэт по возвращении – находка, которая растопит ее сердце и откроет его навстречу музыке жизни.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Итальянские каникулы. Чао, лето! предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Часть вторая

Итальянская

Самая длинная

И даже когда ты сам уже исчезнешь,

твои воспоминания будут витать в воздухе,

растворяться в дожде, просачиваться в почву…

Они будут существовать в самых разных местах,

и, может быть,

часть из них найдет путь к сердцу другого человека…

Кадзуми Юмото.

То же день,

только там

В аэропорту все желто-синее и гудящее. «I сердечко Forli» — огромные буквы и сердце прямо посреди аэропортного холла. Мы с Митькой идем за толпой, только и успевая ловить очередные команды переводчиц: сюда-направо-стойте-ждите-пошли-берем-выходим. Держусь митькиного плеча, он, наверное, держится меня, потому что думает, что я все здесь знаю, раз не в первый раз. Ошибается. Но я ловко притворяюсь.

— Сейчас на автобусе поедем, — уверяю я его, хотя сама вообще не знаю, где мы и что дальше.

Мы выходим из аэропорта и, точно, на парковке для грузовиков уже стоит корабль на колесах. Большими буквами на борту написано «Gentilezza»3.

— Знаток, — лыбится Митька и подмигивает мне.

Я горжусь собой, но только пока переводчица Ирина не окликает нас по фамилиям.

— А вы сюда, — она машет рукой обратно к дверям аэропорта.

Смотрю на удаляющихся детей, с которыми мы только что делили самолет. Попутного солнца вам, думаю я и машу тем, кто не едет с нами. Но никто не оборачивается. В ответ машет только водитель, стоящий возле открытых багажников. Понятное дело, ему-то сегодня не придется впечатление производить и устраиваться «как дома» у чужих людей.

— Ждем бусик, — объясняет Ирина. — И еще парочку наших.

Хорошо, что я с Митькой. Но он даже не девочка, нечего и мечтать, что нас поселят вместе. Мы смирно молчим. Хотя на его месте, я бы спросила, что да как, он-то уж точно из тех, кого пристроили. Но он нем. Бусик беззвучно подъезжает откуда-то справа. Он похож на катафалк, стекла тонированные, водитель одет не по погоде — в черное. Он тянет за ручку двери и она с грохотом отъезжает в сторону. Ирина подталкивает нас вперед. Митька проснись!

— Извините, а куда мы? — не выдерживаю я, толкая сумку по проходу в конец салона.

— Сеньор отвезет вас к вашим хозяевам.

— Как? — Митька наконец очнулся.

Садимся на самые дальние сидения. Забыла его предупредить про хозяев, но начинать это долгий и колючий разговор, где я с безмятежностью бывалого отвечаю на вопросы, а Митька с выпученными глазами задает их — нет, не хочу. Поэтому сразу перехожу к выводу:

— Не хозяева они никакие, обычные люди.

— А то я не очень, — выдыхает Митька.

Ну хоть так, я уж было подумала, что ему вообще трын трава это все.

— Первым делом выучи их имена, тогда не придется их хозяевами называть.

В бусик забираются еще две девочки. Они садятся сразу напротив двери, и я не успеваю рассмотреть их. Ирина ныряет к водителю. Он кричит так, что салон звенит его голосом, я понимаю только местоимения и глаголы. Мы трогаемся, колокольчик на панели брякает.

Боюсь смотреть в окно, страшно узнать что-то, что уже было. Через два светофора город, встретивший нас, становится отражением в заднем стекле. Мы поворачиваем и поворачиваем. Справа — земляная стена, укутанная сеткой, слева — обрыв, за ним — зелено-коричневые поля. Мне хочется ухватиться за Митьку и признаться ему, что я всего этого жутко боюсь, что это была хорошая попытка увидеть Италию по-другому, но

ничего не вышло,

ничего не прошло,

ничто не забылось,

я снова тут,

МНЕ СТРАШНО.

Все бы отдала, лишь бы нарушить эту комбинацию. И надо бы предупредить Митьку обо всем, не бросать его, наивного, вот так, с размаху. Но он все повторяет «Зырь!», «Каково!», «Оливки!»

Тоже смотрю на поля и понимаю, что не нужно ему это. У него будет своя история.

— Главное, про «убыбку» не забывай, — говорю я митькиному полупрофилю.

— Мне это проще всего, — клоульничает он в ответ.

Через десять минут бусик тормозит прямо у таблички с названием города. Вся превращаюсь в ледяную скульптуру. Сейчас нас будут «передавать».

— Раццуолло, — читаю вслух, чтобы услышать свой голос, но слышу себя словно из-под сидения.

Ирина выходит, открывает дверь и называет две фамилии. Моей нет, митькиной тоже. Девочки выходят. Вижу их головы через стекло, обе темноволосые и какие-то… разные. У одной конский хвост, другая — с кудрявой карешкой. Ирина ведет их за бусик. Не оборачиваюсь, не хочу знать, кто там у них. Мне недолго осталось, но пока можно хоть сколько поожидать лучшего.

Смотрю вперед, там мост. В Раццуолло, значит, река есть. А там и до моря недалеко, думаю я свои отвлекающие мысли.

— Пенья, — снова читаю вслух название с таблички перед мостом.

Голос уже ближе, где-то под подмышкой.

Речка течет вдоль дороги от самого знака и уходит резко влево там, где высаживается Митька. Когда Ирина назвала его фамилию, я совсем растерялась: как-то неуклюже повернулась и задела его рукой, потом зацепилась за стоящую в проходе сумку и упала коленом на что-то твердое, в довершение — ругнулась, хотя я вообще не такая.

— Пока, — промямлил Митька.

Я смотрела, как он тащит свой баул по проходу, и молила-просила себе хорошую семью или чтобы где-нибудь разверзлось и все застыло бы вот так, когда я могу еще дотянуться до митькиной спины. Но все ползло ровно не туда, затягивалось и закольцовывалось, как и должно было. Митьку забрали, я осталась последней. Даже речка и та утекала от меня куда-то в противоположную сторону. Следующая остановка — моя новая итальянская семья.

День нового дома

Дом приемной семьи был последним на улице ДаВинчи. Белые фасады, два этажа, лестница и два окна — дом состоял из таких блоков, похожих на дома чернобыльских переселенцев, в одном из которых несколько лет жила баба Маша. Я посмотрела на окна второго этажа — на меня тоже посмотрели. Это была Руби.

— Ciao! — выкрикнула она и скрылась.

— Это твоя хозяйка, — уточнила Ирина, — скоро увидимся, пока.

Когда я зашла внутрь, дом замер. Я наоборот — ожила.

— Уау, — разом выдохнула я десять часов дороги прямо в белые стены.

— Е? — переспросила Руби.

— Бьютифул, белла, красьива, — перевела я свое «здравствуйте» на все известные мне языки.

— Ааа, — поняла Руби, — кесинемольтопьювольчеинонмире4, — пояснила она и показала на стену над камином с пригвожденными к ней тарелками.

— Си-си, — не поняла я, но решила согласиться.

Дом услышал мой голос и тоже согласился — принять меня на этот месяц. Мне резко расхотелось становиться своей, даже гостьей. Я захотела обратно, сразу, моментально. Дом молчал. А я бормотала уговаривала себя, что

нам придется смириться друг с другом,

и не нужно мне телека на полстены,

и этого кресла с накидкой в розочки,

если только этот журнальчик там, на низком столике слева.

