Заметки православного изобретателя

Александр Оликевич

Какая связь между строительством электростанций и милосердием, кибернетикой и совестью, нейроинтерфейсами и святоотеческим учением?Сегодня о вере, в основном, рассуждают деятели искусства, журналисты, поэты, психологи, реконструкторы…Эта книга помогает взглянуть на многие вопросы под альтернативным углом, с точки зрения человека, не боящегося науки и техники. На многие «неразрешимые» вопросы современности находятся очевидные и вполне евангельские ответы.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Заметки православного изобретателя предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

О неадекватном восприятии масштабных проблем

Некоторые христиане в пост играют в старинную игру: выделяют определенную сумму на свое пропитание, и стараются ее всячески сэкономить, чтобы затем отдать как можно больший остаток в помощь нуждающимся.

Но даже в таком, казалось бы, праведном занятии, как благотворительность, нельзя себе доверять. Дело в том, что человек неадекватно воспринимает проблемы нуждающихся в зависимости от их количества. Психологи выяснили, что людям свойственна нечувствительность к масштабу проблемы: беда касающаяся миллиона человек не воспринимается нами в миллион раз острее беды одного.

Исследователи спрашивали людей, сколько они готовы заплатить за защитные сетки для открытых нефтяных прудов, чтобы перелетные птицы не утонули в них. Испытуемых разделили на 3 группы. Одной группе сказали, что ежегодно таким образом погибает 2000 птиц, второй что 20 000 птиц, а третьей что 200 000 птиц. В итоге испытуемые сообщили, что готовы жертвовать по 80, 78 и 88 долларов соответственно.

Опытный персонал благотворительных фондов знает об этой грустной особенности нашей психики и, например, собирая средства на сложные высокотехнологичные виды медицинской помощи, обычно предлагает историю конкретного человека, лишь мимоходом замечая что помощь оказывается группе страждущих со сходным недугом — один страждущий вызывает сочувствие автоматически, вне особенной зависимости от духовности, но нужно очень сознательное усилие чтобы принять близко к сердцу такую абстрактную вещь, как «проблема группы».

При осуществлении же проектов, конечно, чем крупнее они и на большую группу нацелены, тем лучшая и более действенная помощь может быть оказана каждому. Но, по указанным причинам, весьма редко удается собрать средства на строительство больниц, и уж тем более, комплексные проекты вроде разработки лекарств или искоренения тех или иных заболеваний в регионах.

Постараемся же, братья и сестры, разумно, а не сентиментально подходить к этому важному вопросу.

Один из наших читателей указал на нелогичность в этой заметке: было сказано, что при увеличении числа страдающих птиц в 10 раз, жертвователи повышают вклады на единицы процентов, а блготворительные фонды чуть ли не преуменьшают число страдающих людей чтобы собрать больше.

Но противоречие тут кажущееся. Дело в том, что к себе подобным мы относимся… хуже, чем к братьям нашим меньшим. Не редкость умиляться животным и при этом презирать человека. Скорее всего, это связано с тем, что в животном мы не видим соперника — слишком оно слабо, чтобы составлять нам конкуренцию. По этой же причине на помощь детям люди приходят охотнее, чем взрослым. Конечно, все эти механизмы гораздо более достойны примата, нежели христианина.

Также нам прислали интересную мысль о том, что если бы проблему птиц решал не посторонний человек, которому они чужие, а, скажем, фермер, для которого эти птицы — свои, то он бы решал проблему рационально, применяя средства строго соразмерные масштабу беды.

Получается, выбирая объем помощи для решения проблем, воспринимаемых как чужие, мы обычно оптимизируем не отношение результат/затраты, а отношение чувство-себя-хорошим-и-доброе-имя/затраты. И только очень высокие подвижники считают всех людей «своими», и могут позволить себе искренне относиться к ним, и действовать по отношению к их трудностям рационально а не сентиментально.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Заметки православного изобретателя предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я