1. Книги
  2. Биографии и мемуары
  3. Александр Викторович Наумов

От Александровского централа до исправительных учреждений. История тюремной системы России

Александр Викторович Наумов (2024)
Обложка книги

В марте 2024 года исполняется 145 лет тюремной системе России. Александр Наумов более 10 лет возглавлял пресс-службу Главного управления исполнения наказаний (ГУИН) по Иркутской области. Основываясь на секретных документов из архива МВД РФ, бесед с начальником Озерлага, а так же многочисленных интервью с сотрудниками ГУИН, автор рассказывает историю тюремного дела в России. Крупнейшая каторжная тюрьма Российской империи — Александровский централ — была учреждена в 1873 году в селе Александровском (76 км к северо-западу от Иркутска). В ней содержались политические и уголовные преступники, высылаемые из европейской части России на каторжные работы в Восточную Сибирь. Через нее прошли: Ф. Дзержинский (1902); М. Фрунзе (1914); С. Орджоникидзе (1915—16) и другие. В 1948 году бывшему Александровскому централу был присвоен статус Озерлага — в нем должны были отбывать наказание осужденные по 58 (политической) статье. Среди тех, кто отбывал наказание в Озерлаге: певица Людмила Русланова, разведчик Дмитрий Быстролетов и др.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «От Александровского централа до исправительных учреждений. История тюремной системы России» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава пятая

Немецкий шпион для немецкого журналиста. — Кем был Сухомлинский? — Советы Карнеги для русских зэков. — Полковник, выстреливший в потолок. — Козел в кабинете майора. — Убийца, научившийся рисовать. — А в КГБ читают «Шпигель»?

Среди осужденных Иркутской области проводится конкурс «Искусство за колючей проволокой имеет право на жизнь». Инициатор мероприятия — главк, спустивший на места бумагу — положение о конкурсе.

В мой кабинет заглядывает заместитель начальника отдела по воспитательной работе среди осужденных Юрий Михно.

— Александр Викторович, если есть желание посмотреть на работы, которые мы представим на выставку, то милости просим в наш кабинет — из колоний прислали первые картины и поделки. Очень интересные работы. Советую посмотреть, — и сделав паузу, добавил. — Кстати, как насчет журналистов?

— Каких журналистов?

— Ну… мы будем приглашать прессу? Освещать мероприятие…

Поднимаюсь на этаж выше, в отдел воспитательной работы. Начальник отдела Александр Плахотин задумчиво разглядывает окно, открывающее вид на крышу конференц-зала ГУИН. Вокруг, на столах, стульях и даже на полу громоздятся картины в массивных рамках. Увидев меня, хозяин кабинета оживляется.

— Вот смотри, Александр Викторович, какая большая работа предстоит жюри: из всех этих картин нужно выбрать три лучшие, которые отправятся на всероссийский конкурс в Рязань. Лично мне нравится вот этот пейзаж. Зимний лес, сугробы, поляна, на которой стоит одинокое дерево. И вдалеке — сам лес. Посмотри, какую тень отбрасывает это одинокое дерево — слишком большую, широкую тень, какой в природе не бывает. А ведь это, я думаю, аллегория: в этой картине осужденный показал свою собственную жизнь, свою судьбу, и то, что ожидает его впереди. Это дерево — он сам. Стоит-растет один на поляне — попал в колонию, где каждый сам за себя. Жирная тень — черная полоса его жизни. А что его ждет? Синее небо — смотри, сколько места оно занимает в картине: почти половину полотна.

— Синее небо? В каком смысле.

— В самом прямом. Ну ладно, не буду интриговать. Все гораздо проще, — еще раз глянув на картину, он обронил, — проще и сложнее одновременно. Я знаю, что дни человека, который написал эту картину, сочтены. Это осужденный из колонии-больницы для туберкулезников. Как мне позвонили и сказали, у него уже разлагаются легкие… он в палате смертников. Ему осталось жить всего несколько дней. Может быть, мы вот стоим, рассматриваем его картину, а он уже…

Я внимательно посмотрел на Плахотина, который никогда не отличался сентиментальностью.

