У автора трое детей, четверо внуков и внучек на этот час. Семейная команда участвовала в городском конкурсе «Крепка семья – крепка Россия» и дважды занимала первое место. В последнем конкурсе выиграли автомобиль и крупную сумму денег. Будучи психологом-консультантом, автор видел семейные проблемы у своих уже взрослых детей и ему захотелось помочь и детям, подарив им научно-популярную книгу. В книге множество полезных психологических техник, очень нужных для личностного роста, для выработки умения достигать цели и чтобы максимально приблизиться к счастливому состоянию.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Семью создать на счет пять и зажить счастливо! предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Счет «пять»: самопрограммирование и главные техники для достижения цели
Главные понятия на счете «пять» — это самопрограммирование и самогипноз. Чтобы доходчиво объяснить их смысл, я возьму в помощники знаменитые книги: Джо Диспенза «Сила подсознания, или Как изменить жизнь за 4 недели» [5] и Валери Остин «Самогипноз. Как раскрыть свой потенциал, используя скрытые возможности разума» [15].
Начнем с Диспензы.
«Человеческий мозг удобно сравнивать с компьютером. В настоящее время у вас уже есть все необходимое оборудование, чтобы изменить себя и свою жизнь. Но как им воспользоваться и корректно установить новые программы?»
«Эта книга научит вас проникать в сферу подсознания и перепрограммировать его, используя новые схемы. По сути, вам предстоит разучиться думать по-старому, т. е. разрушить прежние паттерны мыслей и чувств и перенастроить мозг на новые, соответствующие желаемому состоянию. Изменившийся мозг изменит и тело, так как эти сущности не могут действовать вразнобой — напротив, должны гармонировать друг с другом. Вот это и есть переломный момент — теперь вы действительно создаете себя сами!»
Если мы улучшаем, совершенствуем, излечиваем себя, закладывая в ум новые группы мыслей, новые программы поведения, значит, мы занимаемся самопрограммированием.
Термин «самопрограммирование» пришел в психологию из компьютерной сферы и получил право на жительство в «новом психологическом районе» под названием «самопомощь».
А теперь слово известному практикующему гипнотерапевту Валери Остин:
«Термин “самогипноз” близок к понятию “самовнушение”, введенному в начале 1900-х годов французским фармакологом Эмилем Куэ. Его так впечатлила сила гипноза, что он решил сделать ее доступной людям, научить их исцелять свои болезни без помощи гипнотизера. Так общество впервые познакомилось с идеей самогипноза. Чтобы не путать свое учение с собственно гипнозом, Куэ назвал его “самовнушением”, однако прошло время и мы снова используем термин “самогипноз”. Куэ учил пациентов входить в состояние транса и делать себе внушения, сформулированные в виде коротких предложений. Поразительные результаты новой доктрины вызвали в Париже бурю восторга, которая быстро перекинулась на США и Великобританию, и везде самовнушение работало удивительно успешно».
Перед тем как изложить алгоритм достижения цели, стоит заметить, что его автор — коллективный разум: десятки лет множество практических психологов и просто любознательных людей по всему свету штурмовало проблему, как материализовать желания, как достичь цели. Опытным путем были найдены успешные приемы, и тем не менее стопроцентного результата для всех людей получить никогда не удавалось. Это означает, что не все важные факторы учитываются в «достигаторской» технологии, не все люди реально хотят достичь выбранной умом цели, потому что на бессознательном уровне их все устраивает. Также далеко не все способны работать над собой и выполнить даже тот минимум, который предписывает им стандартный алгоритм.
Хороший, добротный вклад в практику достижения целей и в работу со своей бессознательной частью ума вложил наш российский психолог Александр Свияш [16]. Знакомство с его книгами принесет, на мой взгляд, большую пользу каждому, кто любит работать над собой.
Нет никакого резона заниматься «археологией»: кто из мировых ученых, что и когда в этот алгоритм вложил. Однако наиболее известные методики достижения целей я проанализирую в отдельном разделе.
Действие первое: выявить цель из проблемы и найти критерий ее достижения
Откройте новую тетрадь и назовите ее, например, «Дневник осознания» или «Путевой дневник: личностный рост» — как вам нравится; поставьте дату начала работы (это нужно для статистики, анализа и обобщений). Изложите на бумаге те обстоятельства, которые вы хотите изменить; сформулируйте цель.
