Жемчужины Москвы. Часть 2

Александр Валентинович Надысев, 2022

Во второй части книги "Жемчужины Москвы" Александр Надысев продолжает знакомить читателей с особенностями архитектурных памятников российской столицы. Он с исторической точностью рассказывает об архитекторах, реставраторах и инженерах, создателях уникальных архитектурных "жемчужин" Москвы конца XIX и начало XX веков.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Жемчужины Москвы. Часть 2 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Путь к святыне

Глава 1

В связи с реконструкцией Красной площади в Москве и с размещением на ней каменного мавзолея имени Ленина, Моссоветом было принято решение об очистки её от культовых сооружений, хотя многие из них являлись памятниками культурного наследия. Центральная площадь Москвы должна стать просторной и удобной для проведения парадов и праздничных демонстраций. Поэтому в 1925 году в список «обреченных» памятников попали церкви, пристроенные к кремлёвским башням, а так же Воскресенские ворота, Казанская церковь и храм Василия Блаженного.

Тем временем на средства, собираемые обновленческой общиной, велись реставрационные работы по восстановлению древней Казанской церкви на Красной площади под руководством архитектора-реставратора Петра Дмитриевича Барановского. К 1929 году были уже восстановлены барабан церкви, древние кокошники и декор стен. Реставрация ещё не коснулась навершия4 церкви и её колокольни.

Раннее утро. Ещё каменщики не пришли на стройку, а Барановский уже висел на люльке под куполом Казанской церкви и бучардой5 сбивал штукатурку.

— Пётр Дмитриевич, — крикнул Лев Давид, работающий реставратором под руководством Барановского в музее «Коломенское». — Я прибыл, может помочь на куполе?

— А, Лев Артурович! — гулко ответил Барановский. — Ко мне подниматься не нужно, я сам закончу. Лучше начинайте разбирать стены восточного предела церкви. А далее приступим к разборке двух верхних ярусов колокольни.

А про себя подумал: «Хорош мой ученик, правда с ленцой, но всё же приехал помочь мне».

— Понял, — звонко ответил Давид. — Вы, Пётр Дмитриевич, лишаете меня удовольствия наблюдать за вами. Вы висите в люльке, как циркач.

— Идите уж, идите, — громыхнул голос Барановского сверху, — скоро каменщики прибудут.

Когда Барановский спустился вниз, он сразу пошёл смотреть, как идут работы по разборке предела.

— Отлично ребята, — похвалил Барановский, увидев, что каменщики уже очищали от мусора фундаменты двух пределов церкви.

— А вы знаете, что это за пределы? — спросил он каменщиков, обступивших его.

Бригадир степенно ответил за всех:

— Я слышал от вас, что пределы церкви более поздние пристройки к храму. Вот мы их и сносим. Так?

— Правильно! Я же вам рассказывал, что как только выгнали поляков из Москвы в 1612 году, так князь Дмитрий Пожарский для Казанской иконы Божией Матери сразу и поставил деревянную церковь в честь освобождения России от захватчиков. А вскоре царь Михаил Фёдорович Романов на свои деньги вместо деревянной церкви велел построить каменный храм — собор Казанской иконы Божией Матери, той иконы, которая помогла второму ополчению одолеть поляков. Строить храм доверили зодчим Семёну Глебову и Науму Петрову, а ещё в грамотах числился зодчий Абросим Максимов. В новый каменный храм поместили Казанскую икону Божией Матери, главную войсковую святыню ополчения, и в 1625 году патриарх Филарет его освятил. Вот этот храм Казанской иконы Божией Матери постройки XVII века и нужно восстановить, очистив его от поздних переделок.

— Понятно, — заговорили каменщики, — пределы вокруг церкви, два яруса колокольни — всё это более поздние пристройки.

Барановский, вдруг, заторопился:

— Вот что братцы, надо поспешить вернуть колокольне прежний вид, а там видно будет. Может тогда не станут сносить Казанскую церковь, ведь она не мешает проведению на Красной площади демонстраций.