На обложке девушка в голой грудью. Ей хорошо, это видно по запрокинутой голове и баночке с кремом в руке. Обязательно узнаю, как он пахнет, и стану такой же, голой и довольной. Я протянула к журналу руку, но только в мыслях.

Руби отодвинула стул и показала на бежевую седушку с виноградным орнаментом. Сама присела на тот, что напротив.

— Но, — чуть громче, чем требовалось, ответила я и потерла спину.

Она, пожав плечами, встала.

И тогда тарелки на стенах чуть заметно покачнулись. Вперед-назад. Они знали это слово, такое короткое и непобедимое. Они бы хотели ответить так же, но как и я были приговорены к этим стенам до лучших времен, в которые даже я верила.

Я подошла к застекленной дверце шкафа с фигурками на полках. Слезы уже неслись по своим руслам, готовые размазать картинки за стеклом. Я пялилась на них невидящими глазами. Там были пейзажи и фотографии в рамках с опять розами и семья фарфоровых псов с бровками-аля-дисней, стеклянные подсвечники и вязанные крючком салфетки (я тоже так умею, если что). На полках жило чужое прошлое, мне сюда никогда не попасть.

Руби стояла за моей спиной, я стояла спиной к ней и не знала, какое из моих лиц сейчас повернется к ней. Я потеряла с ними связь и видела только тьму внутри.

Снаружи, тем временем, светило июльское солнце. Льняные шторки на окнах что-то шептали, но я не понимала их язык, но чувствовала дуновение этих слов. Они хотели как лучше, хотели хорошего для меня. Я попятилась.

— Vieni qua5, — потянула меня за руку Руби.

И я поддалась, но не поворачивала головы и так и шла за ней, словно мышцу на шее свело. Такая болевая поза.

— Opa, — она постучала носком о ступеньку.

Я посмотрела вниз. В шее что-то хрустнуло. Две ступеньки. Руби отпустила мою руку и повернула за угол. Нас ждала лестница на второй этаж. Господи, меня ждут еще комнаты, а я уже не хочу идти дальше. Вперед, Кэт. И пока, гостиная не-моего дома. Я зашагала наверх. Второй этаж как второй шанс, и, возможно, в этот раз мне повезет.

Хлюп-блюб! Пенопластовые шлепки играют музыку моих шагов. Наверху все по-другому, никаких дребезжащих тарелок и признаков-призраков прошлого. Два белые двери справа, одна — напротив. Раз, два — Руби проходит их и открывает третью. Рядом — ванная комната.

— Toilette6! — восклицает она и сразу два унитаза угрожают мне своими открытыми пастями. — Е?

— Нэ, — быстрее отвечаю на тарабарском, подтверждая свои намерения шагом назад.

Унитазы по-прежнему пялятся на меня. Не дождетесь, думаю я, к счастью, не вслух, соображу, как разобраться с нуждой. Вы пока поскучайте, ребятки. Когда Руби закрыла дверь, в кране что-то засвистело. Наверное туалетная досада.

Руби поворачивает меня на девяносто градусов и закрывает ладонями глаза. Зеркальные нейроны проделывают тоже самое с моими. Пусть моя комната будет белой или хотя бы с окном.

Руби нажимает на ручку и..

— Tralalala! — голосит она.

Не могу удержать веки на месте и открываю глаза, когда дверь еще не успевает распахнуться полностью. Мой новый спальный мир сантиметр за сантиметром обнажает себя. Он белый и солнечный. Мне не может так повезти, а-а-а! Елки-палки, горелые тарталеты, да я в раю. Я смотрю под ноги и ступаю, перешагивая невидимый порог — привычка из детства.

Подхожу к окну и улетаю ровненько туда, где у меня был свой дом. Мне было четыре года, когда он появился. Папа внес меня на руках в серые стены на высоте неба, и я обалдела. Он входил в каждую комнату и говорил: «Вот это детская. И спальня. А это — зааал!»

А потом поставил меня на ноги и сказал, что я могу ходить везде.

Я и хотела ходить везде, но каждый раз падала. Перед каждой комнатой шлепалась на коленки и вползала в нее. Потом поднималась и ходила до окна и обратно и иногда наискосок.

Чтобы выйти, снова падала на коленки. Мама не видела этого чуда. Она громко разговаривала с кем-то в подъезде. Эхо летело через пролеты с первого на шестой этаж. Я слышала, дверь была открыта счастью.

А папа видел и спросил:

— Зачем ты падаешь?

Не помню, чтобы ответила ему. Вряд ли знала. Зато помню, как папа засмеялся и хотел насмешить маму, но она еще не успела подняться к нам, под облака.

Тогда он сказал:

— Тебе больше нечего бояться. Здесь нет порогов.

И я посмотрела на пол. Точно! Между комнатами больше не было этих невидимых детскому глазу возвышенностей! Этих эверестов, дважды выкорчевавших мне ногти из правого большого пальца. Теперь у меня не было препятствий, чтобы входить в любые двери. Мне больше не нужно было падать, не нужно бояться, а потом плакать и забывать, а потом снова падать!

Вот почему когда папа ушел, я начала спотыкаться на ровном месте. И именно тогда ногти на ногах стали чернеть сами собой.

И мама к тому же умерла.

Руби с размаха открывает шкаф. Для меня там есть полка и ряд вешалок. В углу, обтянутые пластиком, чьи-то вещи.

— Questa è la tua stanza, — поясняет Руби. — Mio figlio Maksimiliano arriva stasera. Parla un inglese perfetto7.

— Я тоже инглезе, — пытаюсь радоваться я.

— Va bene, — отвечает Руби, — il tuo opuscolo, vocabolario8.

А, она уже знает про волшебные распечатки, три листа итальянских фраз с транскрипциями и переводами. Их Лёля распечатала, а Ирина выдала всем в бусике.

«Скажете Катиной тете спасибо, — заявила Ирина, — она выбрала шрифт покрупнее, чтобы глаза не уставали, и сделала двусторонними, чтобы деревце спасти».

Я прям здорово про себя посмеялась. Вот так значит в этот раз нас программа спасает. Как, ну как можно ограничиться тридцатью предложениями, особенно в незнакомой семье? Митька наоборот обрадовался и стал перебирать листы туда-сюда-обратно в поисках, наверное, сокращенного варианта.

— Никогда это не запомню, — выдал он мне, прочитав по транскрипции числа от одного до десяти.

— А у меня вот что есть, — и я достала из рюкзака краешек своего разговорника. — Сто тридцать страниц, — уточнила я.

— Подготовленная, — вздохнул Митька.

Тертая, хотела ответить я, но промолчала ради митькиного спокойствия. Приятно думать, что кто-то признал твою продуманность и считает это плюсом. Разговорник я никому больше не покажу, с ним я как с личным переводчиком. Хоть что-то должно пойти иначе в этот раз. Нет, в этот раз все должно быть по-другому.

— Это мое protestari, — прошептала я Митьке. — Понимать больше — говорить меньше.

Достаю распечатки из рюкзака и протягиваю ей. Руби слишком быстро находит в них нужное. И это не «Добро пожаловать», а «Какой у тебя день цикла?».

Прошу листок, ищу это предложение и пытаюсь вспомнить все известные мне из биологии циклы: превращение гусеницы в бабочку, куколки в осу, личинки в блоху.

