Он нашёл её на свалке. Маленькую девочку, которая не знала своего имени, не знала, кто она и которая умела разговаривать с собаками. Тану привёл её домой, не зная, что теперь его жизнь изменится навсегда.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Девочка без имени предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
С самого утра шёл противный мелкий дождик. Тану сидел в небольшом кафе, пил остывший кофе с корицей и смотрел в окно. Обычно он выпивал чашку за пару минут, чтобы кофе не успел остыть, но сегодня ему не хотелось выходить наружу, и он сидел уже целых полчаса, ожидая, что дождь закончится.
— Ты что, ждёшь, когда кончится дождь? — спросила Айко, хозяйка и официантка одновременно.
— Угу, — буркнул Тану и отхлебнул из чашки.
— На небо посмотри, — усмехнулась Айко, — он точно всю ночь идти будет, а, может, и весь завтрашний день.
Это Тану и без неё знал: достаточно было посмотреть на бесконечно-серое небо, чтобы понять, что дождь и не думает заканчиваться. В такие дни Тану казалось, что это навсегда, что этот дождь, раз начавшись, уже никогда не прекратится, что небо навсегда останется серым и безжизненным, а всё живое утонет в тумане.
— Тоска, — сказал Тану.
— И не говори, — поддержала Айко. — Мне в такие дни хочется сидеть на диване перед телевизором, укутавшись в плед и пить горячий шоколад или что покрепче. И ещё чтобы шторы были закрыты, чтобы не видеть того, что снаружи.
— Раньше считали, что дождь это романтично.
— Кто считал-то? — усмехнулась Айко. — Всякие поэты да писатели! Вот взять бы этого романтика, отправить на улицу под дождь дня на три!
— Думаешь, ему разонравится? — улыбнулся Тану.
— Уверена. Когда от холода и сырости зуб на зуб не попадает, тебе точно не до всякой романтики!
Тану вспомнил, как когда-то, ещё в школе, читал стихи поэта, воспевавшего дождь. Стихи он не помнил, имя поэта забыл, но смысл прочитанного в памяти сохранился.
— Помню, как читал, что кто-то называл дождь слезами неба. Знаешь, там так хорошо написано было! Мол, мы все плачем по кому-то или из-за кого-то, а небо плачет по всем нам.
Айко фыркнула и рассмеялась.
— Глупости это всё! Дождь он и есть дождь! Вода и только! Хотя, знаешь, — она облокотилась на стойку и подпёрла подбородок кулаком, — в этом что-то есть. Вот, чёрт!
— Что?
— Да что-то мне тоскливо стало. Может, выпьем по стопочке?
Тану редко выпивал: под действием алкоголя тоска, испытываемая им чуть ли не постоянно, становилась просто невыносимой. В голову лезли тяжёлые мысли о смысле жизни, собственной никчёмности, тоскливые воспоминания о чём-то упущенном и потерянном и отчаяние от того, что в будущем ничего не изменится. Он не знал, что именно хочет изменить и от этого становилось лишь тяжелее.
Но сейчас он хотел согреться.
— Давай, — кивнул Тану. — Слушай, а налей мне ещё кофе и влей в него стопку.
Айко посмотрела на кофеварку.
— Тут как раз на одну чашку осталось, — сказала она. — Сейчас разогрею.
Она нажала кнопку и достала из-под стойки початую бутылку коньяка.
— О, закипает. Ну, давай чашку!
Тану допил остатки и протянул чашку Айко. Та налила кофе и разбавила его коньяком.
— Как крепко! — сказал Тану, отпив из чашки.
— Пятьдесят на пятьдесят! — усмехнулась Айко. — Самая лучшая пропорция!
Она отхлебнула из бокала, поморщилась и шмыгнула носом.
— Всё-таки я простыла.
— Промокла с утра?
— Да, — кивнула Айко. — С утра встала, в окно смотрю — туч вроде нет. Ну, я зонтик и не взяла, а только от дома отошла, он и начался. Я уж домой не пошла, а то бы к открытию не успела, да и переодеться тут есть, во что, — она снова отхлебнула. — Но промокла, как собака. Пришла, в зеркало посмотрела, а у меня даже губы посинели!
— Коньячком согрелась? — улыбнулся Тану, почувствовав, как по телу разливается приятное тепло.
— Ага, сейчас! — фыркнула Айко. — В начале рабочего дня! Нет, исключительно кофейком.
Тану хлебнул и посмотрел в окно.
— Нет, это никогда не закончится, — сказал он, — хоть всю ночь просиди.
Он посмотрел на часы и присвистнул:
— О, так уже почти девять! Надо домой идти.
— А мне надо закрываться.
— Так рано ещё вроде.
— Ты думаешь, кто-нибудь придёт? — ухмыльнулась Айко. — За последние полтора часа только ты один и зашёл.
