Заметки православного изобретателя

Александр Оликевич

Какая связь между строительством электростанций и милосердием, кибернетикой и совестью, нейроинтерфейсами и святоотеческим учением?Сегодня о вере, в основном, рассуждают деятели искусства, журналисты, поэты, психологи, реконструкторы…Эта книга помогает взглянуть на многие вопросы под альтернативным углом, с точки зрения человека, не боящегося науки и техники. На многие «неразрешимые» вопросы современности находятся очевидные и вполне евангельские ответы.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Заметки православного изобретателя предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

О духовном мире

Человеку дана способность воображения. Мы можем представить все что угодно, действующее как угодно. Духовная жизнь тоже в значительной мере происходит в уме. Поэтому многие не видят границ между духовным и воображаемым. И воображают, будто в духовной жизни можно произвольно устанавливать любые порядки.

Это опасное заблуждение. В духовной жизни действуют свои законы, не менее объективные, чем в физике или математике. Геометр работает с теоремами, совершенно нематериальным объектами. Но он не может доказать теорему одним произволом или воображением, он обязан считаться со свойствами нематериальных обьектов так же серьёзно, как если бы они были из железобетона. Ничего хорошего не ждёт самого разнузданного фантазера, отменившего в своём сознании закон гравитации. В лобовом столкновении закон физики окажется сильней.

В духовном мире все то же самое. Нельзя вот так просто взять и стать счастливым, совершая при этом грех. Нельзя освободиться от замучавшей зависимости без радикальной перестройки личности. Нельзя любить Бога, ненавидя ближнего.

Но законы природы, материальной и духовной — не зло. Без них не могло бы существовать ничего кроме хаоса. Незнание законов не освобождает от ответственности, но знание и умение ими пользоваться, делает человека могущественным. Они установлены Творцом именно ради человека.

Святые отцы тысячелетиями не придумывали занудные нравоучения, а изучали сложный и опасный духовный мир, экспериментируя на себе, иногда затрачивая много времени на тупиковых путях, иногда получая серьёзные духовные травмы, порой вступая в конфликт с обществом и государством чтобы отстоять найденные истины. Всё это они делали ради нас.

Можно, конечно, и сегодня беспечно гулять по духовному лесу (там ведь все будет, как я себе придумаю, разве нет?), или, уже, столкнувшись с тамошней флорой и фауной, дрожать под кустом, зализывая раны.

Но гораздо разумнее обратится к наследию святых отцов, которые составили подробные карты духовного мира, исследовали (а не придумали!) его законы, и на их основе создали и испытали арсеналы духовных инструментов, надёжную броню и высокоэффективное оружие.

Тысячи лет назад, быть сьеденным чем-то в лесу было нормой. Сейчас для этого надо постараться и уж совсем проигнорировать современные знания и технологии. В духовном мире точно такая же ситуация. Изучение святоотеческого наследия — не мода, а жизненная необходимость. Свои пути прокладывать и там можно и нужно, но делать это намного эффективнее не с нуля, а «стоя на плечах гигантов».

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Заметки православного изобретателя предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я