Пишите сначала все ручкой в тетради, чтобы бессознательное через мелкую моторику уже загружалось этой задачей, а потом, для удобства, перенесите заметки на компьютер.
Запишите условия, при выполнении которых цель будет считаться вами достигнутой. Например, это может быть регистрация брака, совместное проживание и ведение хозяйства более года, рождение детей. Важно, чтобы критерий достижения содержал социальные факты.
Действие второе: освоить саногенное мышление
Мы часто слышим в общении с друзьями, родственниками, на работе фразы: «Я обиделась!», «Он постоянно меня обижает!», «Я, конечно, не обижаюсь, но только абсолютная дебилка так себя ведет!».
Складывается впечатление, что обида — частый «гость» в нашей эмоциональной жизни! Давайте же познакомимся с ним поближе и выясним его роль.
Заглянем в «Словарь современного русского языка» [19].
«Обида, ы, ж. Несправедливо причиненное огорчение, оскорбление; чувство, вызванное таким огорчением».
Многим кажется, что обида — дело житейское, обыденное. Но насколько обиды вредны для психического и физического здоровья? И если вредны, то как уменьшить ущерб? Нужно ли работать с обидами ежедневно? Нужно ли тратить на исцеление от обид время и деньги?
Эти и другие вопросы изучал известный российский психолог Юрий Орлов — создатель теории и практики саногенного мышления (СГМ), то есть мышления здорового, гармоничного человека (в отличие от патогенного мышления, ведущего к болезням) [14].
Я очень рекомендую каждому освоить метод Юрия Орлова. Саногенное мышление ориентировано и на специалистов, и на «сам-себе-психологов».
Теория и практика СГМ имеет общие точки соприкосновения с когнитивно-поведенческой терапией, но сильно отличается в принципах, по причине чего она стала самостоятельным направлением в психологии.
В направлении СГМ успешно продолжили работу другие талантливые психологи, например, С. Н. Морозюк и Ю. В. Морозюк. В своей книге «Десять шагов исцеления от обиды. Практикум по развитию саногенного мышления» [12] авторы изложили свой опыт применения этого простого, но эффективного метода. Поскольку мы будем активно использовать СГМ в работе с обидой и гневом, стоит познакомиться с методом поближе, опираясь при этом на тезисы этих превосходных специалистов.
Эмоциональное состояние — это результат мышления.
1. Уместность мыслительных операций.
Патогенное мышление не является нарушением. Оно использует те же мыслительные операции, что и саногенное и научное, как то: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение. Однако даже правильное мышление может причинить вред здоровью. Но почему? С точки зрения поведения, оно может быть уместным или неуместным. Например, мыслительная операция «сравнение» в сфере человеческих отношений в одном случае вызовет чувство самоуважения, а в другом — зависть и обиду, что тут же приведет к стрессу. И при этом мыслительная операция в силу привычки может не осознаваться. Значит, патогенное мышление не только неуместное, но и бессознательное.
2. Принцип самоосознания.
В эмоциональном состоянии человек частично или полностью мыслит автоматически, бессознательно; это результат накопленного опыта проживания эмоций. Если направить внимание на ход своих мыслей, осознавая их, можно отыскать, в каких же случаях наше мышление неуместно.
3. Превращение обыденного мышления в научное.
Осознание чего-либо предполагает не только поиск бессознательного процесса, но и взятие его под контроль и, разумеется, управление. Если человек осознал, как устроена обида, он может ею управлять. Знание того, как работает эмоция, привнесено в СГМ из научных психологических исследований, поэтому саногенное мышление превращает обыденное мышление в научное.
Болезни сильно обидчивых людей:
«Обида — это негативное эмоциональное состояние, это эмоциональный стресс. При любом стрессе активизируются все защитные функции организма, и поэтому кратковременный стресс даже полезен. Но если стресс от обливания холодной водой с целью закаливания организма длится не больше минуты, то эмоциональный стресс может продолжаться часами, днями, неделями и годами благодаря эмоциональной памяти и умственной привычке возвращаться в травмирующую ситуацию (воспоминания). Обида может вызываться мыслями о прошлом общении. У одного обида сжимает сердце, у другого — сфинктер желчного пузыря, организм третьего реагирует на обиду пищеварительно, выбрасывая желудочный сок в пустой желудок. Такая реакция организма на стресс приводит к функциональному нарушению работы всех его систем. Так называемые психосоматические заболевания — результат чрезмерных и продолжительных негативных эмоций обиды, вины, зависти, страха неудачи и других переживаний. Продолжительный стресс истощает иммунную систему. И тогда ворота организма открываются для болезней».
