Документальная повесть «Русский прорыв за Южный полярный круг» рассказывает об экспедиции Ф.Ф.Беллинсгаузена – М.П.Лазарева, открывшей в 1820 г Антарктиду – «6-й континент» нашей планеты. В книге кратко излагается история поисков "Неизвестной Южной земли", рассматривается одна до сих пор неразгаданная загадка Антарктики. Описаны приключения участников кругосветного плавания 1819 – 1821 гг в полярных и тропических водах.В 2023 г исполнится 235 лет со дня рождения выдающегося русского мореплавателя, флотоводца и государственного деятеля Михаила Петровича Лазарева. Ему посвящена документальная повесть «Жил отважный адмирал». Опираясь на документы, автор пытается воссоздать в основных деталях подлинную картину жизни и деятельности одного из первооткрывателей Антарктиды, героя Наваринской битвы, с 1833 г – командующего российским Черноморским флотом. Книга опровергает ряд представлений, навязанных читателям некоторыми художественными и «научно-популярными» литературными произведениями.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Русский прорыв за Южный полярный круг. Жил отважный адмирал предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 6. От Кронштадта до Рио через светящееся море
Рапорт Главного командира Кронштадтского порта Ф.В.Моллера морскому министру И.И. де Траверсе от 4 июля 1819 года:
«Имею честь почтеннейше донести Вашему Высокопревосходительству, что шлюпы «Восток» и «Мирный» под командой капитана 2 ранга Беллинсгаузена и «Открытие» и «Благонамеренный» под командой капитан-лейтенанта Васильева 3 числа сего июля отправились из Кронштадского порта в назначенный путь.
Подпись: Вице-адмирал Моллер»
Из книги «Южный полюс, из записок бывшего морского офицера». Автор: Павел Михайлович Новосильский, бывший мичман шлюпа «Мирный»:
«Наконец настал давно ожидаемый день: 4 июля24 в 6 часов пополудни мы снялись с якоря. Вся пристань была унизана зрителями: все желали нам счастливого плавания, махали шляпами и кричали «ура!». Прокричав в свою очередь «ура!» и отсалютовав крепости, при ровном благополучном ветре мы быстро понеслись вперёд. Кронштадт скоро начал скрываться и через час исчез из виду, только вершины мачт с вымпелами виднелись ещё на горизонте. Прощай, родной край, прощай надолго! Увидим нескоро мы тех, которые так дороги нашему сердцу!»
По замыслу организаторов экспедиции, первая «дивизия», состоявшая из шлюпов «Восток» (командир — начальник эскадры капитан 2 ранга Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен) и «Мирный» (командир — лейтенант Михаил Петрович Лазарев), направлялась в воды Южного полушария с целью поиска там новых земель и максимально возможного продвижения к полюсу. Вторая, т.е. шлюпы «Открытие» (командир — начальник «дивизии» капитан-лейтенант Михаил Николаевич Васильев) и «Благонамеренный» (командир — капитан-лейтенант Глеб Семёнович Шишмарёв) шла в Берингово море, чтобы выйти затем в Северный Ледовитый океан и попытаться дойти по нему до Атлантики, держа курс на восток либо на запад. Перипетии плавания этой 2-й эскадры не имеют отношения к предмету нашего повествования — поэтому скажу только, что, по большому счёту, её «вояж» оказался неудачным, но не по вине мореходов. Просто время для сквозных рейсов по северо-западному и северо-восточному морским путям ещё не наступило: даже лучшие суда начала ХIХ в не годились для чего-либо подобного25. Васильев на «Открытии» продвинулся к востоку от Берингова пролива лишь до мыса Айси-Кейп (Icy Cape (англ.) — «Ледяной мыс») (дальше, впрочем, чем любой из его отечественных и зарубежных предшественников), где был остановлен льдами; Шишмарёв же на «Благонамеренном», идя в противоположном направлении, добрался до мыса Сердце-Камень. Но на первом, рассматриваемом в данной главе, этапе путешествия обе «дивизии», «северная» и «южная», следовали по одному и тому же маршруту, и поэтому все 4 корабля иногда собирались вместе.
