Я называю «психотерапию» пи-терапия, из книги понятно почему. Пи-терапия — это обучение примиренчеству и самообману. Это приспособление индивида к требованиям социума и отключение того, что не укладывается в норму. Это отказ от Идеалов и Мечты. Она основана на притворстве: на притворном понимании, принятии и одобрении. Пи-терапия удовлетворяет потребность в том, чтобы быть кому-то интересным, это нажива на одиночестве и человеческих страданиях. Пи-терапевты похожи на японских гейш и на эзотерических гуру. Как гейши, они создают иллюзию заинтересованности и дают комфортное общение. Как гуру, запудривают мозги и переселяют индивида в воображаемую реальность, которой нет. Некоторые попадают в секты, другие под влияние пи-терапевтов, это явления одного порядка. Хотите дальше спускать свои бабки в унитаз на разговоры с тем, кто не придёт на ваши похороны? Хотите дальше спускать свою жизнь на пустую болтовню вместо реального решения проблем? Если нет — гоните пи-терапевтов пинком под зад.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Успокоители и нормализаторы: Вредная суть психотерапии» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Довольная скотина — продукт психотерапии
Психологическое благополучие — это что за зверь?
Психологическое благополучие — это как бы цель пи-терапии и критерий её успешности.
Но что такое это самое психологическое благополучие?
Если одним словом выразить — это довольство. Оно имеет 2 аспекта:
— довольство жизнью;
— довольство собой.
Довольство жизнью, когда оно бывает? Когда ощущаешь удовольствие и не ощущаешь дискомфорта. Кажется, это «само собой разумеется» и «по-другому быть не может»? А здря. Потому что речь идёт от абсолютизации гедонизма.
Крайний пример такой абсолютизации — крыса со вживлённым в мозги электродом. Вживлённым прямо в «центр удовольствия». А другой конец проводами к педальке прикручен. И вот, значит, крыса такая педальку нажимает и кайфует до посинения. До посинения в буквальном смысле, пока с голоду не сдохнет. Вот чем оканчивается культ гедонизма и удовольствия.
Ключевой момент удовольствия — для современной биомассы — это либидо. Фрейд, который пи-терапию придумал, взял одно жизненное отправление — половое, и на нём одном построил всю этическую систему. В смысле, хорошо то, что ведёт к половому удовлетворению, и плохо то, что ему мешает. Ну, конечно, не только к половому, но суть ясна. Очень примитивная суть.
Довольство собой — это самодовольство. Его часто называют другими словами, типа самопринятия. Потому что слово «самодовольство» имеет не очень хороший оттенок.
Самодовольный индивид — это почти всегда тупой идиот. Потому что, если ты собой доволен — сравни себя со Шварценеггером в молодости, какие банки он себе накачал, сравни себя с Илоном Маском, который 300 с лишним миллиардов баксов заработал. С Жаком Кусто, который на дно Марианской впадины погрузился, или на худой конец с каким-нибудь космонавтом, которого в космос запустили.
Чем ТЕБЕ быть собой довольным? Если ты не космонавт, не миллиардер и не Мистер Вселенная? Нечем! И довольство собой без реальных выдающихся достижений — это тупой самообман.
Еще 2 момента, важные для обеспечения психологического благополучия:
— обезличивание;
— аморфность.
Что значит «обезличивание»? То, что важны эмоции, ощущение удовольствия, а то, что их доставляет — вторично. Не важно, с кем быть, главное — быть счастливым. А другой человек — лишь средство для обеспечения этой эмоции. Ни с тем, так с этим. Ни той работой занимаюсь, так этой — главное, чтобы платили.
Что значит «аморфность»? А то, что некоторые вещества, не будем их здесь называть, принимают форму сосуда, в который их налили. Это аморфные вещества. Типа болотной жижи, блевотины и жидкого поноса. Куда их нальёшь, такую форму они и примут. А индивид, характеризующийся аморфностью, подстраивается под социальную среду. А чтобы поменять её — ни-ни. Даже попытаться. Даже подумать об этом. Он аморф. Зато благополучный психически. Ибо если среду начнёшь менять — от этой самой среды прилетит такая ответка, что всё психологическое благополучие бесследно испарится.
В общем, психологически благополучная особь:
— практикует гедонизм и обезличенность как главные жизненные ориентиры;
— наполнена самодовольством без реальных выдающихся достижений;
— аморфна и подстраивается под социальную среду.
Собой доволен, жизнью доволен, потребности удовлетворены… Образно говоря, сытая довольная скотина.
Самодовольство — скверна души
Нормально-социализированный индивид, впитавший с молоком матери идеи дедушки Фрейда, управляется принципом удовольствия. Как собачка Павлова. Удовольствия бывают многоразличными:
— пищевое — когда что-то сожрал;
— половое — когда кого-то трахнул, или как вариант, трахнули тебя;
— кинестетическое — когда тебе массаж сделали…
Общее в том, что все эти удовольствия запускаются через физиологию и ощущения тела. Но таких удовольствий — отнюдь не большинство. Ибо возможности организма по испытыванию физиологических удовольствий весьма ограничены. Нельзя до бесконечности жрать, бухать, курить и сношаться, ибо в таком режиме очень быстро износишься и сдохнешь.