«Обида активизирует защитное поведение человека, самыми древними формами которого являются бегство и нападение, вызываемые реакциями страха и гнева. Поскольку от обиды не убежишь, то остается лишь нападать. В одних случаях мы в обиде гневаемся. Разряжаясь в гневном поведении, мы облегчаем страдание от обиды, и поэтому обиженные зачастую злы и агрессивны. В других случаях мы бессознательно включаем программы защитного поведения, которые лишь локально, в ситуации здесь и теперь, облегчают наше страдание от обиды. Однако, если обидчик любим, мы гневаемся на того, кого любим, и поэтому сдерживаем себя от явного нападения, нападая на обидчика в уме. Эта умственная агрессия на фоне сдерживаемого гнева создает сильнейшее психическое напряжение, разрушает душу (душевный конфликт «люблю и ненавижу») и тело человека. Обидчивые люди всегда злы и больны. Кроме того, обижаясь, мы вспоминаем все прошлые обиды. Они легко всплывают из глубин бессознательного и вовлекают нас в ссору или депрессию. Не желая портить отношения с любимыми, близкими, значимыми людьми, мы сдерживаем гнев, а он стимулирует память на обиды. Обидчивые сдержанны и злопамятны. Вместо того чтобы расходовать свою психическую энергию на творчество, социальный успех, мы тонем в омуте своих негативных воспоминаний и патогенных (приводящих к болезни) переживаний» [13].
Но каким образом возникает обида? При каких условиях?
Обида возникает в тех случаях, когда близкий или чужой, но значимый для нас человек ведет себя не так, как мы от него ожидаем. А причина этого — наша умственная привычка заранее приписывать другому человеку определенное поведение, которое мы считаем правильным.
1. Связывающие чувства.
Чем больше мы связаны чувствами с другим человеком, тем в большей степени он может стать источником хороших или плохих эмоций.
2. Подобие.
Чтобы обидеться, нужно признать обидчика подобным, равным себе, ведь «на дураков не обижаются»; мы не обижаемся на тех, кого считаем гораздо глупее себя или, например, ущербнее. Кто обидится на инвалида-колясочника, даже если он тысячу раз неправ и оскорбил вас? Взрослый человек не обидится на трехлетнего ребенка, если тарелка с манной кашей ненароком окажется на выходном платье.
3. Соглашения.
Это наличие устоявшихся отношений и явных или неявных (по умолчанию) соглашений. К примеру, если ваш муж без всякого письменного или устного соглашения всегда целовавший вас перед уходом на работу, вдруг забыл это сделать, вы можете обидеться. У вас возникнет обида по отношению к близкому другу, которому вы бескорыстно помогали, а он отказался помочь вам.
Как вы убедились, обидчиками являются близкие, любимые, друзья. Когда нет перечисленных выше условий, обида невозможна.
А какие чувства возникают в тех ситуациях, когда к нам очень плохо, оскорбительно, унизительно отнеслись чужие, посторонние, не значимые для нас люди? Будет возмущение, гнев, но не обида!
Мы понимаем, что у всего в организме и психике есть своя роль. В чем же роль обиды?
Функции обиды: сигнальная, адаптационная, управленческая.
Когда мы обижаемся, наши близкие испытывают чувство вины за то, что обидели нас. Желание избавиться от чувства вины, не менее болезненного, чем обида, заставляет наших любимых изменять свое поведение.
С помощью обиды слабые управляют сильными. Например, дети, обижаясь, наказывают родителей за каждую ошибку в отношениях. Обида, разумеется, — это детский, инфантильный способ управления окружающими. А у незрелых людей обиду порождает нетерпимость к окружающим; удивляет упорство, с которым взрослые программируют поведение другого человека, отказываясь признать его свободу и индивидуальность. Поэтому нетерпимость у взрослых — это свойство инфантильное. Но в детском возрасте упрямство и нетерпимость — этап самоутверждения, форма познания.
Опасность в том, что, научившись в детстве управлять с помощью обиды поведением любимых, взрослый человек действует точно так же: он все время обижается и «виноватит» других. Это создает постоянный стресс в отношениях. Неосознаваемые умственные привычки, вызывающие обиду, начинают управлять нами, разрушая наше здоровье, отношения с близкими, семью, счастье.