Инструкция Морского министерства предписывала командиру 1-й эскадры капитану 2-го ранга Ф.Ф.Беллинсгаузену сделать на пути в малоисследованные южные воды остановки в Англии, на испанском острове Тенериф и в Бразилии; после чего, «коль скоро наступит удобное время в сём году», обследовать открытые в 1774 г Джеймсом Куком остров Южная Георгия и Землю Сандвича (последнюю — «с восточной стороны»), а затем двигаться к югу «до отдалённейшей широты, какой только он может достигнуть… сколько можно ближе к полюсу, отыскивая неизвестные земли», не поворачивая назад «иначе, как при непреодолимых препятствиях. Ежели под первыми меридианами, под коими он пустится к югу, усилия его останутся бесплодными, то он должен возобновить свои покушения (попытки — А.Л.) под другими, и не упуская ни на минуту из виду главную и важную цель, для коей он отправлен будет, повторяя сии покушения ежечасно как для открытия земель, так и для приближения к Южному полюсу.
Для сего он употребит всё удобное время года: по наступлении же холода обратится к параллелям, менее удалённым от экватора, и, стараясь следовать путями, не посещёнными ещё другими мореходцами, пойдёт к островам Аукландским (Окленд — А.Л.), пройдёт проливом Королевы Шарлотты26 и спустится для снабжения провизией и отдыха экипажу в порт Джексон, что может случиться около первых чисел апреля 1820 г.
Отдохнувши, запасшись всем нужным и исправившись, командир 1 дивизии отправится… к востоку в параллелях Новой Зеландии и северной части Новой Голландии; потом обратится к островам Общества и Маркиза Мендозы; пройдя наименее посещаемыми путями экваторной полосы, пойдёт к обитаемым островам, к которым приставал Коцебу, и сделает изыскания о других, с ними соседственных, о коих упоминали жители первых; обозрит острова Соломоновы, а ежели время позволит, и Новую Каледонию, и возвратится для отдыха в порт Джексон или в Южный порт Земли Дименовой (Вандименова Земля, т.е. о. Тасмания — А.Л.), когда, по предварительным осведомлениям, в сём последнем месте может он найти нужные провизии, подкрепить свежей пищей экипаж и приготовиться к дальнейшим покушениям к Южному полюсу.
По наступлении удобного времени к концу 1820 г 1-я дивизия снова отправится на юг к отдалённейшим широтам, возобновит и будет продолжать свои исследования по прошлогоднему примеру с таковой же решимостью и упорством и проплывёт остальные меридианы… вокруг земного шара, обратясь к той самой высоте, от которой дивизия отправилась под меридианом Земли Сандвичевой.
По окончании благоприятного для сих предприятий времени совершит обратный путь в Россию».
В Копенгагене, куда «Восток» и «Мирный» прибыли 14 (26) июля и встретили там несколько опередившие их суда «северной» эскадры «Открытие» и «Благонамеренный», путешественников ждал первый неприятный сюрприз. Русский чрезвычайный посол при датском дворе барон Николаи сообщил Беллинсгаузену, что натуралисты Мертенс и Кунце, которые должны были присоединиться в этом городе к антарктической экспедиции27, прислали письменные уведомления о своём отказе от участия в ней по причине, как они это сформулировали, недостаточности данного им на подготовку к плаванию времени. Предпринятые послом в датской столице по просьбе Беллинсгаузена поиски натуралиста, который мог бы заменить двух подложивших участникам предприятия такую «свинью» немецких учёных, успехом также не увенчались: хотя Николаи и удалось найти одного молодого человека, в принципе, согласившегося плыть с путешественниками, родственники юноши настолько за него испугались, что даже увезли его из города на всё время стоянки в порту русских кораблей (в общей сложности заняла 3 дня).
Итак, важнейшая по задачам экспедиция имела в своём составе всего одного настоящего учёного — экстраординарного профессора Казанского университета Ивана Михайловича Симонова (на корабле «Восток»). Мичман Павел Новосильский охарактеризовал его как «образованнейшего и достойнейшего астронома, которого невозможно не любить, кто только его узнает». Но ни замечательные человеческие качества, ни высокая компетентность, ни писательский талант Ивана Михайловича (о наличии такового свидетельствует незавершённая, к сожалению, рукопись учёного о путешествии) не уменьшали серьёзности возникшей проблемы. Астрономическими наблюдениями, так или иначе, занимались в ходе плавания все офицеры обоих шлюпов — главным образом, практикуясь в определении координат судов в океане по положению небесных светил. Но медики экспедиции Яков Берг и Николай Галкин могли рассматриваться как естествоиспытатели лишь с очень большой натяжкой, а теоретический аспект геологических исследований в значительной степени взял на себя сам начальник эскадры.