Вот оно: «… ciclo»9.

— А, cycle, periods?10 — выдыхаю я и только потом понимаю, что Руби рано радуется, если думает, что я пущу ее за кулисы.

— Но, — отвечаю я.

— No?

Не верит? Вот тут я бы хотела соврать по привычке, которую прилепила на меня Лёля и гороскоп, но не могу. А вообще-то — мне запросто строить из себя не себя.

— Но, я маленькая, — и я приседаю, чтобы показать, что я еще не созрела для циклов.

— Opa, meglio così, — верит мне Руби и складывает распечатки на тумбочку у кровати, — riposa11.

Киваю, и Руби уходит. Впереди столько всего, а я все кручу в голове, что зря я сюда приехала. Что я вообще хотела исправить? Еще и этот Максимильяно. Вдруг он меня заранее ненавидит за свою комнату?

Вечер никак не наступал. Солнце приковало себя к небу и стекало по шее каплями пота. Я спряталась за кровать, пришлось сесть на пол и соорудить тенек, выставив подушечное заграждение. В комнате не было зеркала, зато обнаружился… музыкальный центр! Он блестел своими серебристыми доспехами, отражая лето. Руби накрыла его салфеткой, явно чтобы я не лазила. В тумбочке под ним оказалась целая гора дисков. Но из музыки там были только диски с песнями из Евровидения последних десяти лет и несколько — с саундтреками к фильмам. Максимильяно оказался любителем Мадонны — диски с ее синглом «Dont cry for me Argentina» в трех разных обложках сверкали царапинами и отпечатками пальцев.

Я придвинулась поближе и начала нажимать на кнопки сверху вниз. В основном не происходило ничего, дисковод въезжал-выезжал и иногда кряхтел от команд, которые не мог совершить. На экране высвечивались то слова, то цифры. Я поставила самый заезженный мадоннин диск. Она просила меня не плакать, но слезы знают свои тропинки. Суперслабость в действии, открывайте зонты.

Хочу домой, домой, домой, жаловалась я Мадонне. И она услышала меня, застряв между словами припева, щелкая и заикаясь. Я прошлась по кнопкам, чтобы ее утихомирить, и не заметила, в какой момент все окончательно нарушилось. Дисковод замолчал, а на экране замигали цифры, которые еще долго будут сниться мне — 23.33. Я отодвинулась назад, к кровати, но зачем-то протянула руку и дотронулась до агрегата. Сработал закон страха — когда хочется потрогать то, чего боишься — Эдик мне рассказывал. Дисплей оказался горяченным, минута — и точно взорвется. Первая мысль — засыпать его землей, если что. Но ни одного вазона в комнате не было. Словно кукла на веревочках, я подорвалась с пола и принялась двигать тумбу, на которой стоял источник повышенной опасности. Его провода уходили точно в стену безо всякой розетки. Максимильяно, ты что же электрик-экспериментатор?

Стену мне долбить нечем, но на всякий случай я подергала за провод — вдруг стена это оптическая иллюзия — но ничего не разверзлось, розетка не проявилась, а я так и осталась полной дурой, в первый же день сломавшей единственный проводник в музыкальную вселенную. Я еще раз нажала все кнопки подряд, но ничего не изменилось. Тогда я перевернула рубину вышитую салфетку так, чтобы ее край закрывал зеленые цифры. И снова вспомнился умный совет из французской книжки:

«если не обращать внимания на проблему, она может быть как-нибудь сама собой рассосется»12.

Осталось закрыть глаза и задернуть шторку. Готово! За мной трюк повторило солнце, моргнув своим жарким глазом и завесившись деревьями на горизонте.

Я вылезла из своего импровизированного домика и, чтобы совсем уж забыться, стала перебирать вещи, которые висели в шкафу. Какой он, этот сын, подумала я, когда дошла до белого халата, повар что ли? Но Максимильяно был не поваром. Он оказался Максом, худым и бородатым медбратом «Врачей без границ» в футболке и шортах. Везет мне на медиков.

— Maksimilianoооо! — заорала Руби, точно хотела вернуть солнце обратно.

«Бипбипбибибип», — просигналил клаксон в ответ.

Я выглянула в окно. Наконец он приехал, тот, который «парла инглезе». Мой первый англоязычный собеседник. Пока Руби не разразилась очередным криком, зазывая меня, я достала из рюкзака новенький блокнот с далматинцами (я вообще-то не фанатка, это на прошлый день рождения подарили, впридачу к настоящей собаке). Я только и успела написать «Четверг» в самой-себе-хроники, как:

— Katerina!

— Сиии, — пропела я и, бросив блокнот, брякнула дверной ручкой, мол, иду уже.

Главное, чтобы Руби как можно дольше не заходила в комнату. Хватит сегодня с нее на сегодня секретов обо мне.

— My name is…13 — смотрю на парня, он ждет, — Кэт.

— Like cat?14

Вот блин, а я и не подумала.

— Yes, like cat, only with a capital letter15.

— Well, okey, — говорит он. — If you're like a cat, then I'm like… maximum, Max, Maksimiliano16.

— Deal17, — отвечаю я и сжимаю протянутую руку.

Первым делом я поблагодарила Макса за место в шкафу и Мадонну. А он — похвалил за то, что я стерегу его комнату и разобралась с его центром.

Еще как разобралась, хотела добавить я, но решила пока не торопиться с честностью, авось случится гроза и ударит молнией прямо в злосчастную стенку. Та развалится, а центр — перезагрузит эти мигающие цифры на экране. Но пока на горизонте ни тучки. Сдались мне эти кнопки. Хорошо еще, что Мадонна осталась жива, а то могла бы и затеряться в недрах агрегата с моими-то способностями портить вещи с первой попытки.

Все время нашего разговора Руби прилипалой стояла возле Макса и обнимала его за пояс.

— Traducimi18, — просила она после каждой моей реплики.

И Макс умело преображал мой несовершенный английский в превосходный итальянский.

— А-ha! — восклицала Руби.

А Макс пользовался своим ростом, подмигивая мне добрым врачебным глазом. Он сразу думал обо мне хорошо. Сразу-друг. Это вредная привычка, особенно, если видишь человека впервые. Ладно, прощаю. Возможно, когда-нибудь мне удаться простить и себя.

— I have to go to work. My room is your room for this vacations19.

— Ты меня что, бросаешь тут?

— I have to go20, — повторил он и снова протянул руку.

Вечером я никуда не иду. Руби объясняет про «тутти» и «кафэ», но я знаю эту уловку — придут все или не придут, вечер все равно состоится. Так что я прижимаю одну руку ко лбу, а вторую — к животу и отвечаю «но». Руби показывает, чтобы я шла в комнату, «дормирэ». «Си», отвечаю я и ухожу наверх. Шаг, еще шаг и я в одиночном раю. Закрываю за собой дверь и устраиваюсь у окна на прикроватной тумбочке. За меня достается рубиному мужу Джанни. Он сидит на террасе, курит и тоже никуда не собирается. Я бы ему подсказала пожаловаться на голову и живот, но запасы рубиного доверия наверняка иссякли на мне. Так что он встает, надевает рубашку, которую Руби принесла ему, и, как есть, в шортах и сланцах идет за ней.

