1. книги
  2. Личная эффективность
  3. Алексей Васильевич Тукмаков

Блесни креативом: Продуктивное использование мозга

Алексей Васильевич Тукмаков (2024)
Обложка книги

Человечий мозг — это орган для мышления — самостоятельного и творческого, самобытного и оригинального. Книга о том как тренировать мозг и воображение, чтобы придумывание нового перестало быть проблемой. О гигиене мозга, позволяющей исключить его напрасную перегрузку. Об умственной лени, которая приводит к дедушке Альцгеймеру. О развитии нейропластичности, которое позволяет мозгам не завянуть от старости. О том как стартануть в творчестве, не засорив мозг чужими шаблонами. О том как возродить детское мышление, свободное и не скованное стереотипами. О том, как пользоваться мозгом правильно, и как не пользоваться неправильно. Мозг — это главный орган человека, если, конечно, он человек. А если говорящая собачка Павлова — тогда главный орган на метр ниже. Но это ведь не наш случай, так?

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Блесни креативом: Продуктивное использование мозга» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Мышлению нужна фокусировка

Чтобы стало возможным реальное самостоятельное мышление — необходим предмет мышления.

Если я мыслю — о чём и для чего? Как своим мышлением я меняю реальность? Какие проблемы устраняю? Если этого нет, а имеет место только пустая болтовня — нет никакого мышления. Мышления без практики нет! А есть пародия на него. Которая называться «мышлением» не заслуживает.

Предмет мышления — это фокус.

Давайте посмотрим, какая у ребенка стратегия познания неизвестного мира. Вот он появился в этом мире, окреп более-менее, сиську мамкину из зубов выпустил — и приступает к исследованию реальности.

Сначала мир ребенку неизвестен — от слова совсем. И мозг этого самого ребенка включает любопытство ко всему без разбора. Ему всё интересно. Он осматривается, чтобы понять, что тут вообще есть. Это называется «рекогносцировка». На этом этапе результата никакого нет. Никакие проблемы не решаются. Образно говоря, ребёнок просто осматривается на местности, чтобы понять, куда идти.

Когда ребёнок осмотрелся, любопытство ко всему подряд заменяет интерес к чему-то одному. 1-2 объекта максимум. Образно говоря, ребёнок выбирает направление и по нему шпарит. В жизни это выражается результатами мозговой деятельности:

— картины,

— симфонии,

— физические теории,

— социальные проекты.

Реальность таким образом обогащается. Или, наоборот, какие-то аспекты этой самой реальности разносятся в хлам. В любом случае, имеют место наблюдаемые изменения.

А когда мышление беспредметно — никаких изменений нет. Это словоблудие. Ментальная суходрочка. Биомасса практикует её в барах, где под пивас с дружками перетираются все мировые проблемы. Они по идее должны быть уже по 10 тысяч раз решены, если учесть, сколько времени на их анализ затрачено. А они как были — так и есть. Значит, тухлый базар в кабаках, а также тухлое пережёвывание ментальной жвачки, не сопровождающееся наблюдаемыми результатами — это не мышление. А интеллектуальный онанизм.

Вот эту здравую стратегию: «сначала тотальное любопытство — потом фокус на интересном», — разрушает школа. Разрушает просто в хлам. Ибо предметов много, и заставляют заниматься всем, их штук 20 в программе. А реально интересовать могут 1-2, максимум 3. При школьном обучении сфокусироваться нельзя, ибо фокусировка на чем-то — это отказ от всего остального. Точно так же, как выбрать одно направление — значит отказаться от всех других направлений.

С 6 до 17 лет школа активно вырабатывает ментальные привычки. И, разрушая здравую стратегию «тотальное любопытство — фокусировка на интересном — отказ от всего остального» — калечит ребенку мозг. Получается привычка к разбросу. Как много всего интересного… Напиши 1000 целей на тренинге целеполагания… У меня тысяча-тысяча-тысяча думушек (это из басни про лису и журавля).

Если точнее, школа отбивает навык спонтанной фокусировки на интересном, и вырабатывает привычку к принудительной фокусировке на том, что положено. Реклама тоже принудительно фокусирует мозг потребителя на впариваемом продукте. Многократно возвращает к одному и тому же, в итоге:

— индивид покупает ненужный хлам;

— или нужный, но переплачивая втридорога за брендовый шильдик;

— платежеспособный спрос растёт, экономика крутится;

— владелец транснациональной корпорации зарабатывает очередной миллиард.

Соцсети, я имею в виду раздел новостей, где навязчиво рекомендуют что-то, причём искусственно делают это завлекающим, а отключить невозможно… Соцсети подпитывают привычку к умственному разбросу. Я сам на это дерьмо периодически подсаживаюсь, на фотки котят смотрю, на истребители и ракеты, иногда на жратву. Потом чувствую, что с мозгами не то, отказываюсь от соцсетей. Реально ломает несколько дней, но потом проходит. Соцсети это как алкашка, только печёнка не отвалится. Но жизнь-то в унитаз спустится, без вариантов.

Если не хочешь пронестись по простору Вселенной и сгинуть в небытии, как мимолётная какашка в канализационной трубе, практикуй принцип фокусировки по жизни. Есть всё что нужно и нет ничего лишнего. Практикуй направленную жизнь. Чтобы мозг не рассеивался. Самофокусируйся. А попытки отвлечь нейтрализуй на подлёте. Как Израиль сбивает ракеты, пускаемые Хезбаллой.

Фокусировка, если только она на интересном, то есть спонтанная, а не принудительная — это сильная сторона взрослого мышления. Это целенаправленность. Она, и только она, приводит к наблюдаемым результатам. Если дополнить фокус на интересном сильными сторонами детского мышления: оригинальностью, отсутствием шаблонов, — эффект будет вау!

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Блесни креативом: Продуктивное использование мозга» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я