Обидчивость — показатель незрелой личности. Ибо «люди мелкого ума чувствительны к мелким обидам, люди большого ума все замечают и ни на что не обижаются» (Ларошфуко).
Ну что ж, теперь все понятно! Ясно, что с высокой обидчивостью ни здоровым, ни социально успешным не станешь! Но возникает интересный вопрос: обиду нужно полностью изводить или можно чуть-чуть оставить? Лишаясь любого чувства, мы становимся эмоционально беднее, выхолащиваемся. Это и невозможно сделать на сто процентов! В каких-то ситуациях обида может сыграть и полезную роль; поэтому небольшая обидчивость — это норма. В СГМ главной задачей является не искоренение обиды, а ее ослабление, погашение.
Какие же приемы исцеления от обиды существуют в практике СГМ?
Основным методом является аутопсихоанализ, по-простому, самоанализ деятельности ума, которая порождает обиду. Этот самоанализ совершается человеком путем размышления над конкретной патогенной эмоцией.
Давайте поразмышляем в нашем самоанализе над обидой.
Основные пункты:
1. В состоянии спокойствия отстраненно (как бы со стороны) вспомните и просмотрите свое поведение и мысли в то время, когда вы обиделись.
2. Проанализируйте свои ожидания относительно поведения другого:
• Откуда берутся мои ожидания?
• Насколько они реалистичны?
• Существует ли возможность скорректировать их в направлении большей реалистичности?
• Может ли близкий человек соответствовать этим ожиданиям?
• Знает ли он о них?
• Что мешает мне совершить коррекцию, чтобы устранить это несоответствие?
3. Примите другого таким, каков он есть:
• Почему он так поступает?
• Каковы его мотивы?
• Может быть, он не знает моих ожиданий? А если знает, то почему не желает им следовать?
• Или меня он сейчас не любит?
• Или у него другие интересы, другие намерения и желания?
• Может быть, ему просто не хочется делать то, что он усматривает в моих ожиданиях?
Я отказываюсь оценивать и судить другого, так как, оценивая другого, я сравниваю его личность с каким-то стандартом.
Я понимаю, что саногенное мышление заключается не в осуждении обидчика, а в его оправдании, в поиске оснований для оправдания, в глубоком понимании этого человека.
При мысли, что обидчик неправ, несправедлив, а по моим ожиданиям он должен быть правым и справедливым, рассогласование в моей душе увеличивается и усиливает мою обиду.
Если хоть как-то мне удастся ответить на эти вопросы, то моя обида ослабнет.
4. Сыграйте обиду. Обижайтесь, зная, что сейчас вы исполняете роль главного героя.
Отработав три пункта, вы ослабили обиду, а продолжая в «театре» ее проигрывать, вы ее погашаете, потому что в имитации ваша психика освобождается от патогенного эмоционального заряда.
В книге по психологической самопомощи, как вы уже знаете, я даю простейшие, но очень полезные техники разных авторов, в том числе и свои. Впереди вас ожидает простая техника по прощению обид с применением самогипноза. Но в общем разделе я приведу сложную и гораздо более эффективную технику работы с обидой из практикума С. Н. Морозюк и Ю. В. Морозюк.
Шаг 1.
Вспомните свежую обиду, опишите в дневнике обстоятельства, обстановку, облик обидчика. Вспомните и запишите мысли, которые возникли у вас в состоянии обиды.
Шаг 2.
Составьте список людей, на которых вы обижаетесь (список А). Для каждого имени напишите ситуации обиды (список Б).
Шаг 3.
Проанализируйте каждую ситуацию по следующим пунктам:
1. Опишите ваши ожидания относительно поведения близкого человека, на которого вы обижены: какими должны быть его речь, действия? Как он проявит свои чувства к вам в вашем воображении?
2. Опишите реальное поведение вашего обидчика, которое причинило вам боль: его речь, выражение лица, манеры, действия. Ответьте себе на вопрос: «От каких поступков должен воздержаться близкий мне человек?»
3. Опишите черты характера, личности человека, которые вызывают у вас переживание обиды.
4. Опишите, каким должен быть ваш близкий человек, чтобы вы на него не обижались.
Шаг 4.
