Ветеран Афганистана пытался найти покой в провинциальной журналистике молодой постсоветской Белоруссии. Но вокруг него — начало девяностых. Эпоха гнилых политиков, шальных денег и криминального беспредела. Он наступил на хвост одной из самых крутых и беспощадных банд его города, королям наркоторговли и контрабанды. Милиция куплена, простые люди запуганы, скинхеды и наркоторговцы обслуживают новых хозяев жизни — но бывший афганец становится народным мстителем и сам вершит расправу над беспредельщиками. Остросюжетный боевик про девяностые без фантодопа, для любителей Джека Ричера и романтиков-вигилантов.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «На всех дорогах мгла» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
1. Ворон говорящий
«Бомжи льют кровь в боях за город».
Название для заметки получилось отличное. Немного похоже на какую-то поэтическую строку.
Корреспондент Черский не смог сдержаться — выписал фразу в блокнот и расставил ударения. Так и есть, четырехстопный ямб.
Стихов, конечно, сейчас, в начале девяностых, уже не читали. Но газеты пока еще покупали: надо же теперь уже не советскому народу узнавать откуда-то о скандалах и во что-то заворачивать семечки. И стихотворные размеры, а также переделки расхожих фраз (можно несмешные) по-прежнему хорошо работали для заголовков.
Если собрать достаточно много ударных заголовков и расставить там все ударения, наверняка отыщутся какие-нибудь закономерности. Например, для заголовков криминальной хроники хорош ямб, а для новостей культуры — анапест («Умер старейший барабашка Москвы»). Если речь идет о народной медицине, можно даже рифмовать, как в оздоровительной газете «Завалинка»: «Я что, рыжий — ходить с грыжей?», «И поясница исцелится!», «Теперь соседка заходит ко мне нередко…»
А для парламентских дебатов подойдет торжественный гекзаметр!
Ладно, хватит! Здесь, в провинции, все это мастерство было без надобности. Требовалась заметка, в срок и любого качества.
Ему предстояло всего ничего: добить остальной текст заметки. Этот текст не печатается полужирным, так что его, по большому счету, никто не обязан читать. Так что он может быть уже не таким интересным и даже не особенно гладко написанным. Главное — чтобы на четыре колонки.
Черский прекрасно знал, о чем надо писать, но все равно продолжал смотреть на мертвенно-синюшный экран с «Лексиконом», где тревожно мигал белый прямоугольник курсора.
Он уже вник во все особо неинтересные подробности неинтересной темы, даже понимал, какими домыслами можно это будет дополнить, чтобы дотянуть нужный объем. Но в голову упорно лезли какие-то совершенно посторонние мысли. И они были слишком нелепы и остроумны, чтобы печатать их даже в такой вот амбициозной газете, как наша «Брама».
Например, почему бы не предположить, что это происшествие с участием безымянных бомжей только на первый взгляд кажется пустяком. А на самом деле за ним могут стоять какие-то очень влиятельные, может быть, даже высокопоставленные бомжи. Короли улиц и властители мусора, ушедшие на зиму в теплое подполье, они раскинули свою смердящую сеть влияния на все помойки и теплотрассы нашего города…
К сожалению, это не годится. Заметка должна была получиться достаточно скучной. И было важно не стараться слишком сильно.
…А между тем еще поколение наших родителей дубасило на пишущей машинке сразу и набело. В это трудно поверить, но было, было… Конечно, наверняка знали какие-то способы это исправить. Но эти способы ушли вместе с распавшимся Союзом. Настала новая эра — эпоха всемогущих бомжей…
Да что это за чушь постоянно в голову лезет!
Чтобы отвлечься, он перевел взгляд на окно.
Старинные двухэтажные домики бывшего еврейского гетто обступали тесный двор, где торчали из снега голые прутья палисадника и чернели разбухшие, вросшие в землю деревянные сарайчики. В небе сгущался слякотный зимний вечер, и размокший снег и светлые стены уже окрасились той самой вечерней зимней синевой, тягучей и зыбкой, от одного взгляда на которую хочется выть.
Если синева экрана раздражала, то эта — навевала тоску…
— Черский, — послышался за спиной голос выпускающего редактора, — зайди, помощь твоя нужна.