В этот момент колокольчик двери звякнул и в кафе вошёл пожилой мужчина в чёрной одежде проповедника Нового Рассвета. Он вытер мокрое лицо, фыркнул и принюхался.
— Ну и погодку послали нам небеса! — с улыбкой сказал он, подойдя к стойке.
— Не то слово, — ответила Айко, пряча бокал.
Её движение не осталось незамеченным.
— Не волнуйтесь вы так, — лукаво прищурился проповедник, — я всё понимаю. Мне в такую погоду тоже порой хочется согреться чем-нибудь крепким. Но, увы, — тут он развёл руками и с улыбкой посмотрел на Тану, — приходиться довольствоваться исключительно кофейком. Иногда даже синтетическим!
Тану понимающе кивнул:
— Да, синтетика это гадость.
— И не говорите! — воскликнул проповедник, присаживаясь за столик. — Мне кофе с одной ложкой сахара!
Айко вздохнула и засыпала в аппарат порцию кофе.
— Вот скажите, — обратился проповедник к Тану, — какие мысли возникают у вас при виде дождя?
— А какое это имеет значение?
— Мне просто интересно, — ответил проповедник. — Знаете, разные люди порой испытывают абсолютно разные эмоции при виде одного и того же события.
— Не думаю, что дождь способен вызывать что-то, кроме грусти, — сказал Тану. — Тем более такой дождь.
— Да, вы правы, — согласился проповедник, посмотрев в окно, — такой дождь вызывает лишь тоску. Не то, что гроза. Вот где восторг, восхищение, какая-то детская радость! Небо словно взрывается над вами, обрушивая вниз обжигающие струи! Ты подставляешь под них счастливое лицо и весело смеёшься, чувствуя себя сопричастным этому торжественному и грозному явлению!
С сияющими глазами он повернулся к Айко.
— Вы могли бы стать поэтом или писателем, — сказала она, доставая чашку.
— Мне иногда кажется, что наша Церковь поступила неправильно, когда запретила людям творить, — грустно ответил проповедник.
— И это говорите вы, служитель Нового Рассвета? — удивился Тану.
Проповедник горько улыбнулся:
— Странная ирония, правда? Но я действительно так считаю.
— Почему? — спросила Айко, протягивая дымящуюся чашку.
— Спасибо, — поблагодарил проповедник. — Ух, какой горячий! Замечательно согревает! Понимаете, стремление творить заложено в нас изначально. Мы не можем не творить, не можем жить только наукой, не можем без того, чтобы не создавать что-то, чем будут восхищаться потомки, что-то, не имеющее практической цели, что-то, что способно заставлять наше сердце биться сильнее или сжиматься от ужаса.
— То, что способно вызывать эмоции, — добавил Тану и допил кофе.
— Да, — кивнул проповедник, — именно так. И этого нас лишили.
Айко недоверчиво посмотрела на него и сказала:
— Странно, что об этом говорите именно вы и ещё более странно то, что вы говорите это нам.
— Кому это — вам? — спросил проповедник.
— Совершенно незнакомым людям.
Проповедник вздохнул, хлебнул кофе и медленно произнёс:
— Я сегодня почувствовал, что больше не могу так.
— Ой, — замахала руками Айко, — только прошу, не надо перед нами исповедоваться.
— Да, лучше не надо, — добавил Тану.
Проповедник грустно посмотрел на него и хриплым голосом сказал:
— А кому ещё я могу высказаться, если не тем, кто меня совершенно не знает? Тем более, что вы помните, что такое живопись, скульптура, поэзия. Вы ведь наверняка тоже тоскуете по всему этому, как и я.
— Нет, — быстро ответила Айко.
— Вы врёте, — улыбнулся проповедник.
Айко покраснела и опустила глаза, а проповедник, допив кофе, встал и направился к выходу. Открыв дверь, он обернулся и подмигнул.
— Прощайте!
— До свидания, — сказал Тану.
Когда дверь закрылась, Айко достала из-под стойки бокал, допила и налила ещё.
— Странный он какой-то.
— Мне кажется, что его что-то мучает, — сказал Тану, смотря сквозь стекло, как проповедник медленно побрёл по улице.
— Всех что-то мучает, — хмуро сказала Айко, — а этим церковникам я вообще не доверяю.
— Как ты думаешь, куда он пошёл, — словно не услышав её, спросил Тану.
Айко глотнула коньяка и фыркнула:
— А тебе не всё равно? Мне вот лично абсолютно неинтересно, куда он мог пойти.
Тану вздохнул. Он вдруг почувствовал странное, необъяснимое родство с проповедником. Тот тоже испытывал тоску, хоть и немного другого толка: он тосковал по прежним временам, а Тану тосковал просто так, но именно чувство беспредельной тоски роднило их друг с другом. Тану захотелось вскочить, побежать следом, спросить, кто он такой и чего хочет, но вместо этого он отвернулся от окна и допил кофе.