Остаюсь наедине со сломанным центром и бдительными унитазами за стенкой, поднимаю с пола брошенный второпях блокнот и пишу:

«Ну, дом двухэтажный, две машины, два сына. Максимильяно знает английский, мне будет трудно общаться с остальными. Хозяйку (зачеркиваю) зовут Руби, хозяина (туда же) Джанни. Еще есть Фабио, это второй сын, Сильвия и Сеара — кто из них животные, а кто люди — до конца не разобралась. Руби видела мои распечатки, а словарь — нет. Кстати, я понимаю ее! Жить можно».

На новой странице рисую вид из окна: крыша, деревья, холм, кусты, дорога. Ставлю дату. С меня на сегодня все.

День первого утра

и пишины

Просыпаться в Италии страшноватенько. Но еще страшнее — делать это в первый раз. Что-то впилось в мою шею и обмоталось вокруг нее словно пуповина. Спросони кажется, что я на привязи и совершенно обездвижена. Сон не идет ни туда, ни сюда, да еще и это первое утро, когда вообще непонятно, где я, в каком углу дверь и почему окно на другой стороне комнаты.

Поворачиваюсь к свету, он всегда лучше, чем все остальное. Свет будет всегда. Только нужно открыть глаза, только нужно быть им. Я есть, ура. В окне небо. В комнате бело. Проверяю шею — на ней действительно цепь, цепочка с крестиком. Никак не привыкну, что меня покрестили.

Лёля при всей своей педагогической подкованности резко перестала понимать меня. Она даже дипломную работу написала про подростковую психологию в туризме. Не помогло.

— Если будет нужно, подходи, буду тебя жалеть, — говорила она прошлым летом.

Но я только пару раз «подошла», а потом Лёли не было. А когда была, я забывала, а она и не настаивала. У нее всегда есть чем заняться, ей хорошо одной. Та еще самодостаточная личность. Не то что я. А потом ее доброта и вовсе смылась в слив, когда она без стука ко мне в ванну зашла.

У нас зашелки никогда не было, да и к чему: никто не посягал на свободу моющегося. Я и не заметила бы ее. Зато она… так расхохоталась и давай кивать на меня. Вах да ойойой. Я сначала тоже засмеяться хотела, так она заразно умеет. Но что-то вдруг как резанет в солнечном сплетении. Тут я поняла, что она надо мной смеется, да еще и рассуждает при мне про мои же «новиночки».

Я и сама к ним не привыкла, а тут еще и она, словно я виновата в чем-то, словно раз я такая, то обнимать меня больше не нужно. Не зря я хотела мальчиком родиться. Даже Эдик, точно знаю, так не обсмеял бы меня. Врачи врачей оберегают. Пусть и будущих. После этого Лёля и перестала меня принимать за свою. Хотя увидев все, должна бы наоборот — соратницей по девичеству называть. Я и так и сяк, но что ни делаю, все не так. Помою посуду — не так, не помою — не то. Хожу, стою, сижу, читаю, играю, не играю — мешаю.

Тут Лёля и придумала это крещение. Меня она, конечно, ни о чем не спросила и не предупредила. В день икс выдала мне белую юбку, которую я давно у нее выпрашивала, и сказала следовать за ней. Эдика она в крестные отцы взяла, в матери — мамину подругу, которую я с похорон не видела.

В церкви, уже перед самым-самым одергивает меня за плечо, мол, отойти надо. Ведет меня в каморку у входа, колготки свои снимает и мне отдает:

— Нельзя чтобы ноги голые были. Надевай.

Я цмокнула, но надела.

Очередь пропустили, стоим ждем новую. Она снова подтягиваем меня к себе. И снова в каморку.

— Я спросила у прихожанки, говорит не надо колготки, снимай.

— Лёлища, ты чего?

— Давай.

Я сняла. Снова стоим. Она опять мне в плечо тыкает.

— Юбку обтяни, коленей не должно быть видно.

Тут батюшка меня позвал, и Эдик меня под руку повел к бочке со святой водой. Крестик он мне купил крутой, на крученой цепочке, но жаль — не по размеру. Поэтому и давит она мне, когда я ночью с бока на бок переворачиваюсь.

После крещения Лёля меня обнимать не начала, зато сама успокоилась, хоть крестили не ее. Но этим утром, которого я уже боюсь чуть меньше, не хочу, чтобы мой крестик еще кого-то своим видом успокаивал. Расстегиваю цепочку, снимаю Христа и кладу его под подушку. Цепочку обматываю дважды вокруг щиколотки, застегиваю. Смотрится потрясно! Моя собственная модная окова. Святой anklet! Свет заполняет меня всю. Лучезарю в ответ.

Первым делом я знакомлюсь с ванной. Она персональная — на втором этаже кроме меня никто не живет.

— Nononono, — успокоила меня Руби, когда я вчера спросила про Фабио и постучала по двери соседней со своей комнаты, — ci sei solo tu21.

Я сначала обрадовалась, но вида не показала. А потом поняла, что в этом «одна» все обо мне и как-то моментально поникла, но видом показала, что все же довольна отсутствием соседей.

— Ио нон боюсь, — ответила я Руби.

Первое вранье в этом доме. Я не собиралась делаться для здешних открытой книгой, хватит и того, что они будут слышать мой храп и чавканье.

Со вчерашнего дня в ванной ничего не изменилось: по прежнему два унитаза, раковина, душевая кабина, окно. Достаю до него кончиками пальцев, если встаю на носочки. Дверь закрывается тихо — плюс в копилку Джанни, хороший хозяин своего дома. В зеркало утром я не смотрюсь — хочу как быть француженки — вставить цветок в волосы и сразу красивая. Практикуюсь видеть свою красоту безо всяких зеркал.

Впаянный в стену унитаз подмигивает явно холодной седушкой, второй рядом — торчащим из седушки краном. Боюсь я этих ребят не меньше, чем вчера. Пристраиваюсь к дальнему так, чтобы не касаться его. Сложная задача — дружить с унитазом в чужом доме.

Руби встречает меня внизу.

— Ciao, — говорит она и ведет меня на кухню.

На Руби платье в цветочек, сзади она выглядит совсем миниатюрной со своей короткой стрижкой и тонкими ногами. Кухней оказывается каморка без окон в дальнем углу гостиной. Замечаю ряд ящиков и раковина слева, столешница плюс холодильник справа. Руби открывает все ящики по очереди и смотрит, смотрю ли я на их содержимое. Я, конечно, смотрю, но ничего не запоминаю. Чашки, тарелки, пакеты — пестро и много. Она достает коробку с нарисованными на ней разноцветными шариками.

— Vа-vа, — говорит она и трясет ее.

— Мыгы, — киваю я.

В холодильнике — коробки с молоком и яркие упаковки. Решаю сразу продемонстрировать свои предпочтения.

— Млеко, — говорю я и показываю на коробку с зеленой травой.

— Si, mа… — она достает коробку и читает с нее, — latte vegetale. Non dagli animali. Аvere compassione.22

Просто не верится, она жалеет животных. Эдик, ты бы здесь прижился и был в почете.

На столешнице — микроволновка. Руби становится живой инструкцией и показывает, что за чем: медленно и два раза. Можно прикинуться непонятливой и просмотреть рубину пантомиму еще раз. Но я решаю иначе: прерываю ее на середине и сама показываю ей, что за чем.

— Bravva!23 — вскидывает руки она.