Рисунок 21. Иван Михайлович Симонов
«Таким образом, — констатировал Фаддей Фаддеевич, — мы лишились надежды делать обретения по естественной истории, нам осталось утешение набирать по сей части всё встречающееся и, по возвращении нашем, предоставить людям знающим отличить известное от неизвестного;… мы всегда сожалели и теперь сожалеем, что не было позволено идти с нами двум студентам по части естественной истории из русских, которые сего желали, а предпочтены были неизвестные иностранцы».
29 июля (10 августа) суда Беллинсгаузена и Лазарева, а чуть позже их — и «Открытие» с «Благонамеренным», отдали якоря на Спидхэдском рейде города Портсмута. Важнейший английский порт в Ла-Манше стал в те дни для русских моряков чем-то вроде «места встречи», которое «изменить нельзя»: к моменту прибытия «Востока» и «Мирного» там уже стоял возвращавшийся из Русской Америки шлюп Василия Михайловича Головнина «Камчатка». 20 августа (1 сентября) сюда же зашёл — также завершая дальнее плавание — корабль Российско-Американской компании «Кутузов» под командованием капитан-лейтенанта Леонтия Андреяновича Гагемейстера.
Закупив в Англии недостающие карты, книги, навигационное оборудование и инструменты для научно-исследовательских работ, Беллинсгаузен и Лазарев покинули Портсмут 26 августа (7 сентября) 1819 г. Затем был остров Тенериф, где накупили фруктов и «долили», по словам командира эскадры, «все бочки свежею водою». Теперь «Востоку» и «Мирному» предстоял долгий и, может быть, опасный переход к южноамериканским берегам.
К счастью, на этом отрезке пути обошлось без каких-либо серьёзных проблем. Общее представление о плавании в тропических широтах Атлантики можно получить, сопоставив описания, сделанные участниками экспедиции.
Матрос 1-й статьи со шлюпа «Восток» Егор Киселёв излагал свои впечатления кратко и безыскусно:
«М-ца октября… 17-го. Поймали летучую рыбу в 7 вершков, которая похожа на ряпуху, и тут их множество летает стадами у самого екватора28… 24-го. Поймали 12 рыб, у которых чешуя как золотая, и употребляли в пищу господа и служители».
Рисунок 22. Летучая рыба
Мичман «Мирного» П.М.Новосильский рисует более подробную и красочную картину:
«Как жаль, что с нами не было натуралиста — какое обильное поле для наблюдений представили бы ему море и воздух! В струе за кормою плыли дельфины, бониты, акулы…, не отставая от нас. Тропические птицы летали над шлюпом, морской орёл, фрегат, распустив широкие крылья, стоял неподвижно в воздухе над грот-брам-реей29, несмотря на скорость нашего хода… Над головой сновали летучие рыбки. Бедной этой рыбке нет пощады ни в море, ни в воздухе. В море преследуют её бониты и дельфины, в воздухе — тропические птицы;… фрегат, завидя с высоты свою добычу, стрелой падает вниз и хватает даже на некоторой глубине несчастную рыбку.
Дельфинов мы легко ловили, надевая на толстый крючок лоскут красного флагдука… Дельфины имеют необыкновенную силу даже с палубы делать высокие прыжки: один из них, поменьше сажени (1,83 м — А.Л.), так ловко скакнул, что полетел сквозь раскрытый люк прямо в капитанскую каюту и упал плашмя на стол, на котором лежали морские карты, циркули, карандаши, линейки…»
По свидетельству астронома И.М.Симонова, «Восток» сопровождал такой же эскорт морских обитателей: «… бониты в великом множестве окружали шлюп наш и в виду нашем гонялись за летучею рыбою, и притом так усердно, что выпрыгивали из моря вон вслед за полётом екзоцетов (летучих рыб — А.Л.), вместе с ними окружили и сопровождали нас дельфины, дорады, акулы, а иногда вдали мы видели восходящие из моря фонтаны, пускаемые, вероятно, кашалотами, принадлежащими к роду китов меньшего размера… Этот род преимущественно любит тропические моря.