А экономику-то надо крутить. Обеспечивая бесконечный рост платежеспособного спроса. И поэтому большинство удовольствий связано с самодовольством. Самодовольство — это удовольствие индивида от того, что он думает сам о себе, и что, как ему кажется, о нём думают другие. Огромная часть того, что современная экономика производит и втюхивает потребителям, направлено на подпитку этого самого самодовольства. Крутые тачки, гаджеты, шмотьё…
Самодовольство — это весьма коварное явление.
Во-первых, оно лежит в основе всей рекламы и маркетинга, и подталкивает к нефункциональному, чрезмерному потреблению.
Есть понятие «статусное потребление» — и это полное фуфло. Ибо статус у того, кто в Правительстве сидит. Ну или хотя бы транснациональной корпорацией управляет. А вещи, даже дорогие, на реальное положение в социальной иерархии и на возможности, которые этим положением обеспечиваются, — не влияют никак. Образно говоря, можешь хоть Мерс купить, хоть Майбах — если сам говно, говном и останешься, на какую тачку ни залезь. А Илон Маск даже если сядет в ржавый «запорожец» — останется Илоном Маском. Со своими миллиардами и корпорацией «Спейс-Икс».
Современный потребитель покупает что-то в первую очередь для того, чтобы «лучше о себе думать» и чтобы «о нём лучше думали». Зачем иначе нужны разбрендованные шмотки, тачки с бриллиантовыми секретками и новый компьютер, которого хватит для обсчета межгалактических полётов? При этом прежний комп еще исправно фурычит, и его хватит для обсчета полёта межзвёздного, а уж межпланетный полёт он как орешек щёлкнет?
Всё это только для того, чтобы получить повод лучше думать о себе. И подпитать самодовольство. И в итоге индивид батрачит, получает деньги, сливает их, получает дозу самодовольства, но ненадолго, потому что произвели что-то более крутанское. И он возвращается к первому шагу. И так всю жизнь. Он ее в канализацию спускает.
Во-вторых, самодовольство может стать основой для садистского отношения к другому.
Ведь самодовольство как можно обеспечить:
— либо роскошью себя окружить, построив небоскрёб как арабские шейхи или купив суперяхту;
— либо крутанскую миссию в жизнь проводить, вот как Илон Маск хочет всех на Марс переселить;
— либо другого мучить, того кто слаб и зависим от тебя (типа ребенка) — и самоутверждаться таким образом.
Для небоскрёба или суперяхты нужно немеряно бабла, для крутанской миссии нужны смелость и гениальность. А когда их нет, индивид может скатиться в садизм. Чтобы мучения другого существа стали для него поводом к самодовольству. По принципу «ребенка своего унижаю — собой довольна, или доволен». Моё детство прошло среди таких вот отбросов.
В-третьих, самодовольство ведёт к обесцениванию объектных ценностей.
Как это работает? А очень просто.
Сначала объектная ценность логически связывается с самодовольством. Это пи-терапевты делают. Вопросами типа «что для тебя означает творчество», «что оно тебе даёт». И прогрузами о том, что «ценности — это про то, каков ты сам».
Если тупорылый клиент такого пи-терапевта это дерьмо заглотит, и свяжет свою объектную ценность с самодовольством… То есть согласится, что эта самая ценность для него ценна потому, что она самодовольство подпитывает… На следующем шаге он эту ценность заменит на что-то другое, что позволит с меньшими издержками самодовольство подпитывать. С помощью гаджетов, роскоши… Они позволят подпитывать самодовольство по-другому.
Ведь роскошь-гаджеты — это только комфорт. А объектные ценности часто бывают причиной дискомфорта и страдания. Творчество, например, может быть связано со страхом, с разочарованиями… А гаджет — он только положительные эмоции даёт, были бы бабки на покупку.
Поэтому не надо устанавливать в голове связь между объектными ценностями и самодовольством. Не надо связывать с самодовольством инновационное творчество, деятельное сострадание, любовь как ценностное отношение к другому.
Ценности — они только про самих себя. И всё. А не про то «какой ты сам». И ничего они не дают. Просто у некоторых они есть, и эти люди своим объектным ценностям привержены. И эти объектные ценности определяют их жизнь. А у кого нет, объектных ценностей, вся жизнь определяется только удовольствием и выгодой.
Ну и под занавес.
Самодовольство — это то, на что влияют льстецы. Польстить кому-то — это значит, образно говоря, сделать психологический минет. Поэтому многие презирают льстецов. А как еще можно относиться к тому, кто сосёт направо и налево всем подряд?
Выключение совести
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Успокоители и нормализаторы: Вредная суть психотерапии» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других