А то, я же столько времени ей экономлю на готовке. Сама себе довольна — уж микроволновку включить сумею. Руби выходит из кухни. Да здравствует самостоятельность! Или это аванс за мое примерное поведение? Осматриваюсь. На кухне нет чайника и плиты. Не то, чтобы я собиралась что-то варить, но чай я все-таки с собой привезла. В углу стоит бутля с водой. Она огромная, мне хватило бы до зимы. Завтра налью себе про запас в бутылку, которая осталась у меня с дороги. Обидно повторять одни и те же ошибки. Про воду я теперь помню всегда.

А пока — наливаю себе полную кружку и прямо в рот сыплю «ва-ва», запиваю. Они со вкусом злаковых подушечек, которые мы с Лёлей уничтожаем, наверное, килограммами. Еще два подхода — и я сыта. Можно начинать этот день.

— Аndiamo in piscina!24 — Руби зовет меня уже с улицы.

Выхожу на террасу. Она машет «пока-пока», но я-то знаю, что значит это абсолютно обратное — «иди сюда». Не знаю, какая итальянская муха меня укусила, но я машу ей в ответ, словно не понимаю этого жеста. Но она не уходит, а тычет пальцем на свою плетеную сумку. Помня про свое protestare кричу ей:

— Да-да, пока! Счастливого пути! — хотя могу запросто сказать это по-итальянски, но решаю сыграть с Руби в непонималки.

Она не сдается и поднимается по лестнице. Еле сдерживаю смех, когда она берет меня за руку и тащит вниз. А я тащусь от ее упорства и веры в то, что сила на мне сработает. Руби ниже меня на две головы, но мое упрямство добавляет ей богатырской силушки и молодит лет на двадцать.

— Ее, piscina25, — она показывает пальцем на перекресток.

Бассейн? А вот и первая галочка в моем списке этим итальянским летом.

— Ааа, бассейн, — еле сдерживаю хохот я. — Рюзкак, купальнико, сейчас вернусь. — И убегаю наверх собираться в пишину.

Тело длиннющее, голова малюсенька, точно — палочник. Кривлюсь своему отражению в круглом зеркале на перекрестке. Руби уже перешла дорогу, она как маленький тракторок — делает свою работу и не отвлекается на чудеса отражений. Дорожка идет вдоль каменного забора, он высокий и разноцветный. Над ним и до самой верхушки холма — сетка. Она должна защитить от падающих камней, если что. Идти под ней жутковато, и я машинально вжимаю голову в плечи и даже на шаг перегоняю Руби. Скоро забор врезается в здание. Откуда здесь взялось место для него — непонятно. Словно бы холм отодвинулся назад, уступив место человеческой нужде в жилье, магазинах и кафе «ДельПарко». Руби поднимает руку и здоровается с кем-то внутри. Она не сбавляет темп и этот кто-то успевает увидеть только наши спины.

— А stasera!26 — кричит Руби, не оборачиваясь.

На другой стороне улицы открытая терраса кафе. Не знаю, чем эти дяденьки занимались до, но сейчас они смотрят на нас через свои солнечные очки под поседевшими бровями. Я всем любопытна. У меня начинает все чесаться, внимание чужих людей как клещ, ползающий туда-сюда по коже и подгрызающий ее там и тут. Сигналит машина. Руби снова поднимает руку. Мы проходим магазин и, кажется, идем прочь из города, потому что я вижу указатель с зачеркнутым «Razzuolo» на желтом фоне, до него шагов пятьдесят. Руби берет меня за руку, замедляется и, наконец, мы останавливаемся. Стоим молча под высокой туей. Кажется, что мы шли сюда сто лет и мой завтрак весь истратился. В животе голодно и неопределенно.

— Kat! — Макс появился, кажется, из ниоткуда и теперь шагает навстречу.

— Ciao, — говорит Руби нам обоим и своей тракторской походкой уходит, не выслушав максового оправдания.

— We go there27, — Макс легонько подталкивает меня к турникету.

У бассейна нету крыши, вход и выход — прямо на дорогу, от которой его отделяет два шага и ограждение. Опасное сочетание. Никогда не видела такого бассейна — вот так запросто, без крыши и стен, словно это картинка в книжке, развернувшаяся посреди городка. Мусорки похожи на почтовые ящики, они белые и почти с меня высотой. Шезлонги, качели, зонты, души, магазинчик, синий прямоугольник воды посреди и люди, люди, дети — миниатюрка пляжа, вжатая в зеленые холмы.

Макс ведет меня туда под обещание, что там будут «all my friends28». Перед входом будочка, Макс болтает с тетенькой в окошке. Я пытаюсь высмотреть Митьку.

— Come on! — Макс уже стоит у турникета, на табло которого горит зеленая стрелка.

— Катя! Катя идет! — митькиным голосом кричит кто-то с той стороны турникета.

Вытягиваюсь на цыпочках, но не знаю куда смотреть — голос испарился, а кричащий так и не появился. Проскальзываю через турникет, туда, где знают мое имя, пусть и прежнее.

Люди лежат прямо на плитке, розовые кусты растут из крошечных кусочков земли, размером с мою ладонь. Справа живая изгородь, слева — теннисные корты за сетчатым забором. В бассейн четыре входа через ванночки с теплой водой и души. Сам бассейн полосатый, как я люблю, и сине-голубой. Мы с ним похожи, потому что я тоже буду в голубом и переливаться.

Плавать я ну просто очень люблю, но пока присматриваюсь: дно кажется совсем близко, но я знаю, что это иллюзия. Сколько раз попадалась на том, что в поисках дна на речке уходила под воду с головой, так и не найдя его. Нет уж, басик, ты меня не проведешь, думаю я, сначала разведка, и желательно не мной.

Ставлю рюкзак под свободный зонт, распускаю волосы. Босый Макс босый догоняет меня.

— Here you are, — говорит он и протягивает мне карточку в цифрой десять, — with this card you can come here nine more times29.

— Спасибо.

— What do you feel about it?30

— I feel good, — отвечаю я словами из песни.

— Can you swim?31

Своевременный вопрос, Макс!

— Why didn't you ask before?32

— Pardon?33

— I can, yes I can, — говорю я, — even on the back34.

Макс хочет потрепать меня по плечу, но выходит какой-то захват. Машинально одергиваю плечо, хотя его рука теплая и мягкая.

— Ups, — говорит Макс и улыбается.

Обхватываю себя руками за плечи, ко мне нельзя, я в домике.

— Okay, have fun35, — говорит Макс и, шлепая мокрыми стопами по плитке, идет обратно к турникету.

Смотрю на карточку. Макс сказал еще девять раз. Моя любимая цифра. Значит, что мы с бассейном поладим.

Митька замечает меня раньше, чем я узнаю его. Он берет мой рюкзак и ведет к шезлонгам у изгороди. Вчерашние девочки уже там.

— Оля.

Та, которая вчера была с хвостом.

— Тата.

Та, что с кудрявой карешкой.

— Кэт.

— Вот и познакомились, — завершает ритуал Митька, выпивает залпом полбанки колы и выпускает пузырьки через нос. Щелкает открывалкой и из недр второй банки вырывается шипение кокакольной кобры.

— У тебя того, капает, — говорю я, показывая на его лицо.

— Ой, — отвечает он и вытирает рыже-черные капли под носом.

— Ты… как кот? — уточняет Тата.

Оказывается, Тата старше всех и понимает все сходу. Она улыбается прямо мне в глаза уступает мне свой шезлонг.

— Как кот, да, только по-английски.