Дельфины разных родов окружали нас стаями, и мы очень много ловили их, что доставляло служителям свежую пищу, которая была довольно вкусна».
А вот как описывает Симонов охоту на акул:
«Их очень легко ловить. Акула обыкновенно следует за кормою и хватает всё, что к ней бросают с корабля. Чтоб поймать акулу, мы обыкновенно спускали с юта большую крепкую удочку, повешанную на довольно толстой цепи, а другой конец цепи привязан к крепкой верёвке, продетой через блок. Для приманки можно надеть на удочку что угодно: кусок солонины или рыбы и даже красный лоскуток шерстяной материи. Лишь только опускают эту приманку в море, акула мгновенно её хватает, а несколько человек матросов подымают её посредством блока сперва на ют, а потом на шкафут, где и разрезывают её в пищу. Но акула жёстче дельфина, менее его вкусна и требует приправы, как треска».
С наступлением темноты на безоблачном небе загорались невиданные или едва заметные в Европе звёзды Южного полушария — Ахернар, Канопус, Сириус, созвездие Южного Креста… Но ещё более диковинные огни вспыхивали по всему окружавшему суда водному пространству. «Ночью мы видели в море весьма много фосфорического света, — вспоминал Ф.Ф.Беллинсгаузен, знакомый с этим феноменом ещё по плаванию с И.Ф.Крузенштерном, — происходящего от множества малых как будто искр и больших светящихся глыб. Величественное явление сие поражает зрителя: он видит на небе бесчисленное множество звёзд и море, освещённое зыблящимися искрами, которые… в струе за кормою образуют огненную реку. Тот, кто сего никогда не видал, изумляется и совершенно в восторге. Фосфорическое блистание происходит, как известно, от склизких морских червей (Molusca). Для поймания сих искр и больших светящихся шаров с кормы шлюпа опущен был на верёвке в воду флагдучный мешок: вытащили во множестве как больших, так и малых блестящих животных, из коих по особому блистанию обратила внимание наше пирозома (Pyrosoma)… животное сие кажется будто стеклянное, когда в воде в спокойном состоянии иногда лишается света: спустя несколько времени… начинает светить…, после того снова постепенно тускнеет, а при малейшем потрясении воды мгновенно блистание возобновляется».
Рисунок 23. Пирозома атлантическая
Разумеется, типичный день матроса или офицера находящегося в дальнем плавании корабля включает в себя не только развлечения вроде вышеописанных охотничьих забав или созерцание красот природы. П.М.Новосильский воспроизводит в своей книге распорядок дня офицеров шлюпа «Мирный»:
«День у нас разделялся на 5 вахт, или очередей, а именно: 1-я вахта с полудня до 6 часов, 2-я — с 6 часов до полуночи, 3-я — с 1-го до 5-го, 4-я — с 5-го до 9-го и 5-я — с 9-го до полудня. В 8 часов мы собирались в кают-компании пить чай. Тут рассказывались новости, если были какие на ночных вахтах… В 10 часов делали солнечные наблюдения, по которым вычисляли время на шлюпе; сравнивая это время с хронометром, получалась долгота места. Перед полуднем все офицеры являлись на палубу брать секстанами полуденную высоту солнца. Особенный звон колокола «рында» возвещал полдень, после чего каждый спешил вычислять широту места шлюпа в полдень.
В час сходились к обеденному столу, не роскошному, но всегда хорошо приготовленному; капитан Лазарев обедал и пил чай вместе с нами. В кают-компании всякий занимался своим делом, притом у нас была довольно значительная библиотека русских и отчасти иностранных книг; мы наперёд условились, кому какие взять… Карты решительно изгнаны были на нашем шлюпе, — капитан Лазарев не мог терпеть их. Хороший вечер обыкновенно проводили на палубе. Тут начинались забавы матросов: иные, собравшись в кучу, пели песни, другие занимались гимнастическими играми…»
Прямо в пути произвели замену некоторых неудачно сделанных элементов рангоута «Востока», до чего перед отплытием из-за нехватки времени просто «не дошли руки»30. «Я имел намерение, — писал Беллинсгаузен, — во время плавания при пассатных ветрах переменить все стеньги и поднять запасные, которые, по просьбе моей, в Кронштадте сделаны были 3-мя с половиною футами (на 1,067 м — А.Л.) менее настоящих. К исполнению сего мы имели самое удобное время, и как шлюп «Восток» был в ходу многим превосходнее шлюпа «Мирный», то я надеялся, что от работы не будет в плавании остановок; но, чтоб при жарах работа была для служителей легче, разделил оную на 3 дня… Паруса также убавлены и переменены. Все работы я производил в море, потому что при береге всегда бывает много других».