— Смотри, сколько здесь картин, — продолжил он, — и по каждой из них можно узнать, за что сидит ее автор. Даже сколько осталось ему отсидеть — тоже можно узнать. Ну вот, например, болото с редким лесом, вдали — горы. Горы — это большой срок. Небо в тучах — значит, ничего хорошего этот осужденный от жизни уже не ждет. По крайней мере, в ближайшие годы.

— А что ты скажешь про эту картину?

— Про натюрморт? Виноград, бананы на фоне вазы. И длинные шторы, скрывающие окно. Гм… занятно. Занятно то, что эту картинку прислали из тулунской тюрьмы. А я на сто процентов уверен, что человек, отбывающий срок в тюрьме, будет думать о чем угодно, но только не о винограде. Возможно, он думает о еде. Хорошо, согласен. Но виноград — а здесь нарисована крупная, на полкартины гроздь — виноград-то — это не еда. Виноградом не наешься. Наешься другой, более приземленной пищей. Так что я полагаю, автор картины скорее срисовал ее откуда-то. А думает он на самом деле о чем-то другом.

Дверь, скрипнув в петлях, впустила в недра кабинета воспитательной работы очередного посетителя.

— Проходи, Генрих Иванович. Что у тебя там? Картина? Ты не первый сегодня, вон смотри, сколько нам за день принесли уже.

Посмотрев в мою сторону, Плахотин пояснил:

— Вот с третьей колонии человек приехал — тоже представляют на конкурс полотно, — и уже обращаясь к представителю колонии, он спросил. — Кто у вас там рисовал?

— У нас в колонии один художник…

— Этот, что ли… ну, я понял. Так он как у вас рисует — срисовывает откуда?

— У него слайды есть. С пейзажами.

— Понятно. Слушай, Генрих Иванович, очень хорошо, что ты к нам зашел. А я хотел тебя увидеть вот по какому поводу. Ты случайно не подскажешь: ваша колония недавно не посылала некоего осужденного Барабанова заготавливать в Красноярский край сельхозпродукты для колонии?

— Осужденного? На заготовку? Да нет, никого мы никуда не посылали.

— Я так и думал. Значит, не посылали?

— Конечно, нет. Мы еще не рехнулись, чтобы зэков на заготовки отправлять.

— А этот Барабанов… он, случайно, не бывший мэр. Какого-то города в Красноярском крае?

— Есть такой. Был мэром. Сидит за заказное убийство. А в чем вопрос-то?

— В том и вопрос, что вот передо мной на столе письмо из Красноярского края. Написал его… впрочем, послушай, вот что он пишет: «В ГУИН по Иркутской области. Хочу довести до вашего сведения, что на днях в наш город приезжал бывший мэр Барабанов, который отбывает наказание в одной из колоний Иркутской области. Встретив его на улице, я удивился и поинтересовался, как он здесь оказался и что делает в городе. На что Барабанов ответил, что он был делегирован сюда колонией и приехал решать вопросы обеспечения исправительного учреждения сельхозпродукцией, выращиваемой в нашем районе. Поэтому хочу спросить: как могло такое случиться, что заготовкой сельхозпродукции занимаются осужденные, такие как Барабанов. С каких это пор их так свободно выпускают за колючую проволоку, где они должны отбывать наказание до окончания срока? И еще хочу сообщить о том, что на самом деле Барабанов никакую заготовку сельхозпродуктов в нашем городе не проводил. А вместо этого он собрал здесь свою братву и стал решать вопрос: как быстрее ему выйти из колонии. Для этого они решили фальсифицировать справку о якобы тяжелом заболевании Барабанова, которую он увез в колонию. Прошу проверить все сообщенные мною факты. Полковник КГБ на пенсии Фоменко».

Закончив цитировать, майор Плахотин с улыбкой посмотрел на собеседника. В ответ последний развел руками.

— В свой город Барабанов ездил на законных основаниях. За примерное поведение заслужил отпуск. Но никак не на заготовку сельхозпродуктов он ездил.

— Ну, понятно… Приехал на родину, встретил на улице отставного полковника КГБ. Тот, видимо, еще старой закалки: почему да отчего, и дескать — тебе сидеть еще и сидеть. Сразу за ручку и бумагу, которые у него, наверное, всегда при себе. А тот возьми и ляпни: приехал, мол, на заготовки. Кхе-кхе… А вот другой вопрос, действительно, серьезный: какую такую справку он привез с собой?