Девчонкам уже подарили купальники, мне — нет. Иду в переодевалку и напяливаю лёлин старый, то есть свой прошлогодний. Лямка мне так же велика, поэтому я просто завязываю его сзади узлом как придется, чтобы застежка не сильно впивалась и шурша плавками иду обратно. Купальник обтянул мою безгрудость и неприятно впился резинкой в кожу. Нет, все-таки я выросла за этот год, а плавки — нет. С купальником что-нибудь придумаю, не такой он и заношенный. Главное, что голубой и блестит.

Когда я возвращаюсь, рядом с Олькой сидит новая девочка. Я втискиваюсь между Митькой с Татой.

Похоже, ждали меня, чтобы с новенькой разом познакомиться.

— Я — Лена, — знакомится с нами Ленка.

— Митя.

— Оля.

— Тата.

— Кэт, — последней представляюсь я. — Как кот.

Тата мяукает, Олька шикает, Митька снова давится колой.

— Ты откуда? — спрашивает Олька.

— Я в доме напротив магазина живу. А так, из паселка.

— Ты отдельно приехала? — спрашивает Митька и протягивает ей красно-белую банку.

— Автобус перипутала вчира, патом вазвращалась.

Давлю смешок, Митька фирменно лыбится. У него ровные зубы и совершенно ровный ежик. Заметно, что волосы раньше были длиннее, и на лбу теперь видна белая полоска. Что-то в Мите есть. Девочка из поселка смотрит на него слишком уж по-щенячьи и тоже улыбается в ответ. Чертовы зеркальные нейроны. Как их там приглушить? Отвернуться, подумать о другом? Не выходит. Смотрю на этих двоих и мысленно женю их. Все на свадьбе улыбаются. Мозг так просто не обманешь. Вот теперь все точно познакомились.

День прозрачного купальника

и не-последнего вранья

До сих пор в толк не возьму, как с купальником могло такое случится. Одно ясно — в нем я больше в бассейне не появлюсь. А ведь я уже научилась прыгать с бортика и болтать ногами в воде так, чтобы волны на полбассейна. Но не могу же я спиной ко всем поворачиваться и ждать пока просохнет. В общем, купальник мой, оказывается просвечивается. Да так явно, что тут и Лёли не нужно, чтобы все заметили, что я выросла и… обросла. Повезло, что сегодня пасмурно, и в бассейне не так много людей, и Митька не пришел. Хотя мне и тех, что есть, хватает.

Прошло всего два дня, поэтому нам, новеньким, светлокожим и иноязычным здесь слишком много внимания. Тут уж как не уворачивайся, кто-нибудь да покажет пальцем, и теперь для этого есть дополнительный повод. В воде, конечно, не заметно, потому что бассейн как и купальник — голубой. Но не могу же я вечно плескаться, так и морщинками с ног до головы покрыться нечего делать. А я пока не готова стать одной сплошной волной. Митьке такие вещи не расскажешь, Тате тоже, хоть она мне сразу понравилась и домой мы ходим в одну сторону. Придется выкручиваться самой. Чтобы выжить есть хитрости: притворство, ложь, молчание. В «купальном» случае воспользуюсь вторым.

После последнего плавательного захода мне стало окончательно ясно, что купальник — мой враг. Он выпячил и просветил даже больше, чем раньше. Пришлось закутаться в полотенце и сидеть под зонтом, пока остальные, стряхнув с себя хлорные капли и выкрутив волосы, понеслись кататься на качелях. «Отсидка» здесь для старых и малых, поэтому я вспоминаю медицинские термины, чтобы оправдаться болезнью в своем неснимаемом махровом коконе. Дождалась. Олька идет ко мне, придется импровизировать.

— Что, замерзла?

— Нет, заболела.

— Давай я тебя разотру, — и она показывает на своих руках и ногах, как будет выглядеть манипуляция.

— Не, у меня синдром дерматитной уртикарии.

— А, ну ладно, — и Олька в своем супер-скрывающем-все, темно-синем с розовой полоской купальнике уходит обратно на кайфовую сторону бассейна.

Завтра мы едем в Венецию, а значит не придется переживать позор и притворяться синдромной. Щупаю плавки — достаточно сухие, чтобы я могла жить дальше. Верх подсох и поплотнел, ткань снова стала голубой, блестящей и глазонепроницаемый. Наполовину выпутываюсь из полотенца и так сижу, пока Тата не говорит «пошли» и мы идем в раздевалки.

Ленка сегодня в новой кепке, она даже ценник не успела срезать.

— Моя вчара улятела, фиить и все.

— Да ладно! — не верит Олька.

— Я ее на окно повесила, а потом смотрю — няма. Хозяйка сказала, што вьени фуори.

— Да не могла она далеко улететь, — снова вступает Олька.

— Ай, я ня знаю, мне новую купили.

— Как-как она сказала? — переспрашиваю я.

— Ф-у-о-р-и, — повторяет Ленка.

— Ну, пока, — говорю я, хотя мой поворот еще дальше, чем татин, а мы и до него пока не дошли.

Ускоряю шаг. Мне нужно подумать, хочу все решить быстрее, потому что лето меня ждать не будет.

Руби встречает меня на террасе.

— Сiao, com’è la pishina?36

— Нормале, — отвечаю я на понятном ей сленге и забегаю в дом.

Поднимаюсь на второй этаж и выуживаю из рюкзака «виновника» моей ложной уртикарии. Открываю окно и высовываюсь из него, типа подышать, картинно смотрю вдаль. Вижу, как Руби надевает солнечные очки и откидывает спинку садового стула назад. Теперь второй этаж дома вместе с моим окном отражаются в стеклах ее очков. Подвешиваю верх купальника на ручку открытого окна (никаких узлов, только элегантный бантик), плавки выжимаю на отлив, раскладываю там же и приглаживаю.

Мой план, конечно, держится на веревочке. Но Руби все видела, я уверена. Осталось только дождаться послезавтра, и дело в кепке. Вот так, сама того не зная, Ленка научила меня «улетательному» фокусу, который должен спасти мою честь.

Снова смотрю в даль и произношу заклинание Жана-Батиста-Эманнуэля Зорга:

«Если хочешь сделать что-то хорошо, сделай это сам»37.

А фоном уже потрынькивает строчка из гороскопа про склонность к обману:

«I can't change my mold, no, no, no, no, no, no»38.

Вообще-то я честная, но пока что придется кое в чем приврать. А всего-то и нужно — встать ночью и «улететь» купальник к рубиному приходу. Поэтому я ложусь спать без подушки и убираю салфетку-щиток с мигающих цифр — множу неудобства. И это срабатывает. Просыпаюсь еще до рассвета, шея ругается на меня скукоженной мышцей, подушка на тумбочке — скулит. Возвращаю ее обратно — поспи, дорогая. А сама чапаю к окну.

Купальник высох и кажется нормальным. Но я не дам себя провести. Снимаю его с окна, заворачиваю в футболку и засовываю в карман максового халата в шкафу. Готово, как не было.

Утром Руби будит меня в дорогу.

— Caterina, — говорит она и стягивает с меня одеяло.

— Нооо! — тяну его обратно, но тут же просыпаюсь и понимаю, что уже утро и Руби тут.

Она походит к окну.

— È aperto?39 — она закрывает створку и двигает туда-сюда ручку.

— Си, но закрывать, — отвечаю я и понимаю, что сейчас или… никогда мне не видать нового купальника. — Вьени фуори, — и я закрываю рот рукой в величайшем притворном изумлении.