Оцените по десятибалльной системе силу вашей обиды в данный момент, где за ноль берется отсутствие обиды, умиротворенность, а 10 — обида, которая вас ранит максимально.
Шаг 5.
Определите характерный для вас стиль умственного поведения во время переживания обиды и содержание ваших психологических защит.
Шаг 6.
А теперь отдохните. Возьмите лист чистой бумаги, акварельные краски. Выберите из палитры тот цвет, который соответствует вашему эмоциональному состоянию здесь и теперь. Нанесите на лист цветовые пятна, любые фигуры и линии, которые вы хотите. Не пытайтесь сделать из рисунка шедевр. Ваша задача в данный момент — отразить в цвете и форме ваше переживание. Таким образом, вы создадите лист эмоции, или лист неблагополучия. Положите его в дневник осознания. При необходимости, когда вы будете переживать подобные эмоции, вы сможете снова к нему вернуться; собирая и анализируя такие листочки, можно сделать интересные и полезные обобщения.
Теперь возьмите второй лист чистой бумаги и снова нанесите тот цвет, который соответствует вашему эмоциональному состоянию сейчас, после работы с первым листом. Трансформируйте изображение любым способом (сложите лист пополам, а затем разверните его, посмотрите на то, что получилось, добавьте светлых красок, измените формы и так далее). Творите, будьте свободны в своих замыслах.
Шаг 7.
После работы со вторым листом снова оцените по десятибалльной системе силу вашей обиды в данный момент. Если ваше эмоциональное состояние на шкале выражено цифрой менее трех баллов, то переходите к следующему шагу: аутопсихоанализу обиды.
Шаг 8.
Входим в состояние покоя. Вспоминаем то место и время, когда вы были счастливы, спокойны, и находимся несколько минут в этом состоянии.
Шаг 9.
Начинайте думать о вашей обиде, с которой сейчас работаете. Отследите эмоциональное состояние на данный момент. Если оно по-прежнему остается спокойным, то приступайте к размышлению над переживанием обиды — аутопсихоанализу, то есть переходите к шагу 10. Если же вы почувствовали, что обида активизировалась и набирает силу, то повторите шаги 4 и 6, затем измерьте силу обиды на шаге 7, и, если она меньше трех баллов, начинайте аутопсихоанализ.
Шаг 10.
Продумайте обиду и задайте себе вопросы:
• Как он (она) должен был вести себя?
• Откуда берутся мои ожидания?
• Насколько они реалистичны? Может ли близкий человек соответствовать этим ожиданиям?
• Знает ли он о них?
• Какие стереотипы лежат в основе моих ожиданий?
• Какие проекции лежат в основе моих ожиданий?
• Существует ли возможность скорректировать их в направлении большей реальности?
Если хоть как-то ответить на эти вопросы, то обида уменьшается. Цель техники достигнута.
В следующий раз, находясь в спокойном состоянии, выбирайте следующую ситуацию из списка Б и выполняйте новые 10 шагов.
С гневом невозможно справиться, сдерживая его. Таким образом, мы лишь накапливаем его разрушительную силу. Нам важно научиться управлять энергией гнева через осознание причин, его вызывающих. Это, например, может быть препятствие на пути удовлетворения нашего желания, негативная эмоция (обида), трансформированная в гнев, а затем в агрессию.
Гнев поддерживается убеждением в том, что другой человек должен вести себя так, как вам надо. Чем сильнее вы его любите, тем в большей мере склонны лишать его свободы и самостоятельности. Поэтому принятие близкого человека свободным и вольным поступать так, как он считает необходимым, является одним из условий уменьшения собственной гневливости.
1. Я признаю свободу другого действовать по-своему и мне вопреки.
2. Другой не обязан удовлетворять мои желания. Признавая его свободу, я получаю больше радости, когда он свободно удовлетворяет мои желания.
3. Признание свободы другого возможно при сдерживании желаний, при установке непривязанности к предмету своей потребности.
4. Необходимо осознавать последствия своего гнева и агрессии. Представьте, что ваш гнев утолен, но также подумайте о позитивных последствиях.
5. Вымещение гнева на нейтральном объекте. С силой сомните лист бумаги и швырните подальше, нарисуйте свой гнев красками на бумаге и не церемоньтесь — бумага все стерпит, поколотите подушку или боксерскую грушу. Главное — угасить энергию гнева, не причинив никому вреда.