Корреспондент дернулся, а потом все-таки поднялся. Кресло жалобно скрипнуло ему вслед.
Это странно, но несмотря на все, что Черский успел пережить за тридцать пять лет, он до сих пор не мог привыкнуть к вызовам к начальству, хотя и знал, что ничего страшного ему не сделали. Он плохо переносил это с самого начала и, видимо, навсегда. Даже в Афганистане он сравнительно быстро привык к опасности от климата, неурядиц и душманов — но привыкнуть к вышестоящим никак не мог. Они не то что пугали, а именно раздражали своей непредсказуемостью и способностью играть с нитью чужой судьбы. Так раздражает сама смерть: она всегда идет за тобой по пятам, но никогда не подает виду.
А в тот миг, когда ее коса все же запоет над твоим ухом, — для чего угодно будет уже слишком поздно…
«Брама» была одной из тех новых пестрых газет, которые расплодились на волне перестройки, соединяя свободу слова и кооперативное движение. Черский старался не вдаваться в подробности, но его статьи с безумными заголовками устраивали выпускающего редактора. Корреспондент любил помечтать, что и читателям они нравятся, — хотя любое мнение читателей волновало редактора и людей, что сидели выше него, явно не в первую очередь.
Редакция газеты расположилась на улице Иссака Бабеля, аккурат посредине уютной двухэтажной застройки 1920-х, что уцелела на месте бывшего гетто. В этом старом райончике было свое уютное своеобразие и располагался наш город в Италии, здесь можно было бы неплохо тянуть деньги с туристов. Итальянского климата к нам, однако, так и не завезли — а вот криминал уже перерос итальянский уровень.
Разумеется, эти здания даже близко не были офисными. Так что редакция действовала в духе времени. Учредитель ухитрился взять в аренду две кое-как объединенные квартиры на втором этаже одного из местных домов и еще примыкавшую к ним дряхлую галерейку, покрытую сверху досками. Галерейка никуда не вела — такие строили еще прежние, еврейские хозяева, чтобы отмечать в нашем непредсказуемом климате праздник суккот.
Нумерация квартир в этих домах была тут по-питерски непредсказуемая, а дверь в одной из комнат отсутствовала — говорили, что ее выбили нацисты, когда ликвидировали гетто, а городской исполнительный комитет за все годы, что прошли после войны, так и не нашел времени, чтобы поставить новую, а заодно убрать из комнат еще военных лет мусор и заселить сюда наконец-то каких-нибудь ценных пролетариев.
Так что офис приводили в порядок уже рыночные силы. Вынесли обломки кирпича и пахучие обломки штукатурки, починили дверь, сделали в голых комнатах подобие ремонта, расставили столы с достаточно новыми для той эпохи компьютерами — и газета начала выходить.
В этом было какое-то свое, особое, лихое своеобразие, так что Черский ощущал себя здесь на своем месте.
Он и сам не очень походил на типичного ветерана-афганца. Высокий, тощий, сравнительно молодой в свои тридцать пять, с отросшими за уши волосами и вечными солнцезащитными очками с круглыми, как в кино, стеклами, в вечном однотонном свитере — он и правда казался прирожденным журналистом. Черский словно пытался вместе с прежним обликом сбросить и неприятное прошлое.
Хотя его иногда и назвали пустынным вороном — намекая и на прошлое, и на темную одежду, и орлиный нос как у Высоцкого. На это он отвечал уже знакомой цитатой из поэтически-оздоровительной газеты «Завалинка»: «Ворон говорящий, черный, настоящий!»
Лавируя между столами, он вырулил к двери бывшей родительской спальни. Там, как раз напротив сортира, расположился кабинет редактора.
Вдохнул вместе с воздухом немножко невозмутимости — и вошел.
Громадное ар-декошное окно кабинета выходило на улицу Бабеля. Там уже загорелись белесые фонари и даже небесная синева казалась просторней.
Лицом к лицу редактор Лобанович был совсем не страшным. Как всегда, усталый, в мятом сером костюме, он устроился за огромным, как палуба авианосца, столом, где громоздились штабеля разноцветных папок для бумаг, просто бумаги, которые уже не поместились в папки, а еще компьютер, два телефона, дырокол и черт знает что еще. Завалы были такие, что компьютера было уже не разглядеть.