18 (30) октября 1819 г корабли впервые в «вояже» пересекли экватор. Произошло это на 22°19’56’’ западной долготы.
По международной морской традиции, приживавшейся уже и в русском флоте, день ознаменовался празднеством в честь владыки морей Нептуна.
«Обыкновение особым образом торжествовать переход через экватор, хотя кажется маловажным и совершенно детскою забавой, однако производит большое действие на мореплавателей, — указывал Ф.Ф.Беллинсгаузен. — Скучный и единообразный путь между тропиками разделён экватором на 2 части; достигнув экватора, мореплаватель радуется, что совершил половину сего пути, празднует и начинает снова вести счёт дням, забывая прошедшие. Остальная часть плавания кажется ему не столь продолжительною…; приятные чувствования удовольствия способствуют сохранению здоровья мореплавателей».
Однако с организацией такого праздника на «Востоке» возникла весьма специфическая проблема: единственным человеком на борту шлюпа, проходившим ранее экватор, был сам капитан, а ему по статусу не положено было рядиться Нептуном. Поэтому ограничились тем, что Фаддей Фаддеевич, по его собственным словам, «почерпнутою с Южного полушария морскою водою окропил офицеров и учёных, дабы, так сказать, познакомить их с водами Южного полушария. Комиссар31, над коим вместе с прочими совершён сей обряд, исполнил то же над командою, с той только разностью, что вместо капель выливаема была полная кружка воды в лицо каждому. Все с удовольствием подходили к комиссару, и в ознаменование перехода в Южное полушарие я велел раздать по стакану пунша (Симонов добавляет: «с ямайским ромом» — А.Л.), который пили при пушечных выстрелах за здоровье его величества императора Александра I».
Между тем на «Мирном» имел место настоящий морской карнавал. В книге П.М.Новосильского торжество описывается так: «На богато убранной кораллами, раковинами и морскими растениями колеснице пожаловали к нам Нептун с Прозерпиной32, наядами и тритонами; после произнесения забавных речей все, кто не переходил ещё линии, выкупаны были в морской экваториальной воде, налитой в шлюпку… Офицеры, однако ж, откупились от этого обряда. Затем началось угощение океанских посетителей и всего экипажа. Громкие песни и пляски не прекращались до самой ночи. Колесница сделана была из брандспойта; Нептуна с трезубцем представлял рулевой, не раз переходивший уже экватор, а Прозерпину — капитанский юнга».
2 (14) ноября оба судна «южной дивизии» вошли в порт Рио-де-Жанейро, тогда — важнейшего города в южноамериканских владениях Португалии. «Мы весьма обрадовались, увидя в Рио-Жанейро шлюпы «Открытие» и «Благонамеренный», которые двумя днями после нас отправились из Портсмута и одним днём прежде нас пришли в Рио-Жанейро; сие последовало оттого, что господин Васильев никуда не заходил, а мы пробыли 5 дней у острова Тенерифа», — вспоминал потом Ф.Ф.Беллинсгаузен.