6. Осознание вреда длительного гнева. Гнев разрушает тело, если он не проявляется в агрессивном поведении. Любая эмоция причиняет вред с того момента, как она стала возбуждать гнев и агрессию.
Как же размыслить самоубийственное желание унижать себя?
Для этого нужно осознать, понять и откорректировать свою так называемую Я-концепцию. Что это за мудреная штука? Ничего сложного! Это всего лишь то, что вы думаете о себе; это образ себя.
Чтобы разобраться, как вы докатились до такой жизни, что безжалостно уничижаете (практически уничтожаете) себя, вам нужно поработать с представлением о себе. Это делается с помощью большого количества вопросов. Каких? Читайте дальше!
1. Мне стыдно потому, что мое поведение, моя принадлежность к какой-то социальной группе не совпадает с моими представлениями о самом себе. Какие ожидания не совпадают с тем, что имеется в моей жизни?
2. Мне сейчас стыдно. Почему? Что стоит за этим чувством? Какая мысль?
3. Я оказался не таким умным, как ожидал? Не таким красивым? Не таким богатым? У меня не такие родственники, как я сейчас хочу? Запишите все несовпадения в дневник осознания (ту тетрадь, которую вы взяли для работы над собой).
4. Теперь запишем в тетрадь качества, противоположные найденным, и внесем их в свою Я-концепцию. Ваша откорректированная Я-концепция содержит в себе новые качества: я умный, богатый, хорошо одет, принадлежу именно к той группе людей, к которой хочу принадлежать.
5. Я страдаю от стыда, уничижаю себя потому, что не могу смягчиться, принять себя плохим, грешным, несовершенным, не соответствующим положениям моей Я-концепции. Я осознал это! Я смягчаюсь по отношению к себе, я прощаю себя и принимаю таким, какой я есть, ведь я уникален и поэтому достоин любви! Теперь я свободен от чувства неполноценности, стыда, вины! Я себя не сужу! Я себя очень люблю!
На шаге 5 требуется найти стиль, то есть характер, суть умственного поведения во время обиды и содержание психологической защиты. Осознавая мыслительные действия при психологической работе с обидой, мы и найдем и то и другое.
Знать свои защиты очень важно! Нужно понять, от кого и от чего вы психологически защищаетесь.
1. Агрессия против себя.
Аутоагрессия не только проявляется в желании наказать себя, но и выражается в поведении: в блокировании жизненно важных потребностей, лишении себя пищи, любви, свободы и всего того, что может принести радость. В крайних формах она проявляется как мазохизм — переживание удовольствия от причинения себе страдания. Умственная агрессия против себя выражается через самоуничижение, через злорадство по отношению к собственным промахам.
2. «Самоуничижение Я».
Это один из вариантов агрессии против себя. Самоуничижение — это болезненная слабость души. Человек духовно сломался и согласен быть плохим. Если мы не сможем конструктивно, саногенно размыслить желание унижать себя, то потребность в самоуничижении будет полностью блокировать развитие личности, способностей, ощущение радости. Привычка постоянно обвинять и унижать себя превращает человека в жертву обстоятельств, в «девочку (мальчика) для битья».
3. Апеллирующее поведение.
Оно предполагает введение в общение третьего, реального или воображаемого, участника, авторитета, который по умолчанию признается способным оказать влияние на это общение. С помощью такого авторитета, посредника человек пытается управлять эмоциями другого человека: убеждать его, заставлять что-то сделать, манипулировать им, вызывая чувство стыда, вины. В качестве авторитета выбирается обычай, закон, знаменитые люди, знакомые, религиозные авторитеты, Бог.
4. Рационализация «обесценивание объекта».
Рационализация — интеллектуальный подход к оценке своего поведения и поведения других с целью оправдать его и снять таким образом внутренний конфликт.
Рационализация «обесценивание объекта» происходит в форме переоценки эмоциональной угрозы, собственных ценностей, в результате чего снимается психологический дискомфорт и повышается самооценка. Однако это происходит за счет искажения реальной картины, и причины внутреннего конфликта не осознаются. Переживая обиду, мы часто используем такую защиту и обесцениваем другого человека: «Найду кого-нибудь другого! Есть и получше!» Сначала мы обесцениваем людей, потом что-то еще в нашем мире, тем самым опустошаем собственную жизнь.
5. Рационализация «Внешние обстоятельства».