Напротив него сгорбился небритый и мордатый парень неопределенного возраста в куртке из черного кожзаменителя и с прической полубокс.
Черский пригляделся к нему внимательнее, но все равно не узнал. Только отметил, что парень жует жвачку.
— Что случилось? — спросил он у редактора.
— Пока ничего. Его зовут Игорь Бакович. Новый человек, хочет у нас работать. По твоему профилю, Валерий. Подноготная наших улиц.
— Ну я рад, — осторожно ответил Черский. — Насколько я в курсе, трудоустройство не от меня зависит.
— У владельца возражений нет. А новый человек, сам знаешь, нам нужен. Будем расширяться до четырех листов, их надо заполнить чем-то кроме рекламы. Вот и будет заполнять.
— А он уже публиковался где-то?
— Зачем вам? Опыт обязательно?
Черский насторожился. Хороший журналист едва ли будет скрывать свои достижения.
Но он напомнил себе, что надо держать себя в руках, и произнес как мог радостно:
— Мы хотим узнать. Вдруг мы видели ваши статьи. Вдруг мы уже и так восхищаемся вами.
— Было несколько, — пробурчал незнакомец, продолжая жевать жвачку. — Но вы их, скорее всего, не заметили. Не сильно значительные издания.
Он произнес это таким серьезным тоном, как будто в нашем городишке, пусть даже и областном центре, и вправду бывают значительные издания.
— Но вы, я надеюсь, знаете, чем статья от колонки отличается.
— Ну, учился три года, в ЕУСЗ.
— Политолог или философ? — поинтересовался Валерий. Он отвернул голову, чтобы скрыть улыбку, но кандидат в акулы пера даже не смотрел в его сторону.
— Журналистика, разумеется, — заявил тот.
— А потом?
— А потом не выдержал. Улицу лучше на улице изучать. У нас в ЕУСЗ много гопоты водилось.
Про столичный Европейский университет современных знаний слышали многие — он как раз активно раскидывал свои филиалы по областным центрам, размещая учебные корпуса в бывших детских садиках и заброшенных военных складах.
Но какая-то энергия в этой организации была. Видимо, основали его не только расчетливые хапуги, но и романтически настроенные городские сумасшедшие. Где бы ни появился его очередной филиал, этот новомодный универ так или иначе всегда притягивал к себе самых неприкаянных людей города.
Черскому даже пару раз доводилось отговаривать чужих детей поступать в эту шарагу.
Но этот кандидат уже явно вырос из детского возраста.
— Если у вас просто есть интересный материал, — заговорил Валерий, больше для того, чтобы двинуть разговор дальше, — вы можете нам его передать и мы напечатаем. Насколько для вас важно быть именно в штате газеты? Дело в том, что от вас может потребоваться не только материал, но и его оформление, даже верстка…
— Не проблема… Но мне именно полное оформление нужно.
— А почему это так важно?
— У вас проблемы с тем, что я не там учился?
— Успокойтесь, образование у журналиста может быть любым. Особенно в наше время.
— Вы говорили, у вас есть какой-то материал, — напомнил редактор.
Кандидат откинулся на спинку стула и оглядел присутствующих взглядом несколько снисходительным.
А Черский подумал: «Этот человек так до сих пор и не понял, как мало значит материал в нашем теперешнем газетном деле».
— Вы вот в молодежных движениях хорошо разбираетесь? — осведомился он.
— Лучше всех, — отозвался Черский.
— Вы еще настолько молоды?
— Племянница у меня дома постоянно кантуется, а ей как раз шестнадцать. От нее все и узнал.
— Вот как. А что ты слышал о движении skinhead? — он произносил это слово, бывшее тогда еще новым, как-то особенно.
— Какие-то английские гопники, насколько я слышал, — ответил журналист. — В принципе, напечатать можно, наша газета бывает иногда актуальной. Но мне кажется, вам это лучше в столичную «Музыкальную» отнести. Очень любят они все британское.
— Когда-то это были гопники, но сейчас это движение очень изменилось, — с жаром заговорил кандидат. — Сейчас, в девяностые, оно привлекает все больше молодых, национально ориентированных людей. Они вызывают определенное напряжение. Ведь у власти у нас до сих пор люди без корней, безо всякого национального достоинства. Для них центр мира расположен в Москве, на которую они постоянно оглядываются.