— Неужели снесут? — воскликнул Давид. — А мне эта церковь так нравится.

— Воскресенские ворота точно разберут, да и храм Василия Блаженного тоже под вопросом сноса. Видите ли, Кагановичу необходимо, чтобы в праздники сразу четыре колонны демонстрантов входили на Красную площадь. Мы с Грабарём и архитекторами Щусевым и Сычёвым, как могли, боролись с властями за эстетическое оформление площади к праздникам, даже писали письма, но тщетно. Если большевики боролись с религией, то мы отстаивали храмы, устраивая в них музеи.

Вдруг, совершенно неожиданно на стройке появились милиционеры и, предъявив постановление Моссовета о прекращении работ в Казанской церкви, арестовали Барановского.

Глава 2

1936 год. Барановский был освобождён из ссылки досрочно, и теперь, как неблагонадёжный, проживал в Воскресенске на 101 километре от Москвы. В городе Воскресенске Барановский сразу нашёл себе занятие, обследуя Воскресенский Кремль, но мысли о Казанской церкви на Красной площади не покидала его, и он решил обязательно поехать в Москву и посмотреть на месте ли церковь. Отметившись у оперуполномоченного милиционера, он тайком, в 7 часов утра на пригородном поезде уехал в Москву. И что он увидел?

— Кошмар! — закричал Барановский, когда увидел, что знакомая ему бригада каменщиков разбирает Казанскую церковь. — Что вы делаете?

— Нам начальство приказало разобрать церковь, как пережиток царского православия, а колокольню мы снесли ещё в 1929 году.

— Ребята, какой же я дурак! — стал корить себя Барановский. — Даже не удосужился сделать обмеры церкви на случай её слома.

— Так ещё не поздно, Пётр Дмитриевич, — спокойно ответил бригадир каменщиков, — мы поможем!

— Но это будет противозаконно, — предупредил Барановский.

— А мы будем помогать скрытно, и никто не узнает! — заулыбались каменщики.

Так Барановский успел сделать необходимые кроки6, а уже вечерами в Воскресенске вычертил планы, фасады и необходимые разрезы Казанской церкви, которую каменщики разобрали и строительный мусор вывезли на окраину Москвы.

Глава 3

И вот наступил 1991 год. Московское правительство приняло решение о воссоздании Казанской церкви и объявило конкурс на лучший проект реконструкции церкви. Тогда, работая над проектом, Олег Журин обратился к своему учителю 88-ми летнему Петру Дмитриевичу Барановскому, зная, что у того есть кроки, обмерные чертежи и фотографии Казанской церкви. Старик растрогался и передал своему молодому коллеге заветный рулон чертежей со словами:

— Я знал, что наступит время, когда будут восстанавливать Воскресенские ворота и мою любимую Казанскую церковь на Красной площади. Дерзай, у тебя всё получиться!

В конкурсе участвовали многие архитекторы, и все они искали материалы по снесённой церкви. В это время к Олегу Журину пришёл архитектор Лев Давид и официально обратился к нему:

— Олег Игоревич, я требую, чтобы кроки Барановского были переданы мне, так как я был его сподвижником и учеником.

Журин возмутился от такой наглости и ответил:

— Я не дам вам никаких кроков, потому что Барановский мне поручил восстановить Казанскую церковь. Будем соревноваться!

— Везёт же тебе, Олег, — вскипел Давид и быстро вышел, не попрощавшись.

Были жаркие дебаты по выбору конкурсных проектов восстановления Казанской церкви, но комиссия московского правительства выбрала проект архитектора-реставратора Олега Игорьевича Журина, выполненного по крокам Барановского.

И Олег Журин с Геннадием Мокеевым, сделав необходимые рабочие чертежи строго по эскизам Барановского, в 1993 году воссоздали Казанский собор. А 4 ноября, в день празднования Казанской иконы Божией Матери, и в память об освобождении Москвы от поляков в 1612 году, он был освящён патриархом Алексием II.

Глава 4

Экскурсоводы, проходя Воскресенские ворота, показывают Красную площадь Москвы, и всегда останавливают туристов у собора Казанской иконы Божией Матери.