«Рационализация обстоятельствами» проявляется в том, что человек оправдывает собственные неприемлемые желания, убеждения, поступки; он объясняет их какими-нибудь внешними обстоятельствами. Он психически защищается, потому что осознание истинного их содержания может привести к снижению чувства собственной ценности, повышению тревоги. Например, он псевдообъясняет свою агрессивность как активность, безразличие как независимость, скупость как бережливость. Объясняя себе и другим причины своего неэффективного или, например, агрессивного поведения внешними обстоятельствами, мы лишаемся возможности конструктивно изменять ситуацию, развивая тем самым свою личность.
6. Проекция на других.
Проекция — очень распространенный способ психологической защиты. Это процесс, посредством которого человек приписывает собственные неприемлемые мысли, чувства, мотивы, поступки другим людям. Таким образом, проекция позволяет человеку возлагать вину за свои недостатки и промахи на кого-нибудь или на что-нибудь. К примеру, молодая женщина, не осознающая того, что борется с сильным сексуальным влечением, подозревает каждого, кто с ней встречается, в намерении ее соблазнить. Студент, который не смог хорошо подготовиться к экзамену, приписывает свою низкую оценку предвзятости преподавателя и плохому качеству его лекций.
Проекция способствует построению неправильных, нереальных ожиданий относительно поведения других людей, усиливает интрапсихический (внутренний) и межличностный конфликт.
7. Уход из ситуации.
Это сознательное избегание любой тревожащей информации, любых стрессовых ситуаций и конфликтов, игнорирование проблемной реальности. Человек, избегая сложных ситуаций, которые, как ему кажется, угрожают его психике или, например, в которых может пострадать его самооценка, уходит от возможности конструктивного их разрешения, упуская дополнительные возможности для развития своей личности, повышения эффективности в социуме. Уход из ситуации — это инфантильный способ реагирования, лишь временно облегчающий эмоциональное состояние.
На этом завершаю ваше знакомство с методом СГМ, однако эту очень нужную большинству людей книгу С. Н. Морозюк и Ю. В. Морозюк советую приобрести для более глубокого знакомства и работать с ней постоянно.
Действие третье: устранить когнитивные искажения
Когниции — что это?
«Познание, когниция — совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира» (Википедия).
«Когнитивная психотерапия, или когнитивная терапия, — распространенная форма психотерапии, основанная на предположении, что в основе психологических проблем и психических расстройств человека лежат ошибки мышления, и направленная на изменение нелогичных или нецелесообразных мыслей и убеждений человека, а также дисфункциональных стереотипов его мышления и восприятия» (Википедия).
Основы когнитивной психотерапии заложил Аарон Бек в 1960-х годах. Затем произошло творческое объединение когнитивной и поведенческой психотерапии, и на свет появилась любимая сегодня многими психологами когнитивно-поведенческая терапия (КПТ).
В это же время набирала популярность и рационально-эмоциональная терапия Альберта Эллиса, а поскольку она была по сути «родной сестрой» терапии Аарона Бека, то психологическое мировое сообщество рассматривает их как две важные части когнитивной психотерапии.
Поскольку в этом действии мы будем работать с ошибочными, неконструктивными мыслями, то нужно познакомиться с достаточным количеством терминов из КПТ.
Аарон Бек ввел в свою когнитивную модель психотерапии термин «автоматические мысли». Что же означает данное понятие? Это мгновенные оценочные мысли; возникают они как реакция человека на происходящее событие. Автоматические мысли не являются результатом размышлений, умозаключений, хотя, как правило, принимаются за истину. По своей сути они являются способом быстрого реагирования в опасном мире; это умственный навык мгновенного, а значит, неосознанного получения общей оценки происходящего. Если автоматические мысли пролетают в голове быстро, как пули, то рожденные ими эмоции можно наблюдать «во весь экран».
Автоматические мысли не самостоятельны; они — производное от так называемых промежуточных убеждений, а те в свою очередь порождаются глубинными убеждениями — ключевыми представлениями человека о себе и мире в обобщенном виде; большинство из них формируются в детстве. Глубинные убеждения определяют, какие стратегические цели ставит перед собой человек, его поведение, оценку им своего поведения, его отношение к происходящим с ним событиям и то, как он их объясняет, а также определяет возникновение в уме характерных для каждой ситуации промежуточных и автоматических мыслей и, соответственно, эмоциональных реакций.