— Ни о какой справке не слышал.

— Надо узнать, Генрих Иванович.

— Узнаю.

Еще раз окинув взглядом картины, я вышел из кабинета. Спускаясь на свой этаж, я вдруг вспомнил, где еще раньше слышал про этого Барабанова. С бывшим мэром встречался московский корреспондент журнала «Шпигель» Уве Клуссманн. Немецкий журналист прибыл в Иркутск на два дня — специально для посещения колонии № 3. В ней отбывают наказание только бывшие сотрудники госаппарата и силовых структур. До недавнего времени иркутская колония № 3 являлась в стране единственным исправительным учреждением, где отбывали свои сроки такие осужденные. В конце 1990‑х годов где-то на западе России создали еще три колонии для госслужащих, но все три — общего режима, куда отправляют за менее тяжкие преступления. Колония в Иркутске — строго режима. Сюда попадают на длительные срока.

Поэтому интерес представителей доморощенной и зарубежной прессы к иркутской колонии вполне объясним. В тот день Уве Клуссманн, пройдя кордон из стальных дверей, оказавшись наконец на территории исправительного учреждения, задал мне вопрос о Сухомлинском.

— Кто это такой?

На фасаде одного из корпусов крепился огромный плакат, поучавший осужденных, как надо жить, и подпись под текстом: «Сухомлинский».

— Дзержинского знаю, а вот Сухомлинского — нет, — развел руками немец.

— Это педагог, воспитатель.

Немецкий журналист вполне понятно говорит по-русски, поэтому общается без переводчика. Оглядевшись, он нашел новый плакат, заинтересовавший его.

— «Как стать настоящим человеком», — прочитал Уве, разглядывая с десяток пунктов-рекомендаций.

Достав блокнот, он пробормотал:

— Это очень интересно. Надо записать. Кстати, а кто автор уже этого плаката?

— Дейл Карнеги, — подхватил вопрос заместитель начальника колонии Александр Иванович Ильин.

— Кто-кто? — переспросил корреспондент.

— Карнеги. Дейл, — уже с паузой, опять ответил Ильин. — Знаете такого?

Поднявшись по крутой лестнице, мы зашли в библиотеку. За стойкой на выдаче книг стоял среднерослый осужденный в черной робе с нашитой на груди биркой.

— А что читают? — поинтересовался иностранец.

— Да что читают… про самих себя читают! «Записки из мертвого дома» — вот что читают, — опять отозвался Ильин.

Выйдя из библиотеки, зашли в молельную комнату, потом в один из отрядов, затем — в столовую.

Когда «экскурсия» по недрам исправительного заведения подошла к концу, начальник колонии Валентин Иванович Степанченко распорядился привести кого-нибудь из осужденных.

— Разговаривать с ними будете? Как живут здесь, нет ли жалоб у них?

Журналист кивнул головой.

— Ну, хорошо, тогда ты, — и полковник обратился к стоявшему рядом сотруднику, — приведи… гм, знаешь кого приведи… там у нас два бывших мэра сидят — их веди, и еще одного приведи…

Полковник назвал фамилию.

Спустя пять минут в тесное помещение зашли трое осужденных. Сели на скамью, напротив — журналист.

— Можно я вас расспрошу, — начинает Уве, — вот вы, например, как сюда попали?

Сидящий по левую руку от журналиста осужденный нехотя отвечает:

— За утечку информации.

— А где вы работали?

— В ФАПСИ.

— Это федеральное агентство правительственной связи? Правильно я понял? Вы там работали?

— Да, именно там.

— А куда утекала информация?

— В БНД.

— В БНД? В разведслужбу эФ-эР-Гэ?

— Совершенно верно.

Ошалев от того, что перед ним сидит немецкий шпион, корреспондент «Шпигеля» решается произнести то, о чем он думает в этот момент, вслух:

— Значит, вы — немецкий шпион!

— По приговору суда — да.

Уве Клуссманн переводит дух, собираясь с мыслями. Для немецкого журналиста встретить в русской колонии немецкого шпиона — настоящая удача.