Заворачиваюсь в одеяло и семеню к ней, щупаю отлив, словно и так непонятно, что он пустой.

— Фиить, — повторяю я ленкины звукосочетания, — туда, ветер, ууу, фуори мой купальник для пишина.

Руби вскидывает руки.

— Nooo! — она повторяет мой клич и оглядывается на комнату. Становится на коленки и смотрит под кроватью, потом снова подходит к окну и переваливается через раму, стучит по откосу, словно купальник вернется на ее призывную дробь.

— Туда, — показываю Руби на деревья, которые недавно срисовывала, — далеко-о-о.

И тут понимаю, что каким бы перышком не был купальник, перелететь террасу, дорогу, кусты и затеряться в деревьях он смог бы, только если бы Тор громыхнул своим молотом и вызвал смерч. Но деваться некуда, надо врать до конца.

Присаживаюсь на кровать.

— Но пишина.

— Ototto, — Руби садится рядом и смотрит на шкаф.

— Уно, — говорю я, — уно купальнико.

— Non piangere40, — трясет одеяльный кокон она, — Oggi Venezia!

Точно сейчас заплачу, потому что все вышло глупо, и теперь у меня официально нет вообще никакой пляжной одежки, а в бассейн по-прежнему хочется. И, кажется, Руби не собирается бежать покупать мне новый. Придется притворяться перед девчонками и Митькой, что я не купаюсь из-за своей новой физиологии, которую Руби назвала «цикло». А перед Руби бубу строить великую нелюбительницу воды. У меня будет целая неделя, чтобы найти новый купальник или прожить остаток Италии в унынии, укоряя себя на глупость и излишнее доверие к гороскопам.

День Венеции, дорожной подруги

и первой книги

Делать нечего, надо ехать в Венецию. Надеваю белые велосипедки, которые Руби подарила мне в первый день. Одна штанина короче другой, ну да ладно, сверху белую футболку, которую, видимо, Макс носил десять лет назад — обтягиваю, чтобы обязательно прикрывала попу, нечего светить несовершенным швом. И распускаю волосы, пусть левый глаз будет под челкой, и завязываю фенечку на руку. Лёля ни за что бы не разрешила — а я сделала. Теперь я готова ехать. Венеция встречай меня.

Через полтора часа автобус остановился на совершенной суше без всяких каналов вокруг. Я чуть не заплакала: где же большая вода? Ирина собрала нас в кучку у дверей автобуса.

— Венеция во-он там, — указала она рукой куда-то в голубое небо.

И мы двинулись на него. Мы с Митькой шли рядом, ну прямо как парочка. Но что делать, если я никого больше не знаю так долго, как его. Повезло, что мы последними пристроились. Ирина дала Митьке оранжевый платок.

— Ты замыкающий! — крикнула она, убегая вперед.

— Да, сэр. Ой, сэра. Или как там?

И завязал платок банданой на голове.

— Да без разницы, она не слышит уже.

Мы подождали, пока толпа оторвется от нас и зашагали в ногу. Приятно вдруг получить совершенно своего человека за тыщи километров от наших соседних дворов. Даже рассказывать никому не хочется, что мне так свезло. А то поверят и будут меня в качестве талисмана в дворовые игры брать.

— Вчера мы были в кафе, — начал Митька. — Там были все, кроме тебя.

— Кто это все?

— Все новые знакомые. Мы бесплатное мороженое ели.

— А чего за мной не пришли? И бесплатного мороженого вообще-то не бывает.

— А как это сказать им, хозяевам, что тебя не хватает? И вообще-то бывает, даже шоколадное.

— Как? Жестами, воздушными знаками.

— Я не догадался. И остальные тоже.

— Так всегда, — буркнула я.

Снова выделилась, точнее отделилась. А что вчера вечер делала я? Ах, да, обдумывала и осуществляла великий план обмана. Ничего такой вечерок, а Митька с остальными в это время в кафе морожко лопал.

— А когда снова в кафе?

— Хозяйка сказала что оggi41.

— Не хозяйка, а… как там ее зовут?

— Эрика.

— Вот значит Эрика и сказала.

— А мне и так норм.

— А мне нет. Давай договоримся и другим передай, что у ваших хозяев имена есть. Они же вам цып-цып не говорят.

— Эрика мне говорит. Только не цып-цып, а кари-кариссимо.

Я пырснула так, что сопелька вылетела из носа.

— Это значит милый-миленький!

Митька улыбнулся.

— Да, я такой, — и погладил себя по стриженным волосам.

Безводная равнина постепенно превращалась в город. Я особо ничего не знала о Венеции, кроме того, что она скоро затонет и я смогу втридорога продать фотки, которые сделаю тут.

— Мить, сфоткай меня, пока никто не видит.

— А я что не в счет?

— Ты другое.

— Что другое?

— Ты — свой.

Я сняла рюкзак и достала из него «Полароид».

— Ух ты, вот это штука.

— Моментальный результат, — и я прижала камеру к груди.

Эдик, конечно, хороший дядя, но ему, видимо, этого мало, поэтому на новый год он подарил мне этот фотик. То ли не выдержал моих уговоров, то ли действительно порадовать захотел и стать моим супергероем, раз папы нет. Не важно. Главное, что я разбогатею, когда Венеция затонет.

— Первый кадр пробный, — объяснила я Митьке и сфоткала асфальт с кусочком разметки.

Снимок вылез с жужжанием.

— Держи, — подала я его Митьке, — и смотри на волшебство.

На черном квадратике начали проступать очертания желтой полоски.

— А теперь меня.

Я оглянулась. Ракурс был не очень. Кажется, что в домах только начали капремонт. На одном висели строительные леса, другой — слишком серый, даже на июльском солнце. Ладно, какая уж есть, эта Венеция. Все равно недолго осталось. Я подняла руку вверх и сложила из пальцев латинскую «V». Митька поднял камеру и сразу прокричал «три».

— Ура! — вместо спасибо сказала я и спрятала еще не проявившейся снимок в рюкзак.

–…оненко,…равина! — наши исковерканные фамилии иринимым громкоговорящим голосом врезались в нас.

Митька развернулся и побежал, а у меня как назло рюкзачный карабин словил глюк и никак не застегивался. Пришлось приспособить рюкзак спереди и на двойном ходу догонять группу. Ирина начала отчитывать Митьку. Он щурился, и было непонятно, то ли он ухмыляется, то ли слезы сдерживает. Жалко друга. Но делать нечего: мальчики всегда впереди, и в беге, и в виноватых. Я пристроилась рядом с незнакомой девочкой, пытаясь вернуть карабину его законное место.

— Давай я, — хронически-ангинным голосом сказала она и за полсекунды вытащила и защелкнула все откуда не надо куда нужно.

— Спасибо, — выдохнула я.

Рюкзак словно бы даже стал легче. Я накинула его на плечи.

— Рита, — представилась «больная».

— Кэт, — представилась я, ее, вероятно, будущий лечащий врач.

— Вы вместе? — она кивнула на Митьку, который стоял рядом со Ириной, записывающей что-то в блокнот.

— Мы из одного города, вроде вместе, да.

— А я с Ромой, — и она показала пальцем на мальчика в носках почти до колена. — Будем дружить семьями.