Помимо стратегических представлений человека о себе и мире у каждого есть множество тактических, менее важных, но необходимых, мелких убеждений из каждой сферы его деятельности; они и называются промежуточными.
В КПТ выделяются позитивные глубинные убеждения и негативные (дисфункциональные). Аарон Бек и его сторонники описали дисфункциональные глубинные убеждения, соответствующие различным эмоциональным расстройствам и расстройствам личности, и предложили метод реконструкции глубинных убеждений на основе систематического анализа автоматических мыслей и выявления повторяющихся в них центральных тем. Ими были созданы приемы по замене дисфункциональных убеждений на конструктивные, суть их состоит в том, что при этой замене корректируются когнитивные процессы; исправляются мыслительные ошибки.
В рационально-эмоционально-поведенческой терапии А. Эллиса (РЭПТ) понятию «дисфункциональные убеждения» соответствует понятие «центральные иррациональные убеждения».
Аарон Бек выделил две категории негативных глубинных убеждений: беспомощности и неприятия, а через несколько лет его дочь Джудит Бек, ныне профессор, выделила третью категорию таких убеждений — категорию никчемности (бесполезности).
К типичным глубинным убеждениям категории беспомощности относятся убеждения в своем бессилии, уязвимости, ограниченности в средствах, неспособности контролировать ситуацию, слабости, нужде; убеждение в несоответствии окружающим людям по своим жизненным достижениям: в неудаче, провале, неспособности достичь хорошего результата.
К типичным глубинным убеждениям категории неприятия относятся убеждения человека, что он недостоин, нежеланен, не имеет права на любовь окружающих.
Глубинные убеждения категории никчемности узнаются по таким характерным словам, как «бесполезный», «никчемный», «никудышный», «дрянной», «негодный», «потерянный», «аморальный», «безнравственный», «опасный», «токсический», «злой» и т. д.
В соответствии с представлениями А. Эллиса [25], иррациональные убеждения противоречат объективным условиям и приводят к дезадаптации личности. Формирование иррациональных убеждений и установок, как и рациональных, происходит в социуме, то есть они перенимаются от родных, значимых людей из ближнего окружения.
Иррациональные убеждения, как правило, предписывают, каким образом человек должен добиваться желаемого; они в большинстве случаев приносят нам вред, и чем их больше в нашем мышлении, тем сильнее выражены тревожность, чувство собственной ничтожности, подавленность.
В таблице, которую я скопировал из Википедии, привожу наиболее часто встречающиеся иррациональные установки и соответствующие им слова-маркеры.
Коррекция — перевод иррациональных убеждений в рациональные, то есть терапия в понимании КПТ — проводится методом оспаривания дезадаптивных убеждений; логически это делается по тем принципам, которые в античные времена предложил Сократ. Например: «Я хочу получить эту высокооплачиваемую работу». Здесь присутствует рациональное содержание! А в утверждении «Я должен получить эту работу, иначе я ничего не стою» — находится иррациональное содержание. Давайте его оспорим. Для этого зададим существенные вопросы.
Какие у меня есть факты, чтобы доказательно утверждать, что я ничего не стою, если не получу эту высокооплачиваемую работу? Какая логическая связь имеется между действиями при получении этой работы и моей самооценкой? Какие главные факторы определяют мою самооценку? И так далее, пока не будет получено адаптивное, рациональное утверждение; после включения его в нашу житейскую философию, в наше жизненное кредо оно из утверждения становится убеждением и начинает определять наши эмоции и поступки, а значит, и судьбу. Это откорректированное и теперь уже рациональное убеждение может выглядеть, например, так: «Я очень хочу получить эту высокооплачиваемую работу; если я не получу ее, то выясню, что мне нужно наработать в своей профессии, в чем вырасти как специалисту, а затем опять приду устраиваться! Или найду еще лучше в другом месте! Кто ищет — тот найдет! Кто верит в себя — тот достигает!»
Важно знать, что РЭПТ не нацеливается на то, чтобы полностью убрать негативные чувства. РЭПТ утверждает, что чувства бывают уместными и неуместными. Печаль, нерешительность, раздражение — уместные чувства, имеющие важную роль в жизни каждого человека. А страх, депрессия, гнев — это неуместные чувства, которые появляются там, где имеются иррациональные убеждения.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Семью создать на счет пять и зажить счастливо! предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других