— А вы по национальности… кто? — продолжает интервью корреспондент.

— Русский.

— А в Германии бывали?

— Я родился там.

— О, неужели?

— Да, я жил в Германии. До девяти лет. Вместе с родителями.

— А с какого вы года рождения?

— Сорок девятого.

— Ваш отец был военный?

— Да.

— И проходил службу в Германии?

— Совершенно верно.

— А потом…

— Потом мы уехали в Россию — тогда еще Советский Союз.

Записывая ответы собеседника в блокнот, журналист не удерживается от комментария:

— Девять лет — это много. И у вас, конечно, остались хорошие воспоминания о Германии? Да? У вас там были друзья?

— Ну, как вам сказать. Я уже ничего не помню о том периоде. Давно это было.

— А немецкий язык вы знаете?

— Знал раньше. Но тоже уже не помню.

— А сейчас, когда вы находитесь в колонии, и осуждены за передачу данных германским спецслужбам, Германия вам как-то и чем-то помогает?

— Нет, не помогает. Ну, если бы я действительно работал на германскую разведку, то полагаю, что ваша страна сейчас бы обо мне не забыла.

Второй из троих осужденных, вызванных на интервью, оказался более разговорчивым.

— Записывайте, — сказал он, — мне скрывать нечего. Я занимал должность мэра в одном из городов Сибири. И вместе со своими помощниками вскрыл большие нарушения, которые происходили в нашем городе. Несколько фирм незаконным путем приватизировали почти все промышленные предприятия в городе. Нажили на этом огромные состояния. Я обратился в прокуратуру города, но прокурор спустил мою инициативу на тормозах. Попросту он отказался заниматься этим делом. Я написал в Генеральную прокуратуру, которая взяла под защиту прокурора города и тоже отказалась давать ход делу. А потом меня обвинили…

— В чем обвинили?

— Мне скрывать нечего, я этой взятки не получал…

— Это интересно, — пробормотал Уве, и посмотрел на третьего осужденного. — А вы за что сидите?

— За обвинение в заказном убийстве.

— Кого убили? Если можно узнать, — добавил журналист.

— Я не хочу об этом говорить.

— А где работали?

— Я был мэром в Красноярском крае.

— И на сколько лет вас осудили?

— На двенадцать.

— А чем вы занимаетесь в колонии? Вы где-нибудь здесь работаете?

— Работаю. В тарном цехе.

— В какой должности?

— По рабочей специальности. А вообще я больше не хотел бы ни о чем разговаривать. Все здесь нормально. Кормят хорошо, работу предоставляют. Что еще нужно? Поскорее отбыть срок и вернуться домой.

— А как это можно — поскорее?

— Ну, хорошо вести себя, не нарушать дисциплину, и тогда тебя смогут перевести на условно-досрочное освобождение.

…Выходим из зоны. Гремят тяжелые двери, оббивающие металлические косяки. Где-то лают собаки.

Начальник колонии Валентин Иванович Степанченко приглашает в свой кабинет. Снимает с телефонного аппарата трубку и командует невидимому абоненту:

— Отправляй его в мой кабинет.

Через несколько минут в дверях появляется человек в робе.

— Вызывали, гражданин полковник?

— Вызывал. Вот из Москвы приехал корреспондент журнала «Шпигель», если хочешь, можешь с ним пообщаться. Можешь на что-нибудь пожаловаться… если желаешь.

— Ни на что не буду жаловаться, все устраивает.

Валентин Иванович с удивлением смотрит на осужденного.

— Я Уве Клуссманн, журнал «Шпигель», московское бюро, — говорит корреспондент, — вас можно расспросить? Можно вас сфотографировать? Я буду писать статью об этой колонии.

— Фотографировать? Ни в коем случае!

— Почему?

— Меня в Москве многие знают…

— А можно спросить вашу фамилию?

— Да не скажу! Ни за что на свете.

— Статья выйдет в журнале «Шпигель». Это немецкий журнал… его в Москве не читают.

— «Шпигель»? Да очень хорошо читают… мои бывшие коллеги.

— Ваши коллеги? А где вы работали?

— В КГБ, сейчас это ФСБ.

— И в КГБ читают «Шпигель»?