Рисунок 24. Рио-де-Жанейро. Картина 1844 г
На момент прибытия четырёх русских кораблей Рио временно исполнял роль столицы не только собственно Бразилии, но и… всего Португальского королевства. Дело в том, что ещё в 1808 г, когда французская армия Наполеона Бонапарта вторглась в Португалию, король последней Жуан VI бежал со своим двором из Лиссабона за океан — и в 1819-м по-прежнему пребывал вдалеке от Европы, в экономическом и политическом центре своей крупнейшей колонии. Поэтому здесь, помимо российского генерального консула коллежского советника Георгия Генриховича Лангсдорфа (в 1803 — 1805 гг участвовал как естествоиспытатель в 1-й русской кругосветной экспедиции под началом И.Ф.Крузенштерна) и вице-консула Кильхена, находился и посол России при португальском дворе генерал-майор барон де Тейль фон Сераскеркен. Эти трое оказали нашим морякам всяческое содействие — и в снабжении их необходимым для дальнейшего плавания провиантом, и в обеспечении наилучших возможных условий для проверки корабельных часов-хронометров (осуществлялась на расположенном вблизи от места стоянки шлюпов Крысьем острове И.М.Симоновым с помощью прикомандированных к нему гардемарина Адамса и унтер-офицера артиллерии Корнильева), и в ознакомлении любопытствовавших с городом и страной пребывания. Так, с помощью вице-консула Кильхена офицеры всех шлюпов совершили экскурсию к знаменитому водопаду в 16 милях от Рио-де-Жанейро, а посол устроил четырём командирам — Беллинсгаузену, Лазареву, Васильеву и Шишмарёву — приём у самого короля.
Великолепие тропической флоры и фауны, очевидное обилие природных богатств, почти райский, по российским меркам, климат и красота отдельных, особенно монастырских, построек не могли, тем не менее, лишить наших путешественников способности видеть и подмечать реалии другого рода: неудачная планировка города, узкие улицы, на которые прямо из окон домов выкидывали мусор и нечистоты, отсутствие светских учебных заведений, засилие церкви в общественной и культурной жизни, примитивность экономики, специализировавшейся почти исключительно на выращивании на экспорт кофе и сахарного тростника… Особенно угнетающее впечатление произвели на офицеров и учёных невольничьи лавки, где, как скотом, торговали привезёнными в Бразилию чернокожими рабами обоего пола и разных возрастов. Ф.Ф.Беллинсгаузен в своей книге назвал эти лавки «мерзостными» и рассказал, что в них происходило:
«В каждой лавке неотлучно находится один из португальцев или из негров прежних привозов; должность такового надзирателя состоит в том, чтоб стараться представить сих несчастных в лучшем и весёлом виде, когда приходят покупщики. Он держит в руке плеть или трость; по сделанному знаку все встают, потом скачут с ноги на ногу, припевая плясовые песни; кто же из них, по мнению продавца, не довольно весело смотрит, скачет или припевает, тому он тростью придаёт живости. Покупщик, выбрав по желанию своему невольника, выводит его… вперёд, осматривает у него рот, ощупывает всё тело, руками колотит по разным частям, и…, уверясь в крепости и здоровье негра, его покупает».
Хотя в записках участников экспедиции это прямо не отражено, но наверняка у кое-кого из наблюдавших такой торг возникли ассоциации с положением их крепостных соотечественников33.
Пробыв в Рио-де-Жанейро 20 дней, 4 русских корабля отправились дальше 22 ноября (4 декабря) 1819 г. Выйдя в океан, «северная» и «южная» эскадры разлучились окончательно: «Открытие» и «Благонамеренный» пошли к мысу Доброй Надежды с тем, чтобы оттуда плыть к Берингову морю, а «Восток» с «Мирным» взяли курс на юг. Впереди у них было самое трудное…
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Русский прорыв за Южный полярный круг. Жил отважный адмирал предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
24
Новосильский, в отличие от Моллера, правильно указывает дату отплытия четырёх шлюпов: не 3-е а 4-е (16-е по новому стилю) июля 1819 г.
25
Первопроходцем Северного морского пути из Атлантического в Тихий океан стал шведский мореплаватель и учёный, иностранный член-корреспондент Санкт-Петербургской Академии наук Нильс Адольф Эрик Норденшёльд, совершивший на пароходе «Вега» плавание в восточном направлении вдоль арктического побережья России в 1878 — 1880 гг.
26
Имелся в виду пролив Кука между Северным и Южным островами Новой Зеландии. На самом деле именем королевы Шарлотты назван не пролив, а залив в северо-восточной части Южного острова.
29
Грот-брам-рей (иногда — рея) — третий снизу поперечный брус на грот-мачте (второй от носа, главной мачте), служит для крепления грот-брамселя — третьего снизу паруса на этой мачте. «Мирный», видимо, шёл тогда без бом-брам-стеньг, и грот-брам-рей был у него самым верхним реем.