— Ещё хочешь? — спросила Айко.
— Нет. Мне, наверное, уже пора.
— Пока.
— Пока.
Тану застегнул куртку, накинул на голову капюшон и вышел на улицу.
Наклонив голову, Тану медленно брёл вдоль мусорной свалки, освещённой жёлтыми фонарями. До дома оставалось совсем немного, как вдруг его привлёк странный звук, доносившийся из-за кучи мусора. Тану остановился и прислушался. Звук был похож то ли на плач, то ли на скулёж.
«Может, щенок? — подумал Тану. — Бедный! Ему, должно быть, очень холодно и одиноко».
Тану осторожно заглянул за мусорную кучу и увидел большую картонную коробку, раскисшую от сырости. Плач доносился из неё. Тану присел на корточки, заглянул внутрь и вздрогнул.
«Ребёнок?»
— Что ты здесь делаешь?
Огромные глаза взглянули из полумрака.
— Я не знаю, — ответил ребёнок.
— А как тебя зовут?
— Я не знаю.
— Тебе холодно?
— Очень.
— Что же мне с тобой делать?
— Не бросайте меня здесь, — всхлипнул ребёнок.
— Не брошу.
— Обещаете?
— Обещаю.
Ребёнок медленно вылез из коробки и Тану увидел, что это девочка. Чумазая, со спутанными грязными волосами, одетая в тонкий серый балахон, прилипающий к телу, она стояла перед ним и улыбалась.
— Вы — первый, кто захотел мне помочь, — сказала она.
— А были другие?
— Да, — кивнула девочка, — пробегали собаки, но они даже не стали со мной разговаривать и убежали.
— А разве собаки умеют разговаривать?
— Конечно, — уверенно ответила девочка. — Все умеют разговаривать, но не все умеют слушать.
Она улыбалась, хоть и дрожала от холода. Тану понял свою оплошность, быстро снял куртку и накинул её девочке на плечи.
— Так тебе будет теплее.
— А как же вы? — спросила девочка, кутаясь в куртку.
— Ничего, — улыбнулся Тану, — до дома недалеко.
— А где вы живёте?
— Вон там, — Тану указал на дорогу.
— На дороге?
— Нет, — ответил Тану, чувствуя, как рубашка напитывается влагой, — просто отсюда не видно. Если идти по дороге, то скоро придёшь к моему дому.
— А вы один живёте?
— Да.
— Наверное, это очень грустно.
— Что?
— Жить одному.
Тану задумался, а девочка уверенно прощебетала:
— Но теперь вы не один. У вас есть я.
— Но…
— Вы обещали не бросать меня.
— Я…
— Вы обещали.
— Хорошо.
Тану подхватил девочку на руки, прижал к себе и пошёл домой.
«Что я делаю? Это же чистое безумие! Надо будет сообщить в полицию. Да, когда приду домой, обязательно сообщу. Может, она чья-то дочь и родители её ищут».
— Пожалуйста, не отдавай меня им, — словно прочитав его мысли, прошептала девочка.
— Кому это — «им»?
— Им, — ответила девочка и заснула.
В коридор выглянула соседка. Это была пожилая женщина в толстых очках и с отвратительным характером. Когда-то она работала учительницей и к детям относилась с плохо скрываемой неприязнью.
Придирчиво посмотрев на Тану, который задумчиво стоял перед своей дверью, размышляя, как ему достать из куртки ключ и не разбудить девочку, соседка спросила:
— Кого это ты принёс? Собаку со свалки?
— Тихо! — шикнул Тану. — Это девочка. Она спит.
— Уж лучше бы собаку. Где ты её подобрал?
— Неважно.
— Ты уже сообщил в полицию?
— Пока нет.
Старуха подошла к нему, посмотрела на девочку и скривила губы:
— Обязательно сообщи.
— Хорошо.
— Я прослежу, — сказала старуха, посмотрев Тану в глаза.
— А почему для вас это так важно?
— А вдруг она беглая преступница?
— Она ребёнок!
Соседка махнула рукой:
— Знаем мы этих детей! Слышал, что позавчера на улице Хризантем случилось?
— Нет.
— Вот! Там вот такие вот, как ты их называешь, дети, убили мужчину.
— Как?
— Камнями забили. По новостям сказали, что на нём живого места не было. Вместо лица — кровавое месиво, все кости переломаны, вокруг всё в крови…
— Подождите, а с чего вы взяли, что это дети? — негодуя, спросил Тану.
— А кто ж ещё? Видел, сколько там их бегает, беспризорников этих?
— А полиция что говорит?
— Что личность преступника не установлена. А чего там устанавливать? Это же ясно, как ясный день! Будь я на месте начальника полиции, я бы уже давно приказала всех этих малолетних убийц переловить и отправить в трудовой лагерь!
Девочка вздохнула.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Девочка без имени предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других