— И вы предлагаете нашей «Браме» стать рупором этого перспективного и нового молодежного движения?
— Я просто хочу сообщить про них правду. Конечно, редакционные задания и все такое, но важно еще сказать правду, показать ту сторону, на которую никто не смотрит. Вот, например, про skinhead говорят, что они хулиганы и драчуны. А почему никто не замечает, что драки — это хорошее явление. Раньше дрались район на район, Киевские против Шпановичей. Потом, году в восемьдесят восьмом, все затихло, вот и перестройка в тупик зашла. А ведь есть еще в народе силушка. Драться на улицах — это вам не сериалы смотреть, лежа на диване. К дракам надо готовиться, спортом заниматься. Надо про это информировать молодежь, чтобы видели альтернативу.
— То есть вы это одобряете? — осведомился редактор.
— Пусть лучше так отдыхают, чем клей нюхают!
Черский прищурился, выискивая нужную стопку, а потом начал аккуратно, насколько это было возможно, вытаскивать из нее папку в зеленом картоне.
— Что такое? — эти манипуляции удивили редактора не меньше, чем смелое мышление кандидата в корреспонденты.
— Сейчас, сейчас… Вот, посмотрите. Похоже, нам все-таки попадались статьи нашего кандидата. Так что вы можете оценить его слог. Буль-Бакович — это ведь вы, я ничего не перепутал.
Это было очередное радикально-оппозиционное издание в одну страницу, выпущенное неким загадочным «областным фронтом национального освобождения». Первый номер — и, очевидно, единственный. Вся обратная сторона была посвящена новому, перспективному ультранационалистическому движению SKINHEADS (причем каждый раз было именно латиницей и БОЛЬШИМИ БУКВАМИ). Одно место было отчеркнуто прямо карандашом: там сообщалось, что бывают еще red-skinheads, которые «исповедуют коммунистическую идеологию и не являются настоящими skinheads».
Подписана статья была: «Игнат Буль-Бакович, независимый историк».
Редактор посмотрел на Черского с почти восхищением. Потом перевел взгляд на Баковича.
Тот не произнес ни единого слова. Просто жевал и смотрел, теперь уже очень свирепо.
— Вы это публиковали, когда набирались современных знаний, — осведомился Черский, — или после того, как вас даже оттуда выгнали?
— Знал бы ты меня тогда, сейчас молчал бы тихонько в тряпочку, — прорычал Бакович.
— Но я узнал вас сейчас. И молчать в тряпочку не буду. Болтать без умолку — моя работа.
— Ну так что, я что-то не то узнал? Что-то, чего не хочет Москва?
— А при чем здесь Москва? Наша столица теперь в другом городе.
— Наша столица в другом городе. А ваша — в Москве. Что, думаете, я не догадался, кто вас финансирует.
— Если нас финансирует Москва, — меланхолично заметил редактор с другой стороны стола, — то вы-то зачем к нам пришли?
— Материал вам предложить. Я еще не знал, под кем вы ходите.
— Ну вот, вы и узнали, под кем мы ходим. Идите отсюда. Лесом.
— Это из-за моей позиции?
— Вы вольны предложить нам материал, — все тем же нарочито бесцветным голосом произнес редактор, — мы вольны его отвергнуть.
— На самом деле, — вмешался Черский, — дело, конечно, в вашей позиции. Но не той, которую вы показали на этой странице. А вот этой.
Он перевернул радикальное издание обратно лицевой стороной.
Под заголовком «Их ждет виселица» была напечатана фотография какого-то печального лысого человека с усами.
Под фотографией значилось: «Лопухов Олег Петрович, проживает на улице Косицкого, дом 9, квартира 28. Бывший друг национально-освободительных сил, а ныне славянофил-подмосковит. Учитель химии в СШ № 5. Девятого мая 1992 года на праздновании победы сталинского режима над фашистским режимом вышел с российским флагом, сдал полицейским мальчика, который распространял антимосковские листовки в СШ № 5. Эту тварь ожидают горячо любимые им лагеря для членов семьи изменника Родины. Смерть московитам, смерть их пособникам!»
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «На всех дорогах мгла» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других