— О, еще как читают! Там все читают!

— А можно вас еще спросить: вы кем там работали?

— Послушайте, что вы мне все вопросы задаете? У вас там, наверное, где-то микрофон спрятан. Да?

— Нет, нет. Никакого микрофона. Я спрашиваю вас просто так.

— Как — нет микрофона? Уж меня-то вы не обманывайте. Я двадцать лет в КГБ проработал, знаю, как это делается.

— А сейчас прочему вы здесь?

— Как — почему? По приговору. Осужден на четыре года. Сейчас перевелся на условно-досрочное освобождение — в колонию-поселение. Интервью не хочу давать принципиально: у меня в Москве много знакомых, прочитают, увидят, пойдут слухи, сплетни. А зачем мне это? Потому что после освобождения я рассчитываю вернуться на свою работу.

Журналист оглянулся на полковника Степанченко.

— Поселение находится при нашей колонии, — пояснил Валентин Иванович.

Когда осужденный вышел из кабинета, полковник добавил:

— Сидит за взятку. Занимал в ФСБ крупную должность.

— Он говорит, что хочет вернуться на свою должность? А сможет он это сделать?

— Не знаю. Но раз так говорит, значит, на что-то рассчитывает.

Уже на улице, когда мы вышли за пределы двора, примыкающего к штабному зданию, Уве поделился первыми впечатлениями:

— Я уже знаю, как начну свою статью. Начну с рассказа о том парне, который работал на немецкую разведку. Интересный случай! Так и напишу: «Он родился в Германии, а теперь сидит в русской тюрьме!» Думаю, он действительно сотрудничал… что-то у него такое было с ними. Они ведь тоже психологи: ищут тех, кто бывал в Германии, оставил о ней приятные воспоминания…

На какой-то момент смолкнув, он вдруг всплеснул руками:

— А скажите, это вы специально подстроили: немецкий журналист берет интервью у немецкого шпиона. Ха-ха, это очень забавно!

Прощаясь, Уве обещал выслать номер журнала, в котором будет напечатана статья о колонии.

Спустя месяц в моем кабинете раздался телефонный звонок, напомнивший о той «экскурсии» по зоне.

— Алло? Это Александр Викторович? Вас беспокоит корреспондент швейцарской газеты «Вельтвохе» Штефан Хилле. Я и мой фотограф Александра Штарк хотели бы посетить исправительную колонию номер три.

— Для этого нужно разрешение нашего главка.

— Такое разрешение есть. Я обращался в Москве в ГУИН, и мне подтвердили, что я могу посетить вашу колонию.

Обычно представитель главка заранее звонит мне, сообщая о грядущих визитах иностранных журналистов. Свои слова он подтверждает бумагой, которую отправляет факсом. Там четко и ясно указывается, кто и зачем обращался в главк, тут же резолюция начальства на обращение, и если вопрос решен положительно, то оговаривается срок предстоящего посещения.

Однако в последнее время никакой бумаги из Москвы не поступало. Хотя могло оказаться и так, что она затерялась где-нибудь в недрах служебных кабинетов. На всякий случай я поинтересовался у телефонного собеседника:

— Вы когда хотите прилететь в Иркутск?

— Мы уже прилетели.

Возникла пауза — с моей, конечно, стороны. Сразу двое иностранных журналистов, свалившихся как снег на голову, желающих побывать в колонии строгого режима для бывших госслужащих, отбывающих наказание за крупные взятки, шпионаж, заказные убийства — это для Главного управления исполнения наказаний в далеком Иркутске является чрезвычайным происшествием. Надо было что-то предпринимать, и я взял инициативу в свои руки.

— Хорошо, приезжайте к нам, в Управление, — назвав адрес, я поинтересовался. — А почему у вас интерес именно к третьей колонии?

— Я сейчас объясню. Недавно в Москве я разговаривал с коллегой-журналистом из журнала «Шпигель» Уве Клуссманном — вы его тоже знаете — так он очень интересно рассказывал про вашу колонию. На Западе таких колоний — для бывших госслужащих — нет. Поэтому я хочу написать об этом для своей газеты.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «От Александровского централа до исправительных учреждений. История тюремной системы России» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я