И вот молоденький экскурсовод привёл свою группу туристов из Томска к этому собору и попросил внимания:

— Перед вами знаменитый собор, в котором находится особо чтимая икона Казанской Божией Матери с хранительницей мощей. Этот собор представляет из себя бесстолпный, одноглавый храм в формах XVII века, с двумя пределами, обходной галереей и замечательной шатровой колокольней. Обратите внимание, что квадратный в плане храм завершается кокошниками в «перебежку», восходящими к барабану, что характерно для XVII века. Собор окружён с 3-х сторон галереями, которые ведут к колокольне и северо-восточному пределу Аверкия Иерапольского. Фасады собора украшены глубокими филёнками и окнами с треугольными наличниками, и являются предвестниками наступления эпохи русского «узорочья».

Группка студентов прибилась к экскурсии и выглядывала из-за спин туристов.

— А что здесь было до строительства этого собора? — спросил один из студентов.

— Отвечу. Собор снесли в 1936 году, — стал рассказывать экскурсовод, — и на том месте построили павильон в честь III Интернационала по проекту Бориса Иофана, а в 1937 году выстроили кафе на подиуме храма, на котором установили два открытых портика, а в центре расположили фонтан по проекту архитекторов Савельева и Стапрана.

— Кто же заплатил за восстановление собора? — опять спросил всё тот же студент.

«Вот неугомонный», — подумал экскурсовод и ответил: — На месте будущего собора установили временную часовню и ящик для пожертвований, но сбор был невелик, и большую часть денег выделило московское правительство.

— Расскажите, пожалуйста, о Казанской иконе, — поинтересовался старичок из группы туристов. — Откуда она и как попала в собор?

— Да, да нам интересно! — заговорили туристы.

— Попытаюсь ответить, — ответил экскурсовод. — Это длинная история. Казанская икона Божией Матери одна из самых чтимых икон в Москве. По легенде чудотворный образ Пресвятой Богородицы появился в Казани, его во сне трижды увидела 10-летняя девочка и указала местонахождение иконы под развалинами дома казанскому священнику Гермогену, который действительно её там нашёл. Прошло 30 лет и уже патриарх Гермоген, в Смутное время, будучи идейным вдохновителем русского ополчения в борьбе с поляками, передал в Ярославле эту Казанскую икону Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому, и второе ополчение двинулось в поход на Москву. Перед штурмом Москвы у Казанской иконы отслужили молебен, и 22 октября 1612 года вошли в Китай-город, а через неделю измученные голодом поляки сдались. Суд Божий свершился, и Россия была спасена!

А дотошные студенты стали задавать другие вопросы:

— Кто расписал интерьер собора? Каким стилем?

— Внутри собор расписан художниками из Палеха и Брянска в канонической форме, осмотреть росписи стен и иконостас можно только после службы.

— Так я продолжу, — стал заканчивать экскурсовод, — 4 ноября все православные празднуют день Казанской иконы Божией Матери. Множество паломников идёт поклониться Казанской иконе и вспомнить о чуде, которое совершила икона, освободив Москву от польских интервентов в 1612 году. Ежегодно 4 ноября службу в соборе проводит патриарх Кирилл, и этот день стал государственным праздником народного единства!

Москвичи, знающие историю, увидев Казанскую церковь на Красной площади, говорили: «А вроде храм-то никуда и не уходил». А туристы, восхищаясь первозданной красотой церкви, не догадывались, что главная святыня — икона Казанской Божией Матери, защитница Москвы, находится внутри.

— Как же умели древние зодчие создать такую жемчужину! — удивлялись туристы, не зная, что этот собор «возник из пепла», и был восстановлен благодаря двум замечательным архитекторам-реставраторам Барановскому и его ученику Журину.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Жемчужины Москвы. Часть 2 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

4

Навершие — маковка купола церкви.

5

Бучарда — молоток с пирамидальными зубцами.

6

Кроки — набросок чертежа с размерами.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я