— За мной! — скомандовала Ирина, и я не успела возразить, что мы с Митькой не того, не так сильно вместе. — Травина, не отставай! Здесь тебе не дом. — Ирина держала Митьку за плечо. Он повернулся ко мне и сжал кулак за ирининой спиной. Молодец, в обиду себя не даст.

Я опустила голову.

— Она теперь со мной! — крикнула Рита, подхватила меня под руку и потянула за собой.

Я смотрела на свои ноги в черных босоножках. Я шагала по Венеции, где только что чужая девочка спасла меня от мегеры-переводчицы.

Группа остановилась, сбилась в кучу и ждала указаний переводчиц. Пока Рита рылась в своем рюкзаке, я рассматривала детей. Такие разные, но странно похожие друг на друга. Мы стоим на причале и ждем неизвестно чего. Не толкаемся, но все равно касаемся друг друга. Иногда только взглядом. Но и этого достаточно, чтобы дать знак — «я понимаю тебя». У одного из мальчишек, худого и неправильно стриженого, скрипучий голос. Это Костя. Он вещает громче всех, а разобрать что именно — сложно.

— Эй ты, фьиить, — это он Рите, — воды дай.

— Да ну тебяяя, Костян, — тянет Рита, — и так полбутылки выпил.

И все равно выуживает из рюкзака бутылку. Она идет по рукам через всю толпу, но никто не зарится на нее: то ли из-за Костяна, то ли правила такие сиротские: без спросу не брать. Ирина мечется от причала к причалу, ныряет в кучу, что-то спрашивает и снова теряется. Ее все слушают, но мало кто слушается. Такие законы. Если ты сам по себе, то никакой взрослый тебе не указ, пока ты сам не решишь как быть. Я тоже решаю не отставать от всеобщей самостоятельности. Скоро окончательно на другую сторону перейду, в оппозицию, к Костяну.

Не знаю, зачем я привязалась к Рите. У меня Митька есть, да и Тата с Ленкой и Олькой. Но странно, что когда собирается вся группа, девчонки будто бы чужими становятся, будто знают обо мне больше, чем надо для этих общих вылазок в большой мир из нашего маленького Раццуолло. А еще я вроде как пятая лишняя оказываюсь.

Рита одета во все розовое и усыпана веснушками. Когда она начинает говорить, все замолкают, когда смеется — затыкают уши. Она словно маленькая взрослая тягает на плечах пухлый розовый рюкзак, но никому не показывает, что в нем.

— Ета мааё, — тянет она и все соглашаются и ржут.

Еще полчаса ожидания, и мы, всей тридцатиголовой группой, снова идем не известно куда. Достаточно того, что нас ведут, а остальное — само собой определиться.

Риту с Ромой здесь считают братом и сестрой. Но Рита мне шепнула, что они даже не целовались. Так все запуталось еще больше.

— Мы с Ромой в Козе живем, это да вашего Раццуолло городок. Уже третий раз, — говорит Рита.

— Что, прям в одной семье? — смотрю на нее сверху вниз.

Пробор на голове у нее неровный, точно заплеталась впопыхах. Радуюсь, что не заплела хвост. Рядом с ритиными мои волосы выглядят как с рекламы шампуня. Она хихикает, словно какой секрет собирается рассказать.

— Да нет, конечно, в разных. Просто мы из одной деревни.

Смотрю на идущего впереди Рому. На нем белоснежная футболка, кепка и теннисные туфли или что-то на них похожее (никогда не видела вживую теннисных туфель).

— Никогда бы не подумала.

— Что мы вместе?

— Что из деревни.

Я причмокнула и Рита хихикнула. Она в своем новом ношеном розовом костюме совсем не похожа на приезжую. Веснушки слились с загаром, и вот она уже совсем как среднеевропейка, не отличишь.

— Счас поплывем, — говорит она, — в настоящую Венецию.

Я приподнимаюсь на цыпочки, перед нами все синее, словно небо растянулось до самой земли. И тут как подуло! Ветер прижал Риту ко мне, вытянул из хвоста ее длинную челку, задрал мои волосы, снес чей-то голос влево, врезал в стену желто-облупленного дома, обдал запахом морской капусты.

Слышу иринины «девятнадцать, влюбленный, марко».

— Сколько было влюбленных в Марко? — машинально связываю в предложение то, что услышала, и делаю из этого вопрос.

— Не влюбленных в Марко, — поправляет Рита, — а город влюбленных и площадь Святого Марко, туда и поплывем.

Вся покрываюсь попурыжками. Ирина делит нас на три группы, куча располовинивается, затем троится. Через зеленый канал та самая площадь Святого Марка — так написано на табличке у причала. Дети столпились у самого края. Ирина вещает что-то про то, где мы будем сегодня есть.

–…берите по три блюда.

— А кетчуп можно?

— Мне нужно в туалет, — кряхтит Митька.

— Никаких туалетов, вода кругом!

Ребята рогочут, Митька опускает голову.

Ирина покупает билеты, а для нас наступает время фото для программы. Мы снова сбиваемся в кучку под расписанием движения гондол. Нас снимают итальянские сопровождающие с нескольких сторон, кричат и машут то слева, то справа. Не знаю куда смотреть. Рита закинула руки на плечи рядом стоящим и встала на носочки, чей-то итальянский сын, улегся прямо на пирс и застыл, держа козырек кепки, чтобы ту не унесло. У него слишком длинные и волосатые ноги. Первому я завидую, второго — стесняюсь. Как здорово быть настолько бесстрашным, чтобы вот так показывать себя, да еще и лежа на венецианском бетоне. Тата и Реня, вторая старшая девочка в группе, в завязанной под грудью рубашке совсем придавили меня, в углу меня не будет видно, поэтому я смело щурюсь и не улыбаюсь. Солнце-вспышка делает нас всех немного бледнее и злее.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Итальянские каникулы. Чао, лето! предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

3

Добросердечность (итал.).

4

Непереводимый набор слов, которые героиня не понимает.

5

Иди сюда.

6

Туалет!

7

Мой сын Максимилиано приедет сегодня вечером. Он идеально говорит на английском.

8

Хорошо, ваш… буклет, словарь.

9

Цикл.

10

А, цикл, менструации?

11

Опа, тем лучше, отдыхай.

12

Строки из книги «Умник» Мари-Од Мюрай.

13

Меня зовут…

14

Как кот?

15

Да, как кот, только с большой буквы.

16

Что же, хорошо. Если ты как кот, то я как максимум, Макс, Максимильяно.

17

Договорились.

18

Переведи мне.

19

Мне пора на работу. Моя комната это твоя комната на эти каникулы.

20

Мне нужно идти.

21

Нтнетнетне, только ты одна.

22

Да, но… молоко растительное. Не из животных. Жалеть.

23

Молодччина!

24

Пойдем в бассейн!

25

Э, бассейн.

26

До вечера!

27

Нам туда.

28

Все мои друзья.

29

Держи, по этой карте сможешь придти сюда еще 9 раз.

30

Как тебе это все?

31

Ты плавать умеешь?

32

А раньше ты чего не спросил?

33

Что?

34

Умею, умею, даже на спине.

35

Ладно, веселись.

36

Привет, как бассейн?

37

Слова из фильма «Пятый Элемент».

38

Я не могу изменить свою суть, нет, нет, нет, нет, нет, нет. Слова из песни «Bittersweet Symphony» группы The Verve.

39

Открыто?

40

Не плачь. Сегодня Венеция!

41

Сегодня.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я